Коварная вещь архивы. И опасная... Или «Кто написал четыре миллиона доносов...»

На модерации Отложенный

Как же коварны и опасны бывают архивы!
Особенно для тех, кто чрезмерно самоуверен.

При обсуждении «творений» ряда «историков» в очередной раз стали появляться сетования на то, что кому то очень не хватает архивов.

Оказывается не только в рассказах анонимных «дедушек», которые якобы живописуют отдельным блогерам, что все было не так, как написано в исторических документах, но и в архивах содержится правда жизни.

Мне в этом контексте неожиданно вспомнилась одна ситуация.

Начиналась она почти что по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

«Четырнадцатого числа весеннего месяца нисан» (а точнее 14 марта 1992 года) «под высокую анфиладу Иродова дворца» (а точнее знаменитого здания КГБ СССР на Лубянской площади) «в белом плаще с кровавым подбоем» (а точнее в невиданных тогда в России туфлях и стильном плаще с эффектнейшим меховым подбоем) «шаркающей походкой кавалериста» (а точнее шаркающей походкой старой диссидентки)… вошла известнейшая тогда немолодая дама.

Не обратив никакого внимания не только на прапорщика у входных дверей, но и на учтивого капитана, сопровождавшего ее к легендарному кабинету, она лишь высокомерно кивнула двум представителям ведомства, вежливо встречавших ее у входа.

Только здесь, расставшись, наконец, с шикарным плащем (оказалось что из уникального меха был выполнен весь его подклад) и водрузив его на раритетную вешалку, она брезгливо оглянула помещение.

— Борис Николаевич лично приказал вашему министру ознакомить меня с делом моего отца!

— Да, мы в курсе.

— Дело здесь?

— Да, конечно.

— Предупреждаю! Что бы никаких ваших подлостей! Знаю я ваши гэбэшные штучки! Что бы никаких заклеенных страниц! Что бы ВСЕ дело было в наличии полностью!

— Да, конечно. Пожалуйста.

— Вы что так и будете все время сидеть смотреть?

— Дело имеет гриф секретно. Мы обязаны присутствовать.

Дама надменно хмыкнула.

Не смотря на всю ее волю и особенности характера, все равно чувствовалось волнение, когда она открыла довольно толстую папку из зеленовато-коричневого картона, за годы уже изрядно пожелтевшего.

Хотя у ее матери по жизни было еще два мужа, для нее этот человек был тот самый — первый и настоящий.


Родной.

Женщина не отрываясь и почти не двигаясь читала материалы дела три с половиной часа.
Почти не шевелясь.

В конце ее лицо фактически окаменело.

Особенно надолго она замерла на одним из разделов.

В нем были аккуратно подшиты написанные рукой ее отца 229 (!) доносов на других людей.

Точнее 222 до ареста и 7 написаны написаны уже дополнительно во время ареста.


Собственно говоря ее отцу и вменялось нанесение ущерба советской власти и вредительская деятельность путем фабрикации заведомо ложных доносов.
В том числе и кОрыстной целью.

Причем по меньшей мере три или пять человек, упомянутых в этих доносах, были прямыми родственниками нескольких ближайших сподвижников этой женщины по диссидентскому движению.

На жесткую, волевую, не терпящую малейших возражений женщину было нелегко смотреть…

— Вы закончили ознакомление с делом?
— Да.
— Распишитесь, пожалуйста, в карточке: подпись, расшифровка подписи, дата, время.

Заполнив карточку, женщина очень медленно встала из-за стола:
— Что вы делаете с этими материалами?

Сотрудник, закрывая папку, повернул ее посетительнице:
— Вы видите этот штамп?

В правом верхнем углу красовался прямоугольный штамп «ХРАНИТЬ ВЕЧНО».

— Согласно Закона — «Хранить вечно». В случае необходимости полностью или некоторые разделы после рассекречивания можно опубликовать.

Посетительница с совершенно изменившимся лицом сделала несколько шагов и остановилась.

Только сейчас она осознала, что обладая ТАКИМ компроматом не ее семью, спецслужбы его НИ РАЗУ НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИ!

— Я всегда была уверена в необходимости существования вашей очень важной для государства организации. — Неожиданно сказала она и не забыла попрощаться.

Действительно, далее, до конца своей жизни она ни разу не упоминала и не критиковала «организацию».

Коварная вещь архивы. И опасная…

В заключение: что бы при обсуждении не возникало вопросов — кто эта женщина, прошу рассматривать данный материал как некое литературно-художественное произведение.

© Владимир Ворожцов