Советский миф про «ключи под ковриком»
На модерации
Отложенный
Так, друзья — сегодня публикую пост о чисто советской лжи про «ключи под ковриком», настала наконец-то пора разобраться с этим мифом, который как чумное поветрие распространяется среди всех любителей СССР, ватников, антизападников и читателей книг про «попаданцев» — они верят в этот миф практически так же, как в россказни о бесплатных квартирах и о том, что в советских магазинах было изобилие.
Суть мифа заключается в следующем — якобы в СССР все жили настолько дружно и души друг в друге не чаяли — что оставляли ключи от входной двери под ковриком. Обычно рассказывающий этот миф делает акцент не на самом факте расположения ключей, а на имплицитном описании той среды, в которой существует этот факт — якобы в совке все жили дружно и вообще не было воров и грабителей.
Разумеется, всё это сплошной миф, который легко опровергается статистикой советской преступности, квартирных краж и ограблений. Может кто-то когда-то и положил ключ под коврик, но это не было массовым явлением и уж точно никак не было связано с «отсутствием в СССР преступности».
Входные двери в «бесплатные» квартиры.
Для начала давайте вспомним — что из себя представляли советские двери, и начнём мы с истории. В старых дореволюционных многоквартирных домах двери были чаще всего двухстворчатыми, основная половинка которых (которая не была зафиксирована) чаще всего открывалась наружу — что было в общем-то логично с точки зрения усложнения работы взломщиков. За первыми дверями могли быть ещё вторые — которые открывались внутрь — чтобы не пересекаться по траектории движения с первыми дверями.
Что сделали большевики в совке? В любых советских типовых домах — начиная с так называемых сталинок и заканчивая брежневками и хрущёвками — двери всегда открывались внутрь. Казалось бы, это нелогично — зачем открывать внутрь квартиры дверь из достаточно просторной лестничной площадки сталинки, как бы уменьшая тем самым площадь прихожей?
А ответ на этот вопрос достаточно простой — советская власть не признавала никакой частной собственности, советские крепостные не были собственниками своих квартир, а лишь по сути жили в них на правах длинной аренды, и власть оставляла за собой право в любое время вломиться в любую квартиру — а это намного проще сделать с дверями, которые открываются внутрь.
Никакой другой логики для того, чтобы двери открывались не наружу, а внутрь — нет. Это ухудшает криминогенную обстановку, делает взлом дверей более простым — но никакая бытовая человеческая логика не могла заставить изменить совковым принципам — доступ в жилище крепостного должен быть лёгким в любое время дня и ночи, и поэтому в советских СНИПах были заложены именно такие правила.
Замки и цепочки советского человека.
Имея столь слабо защищённые входные двери, которые легко взламывались — советские граждане самостоятельно пытались укрепить и как-то усилить входные порталы в свои жилища.
В редкой советской квартире был один замок — как правило, это было либо какое-то казённое жильё, типа общаги, либо жилище какого-то совсем уж синего алкоголика — в такой квартире обычно ещё и дверная ручка этого единственного замка была поломана и постоянно висела «на полшестого».
Во всех других случаях советские граждане имели два, а иногда и три замка. Проверка «а закрыл ли ты на верхний?» — была частью каждодневного ритуала отхода ко сну — верхний замок чаще всего имел такую пумпочку, при нажатии которой замок невозможно было открыть снаружи — что создавало ложное ощущение безопасности у обитателей квартиры.
Помимо этого, на двери также вешали цепочки — цепочка обязательно накидывалась на ночь и во всех случаях, когда в двери кто-либо звонил — сперва открывали с цепочкой, смотрели кто стоит за дверью, и только потом снимали её со скобы и открывали двери. Что ещё интересно — в советское время даже появлялись дополнительные врезные и навесные замки и цепочки на всех старых «дореволюционных» дверях — что легко можно увидеть наприер в Москве, Вильнюсе или Киеве.
Конечно, всё это были достаточно низкокачественные меры безопасности, которые не остановили бы ни серьёзных взломщиков, ни ментов — последние вообще выбивали любую совковую дверь с любыми замками не более чем за 2-3 минуты — дверь открывалась во внутрь и легко вылетала вместе с кусками коробки. Тут важнее другое — «в самой честной и безопасной в мире стране» люди вешали на двери по 2-3 замка да ещё и цепочку, тогда как например в Финляндии ещё сто лет назад в квартиры вели стеклянные двери с единственным простеньким замком. Как говорится — почувствуйте разницу.
Почему всё-таки могли оставить ключи под ковриком?
И вот мы подходим к самому главному — а почему, собственно, время от времени люди могли оставить ключи под ковриком? Ведь такие единичные случаи действительно случались. И я бы разделил ответ на этот вопрос на две части.
Во-первых, сам факт оставления ключей под ковриком говорит о том, что квартира крайне перенаселена — и у всех членов семьи просто нет комплектов ключей. Вечером придёт бабушка, и в качестве вынужденной меры ключи нужно оставить под ковром либо в электрическом щитке — ещё одном тайном хранилище ключей.
А во-вторых — запирающиеся на 3-4 затвора изнутри квартиры люди так легко могли иногда оставить ключи под ковриком по одной простой причине — запирая дверь изнутри, они переживали за свои жизни и здоровье в случае нападения разбойников. А запирая дверь снаружи — они понимали, что красть в квартире в общем-то и нечего…
Такие дела.
Комментарии
И являетесь ЖЕРТВОЙ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ от Путина.
Жива ещё вонючка!
Комментарий удален модератором
Ключа под дверью не было, в квартире жили две пенсионерки, могли открыть дверь. И звонок был один на всю квартиру.
Все эти накладные замки, много звонков это уже появилось во времена правления Хрущева. Ведь он по амнистии 1953 года выпустил уголовников, не только тех, кто сидел "по политике".
вранье. я сейчас живу в сталинском доме. двери открываются, о ужас, наружу. у некоторых на площадке двери родные. дом постройки 1937 года