К 50-летию Аполлона-11: Первопроходцы программы «Аполлон»

На модерации Отложенный

К началу пилотируемых полетов по программе «Аполлон», в отряде астронавтов NASA состояло 42 человека, набранных в ходе пяти наборов в 1959 – 1966 годах. Шестой набор завершился в августе 1967 года, и его участники только проходили общекосмическую подготовку, их шансы на участие в лунной программе были самыми минимальными.

Из ветеранов первого набора, или группы «Меркурия», в строю оставались Дональд Слейтон, Алан Шепард, Уолтер Ширра и Гордон Купер. Ширра и Купер совершили к 1968 году по два космических полета на кораблях «Меркурий» и «Джемини». Алан Шепард также имел славу первого американца в космосе. Дональд Слейтон неоднократно был дублером товарищей, но его и Шепарда отстранили от летной подготовки по медицинским показаниям – у первого имелись замечания по сердцу, у второго развилась болезнь Меньера. В итоге Слейтона назначали начальником Управления летной подготовки, а Шепарда – его подчиненным, начальником Отдела астронавтов в Хьюстоне. Таким образом, Слейтон будет отвечать в дальнейшем за формирование экипажей «Аполлонов», а Шепард уже после исторической миссии «Аполлона-11» восстановится в летном статусе и станет командиром «Аполлона-14»… Пятый участник первого набора Вирджил «Гас» Гриссом также успел приступить к подготовке по программе, но трагически погиб на «Аполлоне-1».


Вирджил Айвен «Гас» Гриссом (1926 — 1967)

Дональд Кент «Дик» Слейтон (1924 — 1993)

Алан Бартлетт «Ал» Шепард-младший (1923 — 1998)

Уолтер Марти «Уолли» Ширра-младший (1923 — 2007)
Гордон Лерой Купер (1927 — 2004)
 

Из участников второго набора к 1968 году опыт космических полетов по программе «Джемини» имели Нил Армстронг, Фрэнк Борман, Чарльз Конрад, Джеймс Ловелл, Джеймс Макдивитт, Томас Стаффорд и Джон Янг. Еще один их коллега, Эдвард Уайт, вошел в историю как первый американец в открытом космосе, но он также погиб на «Аполлоне-1».


Нил Олден Армстронг (1930 — 2012)

Фрэнк Фредерик Борман (1928 — н.в.)

Чарльз Питер «Пит» Конрад-младший (1930 — 1999)

Джеймс Артур «Джим» Ловелл-младший (1928 — н.в.)
Джеймс Олтон «Джим» Макдивитт (1929 — н.в.)

Томас Паттен «Том» Стаффорд (1930 — н.в.)
Джон Уоттс Янг (1930 — 2018)

Эдвард Хиггинс «Эд» Уайт II (1930-1967) 

 

В третьем наборе впервые было зачислено больше десяти человек – четырнадцать астронавтов. Но к 1968 году в строю оставалось только десять: Эдвин Олдрин, Уильям Андерс, Алан Бин, Юджин Сернан, Майкл Коллинз, Уолтер Каннингем, Донн Эйзел, Ричард Гордон, Рассел Швейкарт и Дэвид Скотт. Из них только Бин, Андерс, Каннингем, Эйзел и Швейкарт не имели опыта космических полетов, остальные слетали в космос на кораблях «Джемини». Наконец, участником третьего набора был третий член экипажа «Аполлона-1» - Роджер Чаффи.


Уильям Элисон «Билл» Андерс (1933 — н.в.)

Алан Лаверн Бин (1932 — 2018)

Эдвин Юджин «Базз» Олдрин-младший (1930 — н.в.)

Юджин Эндрю «Джин» Сернан (1934 — 2017)

Майкл «Майк» Коллинз (1930 — н.в.)

Ронни Уолтер «Уолт» Каннингем (1932 — н.в.)

Ричард Фрэнсис «Дик» Гордон-младший (1929 — 2017)

Дэвид Рэндольф «Дэйв» Скотт (1932 — н.в.)

Донн Фултон Эйзел (1930 — 1987)

Рассел Луис «Расти» Швейкарт (1935 — н.в.)

Роджер Брюс Чаффи (1935 — 1967)
 

Из астронавтов четвертого и пятого наборов опыта космических полетов к 1968 году не имел никто.

 

Астронавты 4-го набора. Сидят: Кёртис Майчел, Гаррисон Шмитт и Джозеф Кервин. Стоят:Оуэн Гэрриотт и Эдвард Гибсон.

 

Астронавты 5-го набора. Стоят: Джон Суайгерт, Уильям Поуг, Рональд Эванс, Джек Лаусма, Джеймс Ирвин, Джеральд Карр, Стюарт Руса,Альфред Уорден, Томас Маттингли, Пол Вейтц. Сидят: Эдвард Гивенс, Эдгар Митчелл, Чарльз Дьюк, Дон Линд, Фред Хейз, Джозеф Энгл, Вэнс Бранд, Джон Булл, Брюс МакКэндлесс.

Таким образом, наибольший шанс стать первым человеком на Луне фактически имел каждый из астронавтов первых трех наборов. Именно из них были сформированы экипажи первых «Аполлонов». Участники четвертого и пятого наборов претендовали на места в дублирующих экипажах и возможное участие в заключительных миссиях программы.

«Аполлон-1»

 

Мы уже несколько раз рассказывали об экипаже «Аполлона-1». Это должен был быть первый пилотируемый полет будущего лунного корабля. За шесть лет форсированных разработок уровень создаваемой космической техники вызывал массу вопросов. Будущий «Аполлон» менялся так часто, что изменения порой не отражались в чертежах и документации. Только за 1966 год в конструкции было внесено больше пяти тысяч доработок.

Назначенный командиром первого экипажа, опытный астронавт Вирджил Гриссом, как никто знал, насколько «сырой» его новый корабль. Он уже «доводил до ума» «Меркурий» и «Джемини», и теперь так же усиленно он работал и в цехах фирмы North American над «Аполлоном». Его репутация лидера, ветерана войны в Корее, ни у кого не вызывала сомнений, многие были уверены, что профессионализм Гриссома может компенсировать многие недочеты корабля. Наконец, Гриссом открыто мечтал о первой лунной высадке. Его товарищ по набору в отряд астронавтов, Дональд Слейтон полностью поддерживал его мечту.

В команду к Гриссому назначили пилотов Эдварда Уайта и Роджера Чаффи. Поскольку использование лунного модуля не планировалось, их должности назывались «старший пилот» и «пилот» соответственно. Уайт уже вошел в историю как первый американец и второй человек в открытом космосе. Чаффи в космос еще не летал, и первоначально в экипаж включен не был – вместо него готовился Донн Эйзел. Однако вскоре Эйзела сняли по медицинским показаниям, заменив Чаффи. Чаффи также как и Гриссом отчаянно мечтал о высадке на Луну, и успех «Аполлона-1» мог дать ему твердый шанс побывать на естественном спутнике.

Вечером 27 января 1967 года Гриссом, Уайт и Чаффи заняли свои места в командно-служебном модуле «Аполлона» в модификации «Блок-1», установленном на ракете «Сатурн-1Б». Астронавтам предстояло отработать обратный отсчет и первые три часа полета. Их дублеры – Стаффорд, Янг и Сернан, обеспечивали техническую поддержку экипажа на заводе North American в Калифорнии. В командном бункере в пятистах метрах от стартовой позиции находились Дик Слейтон и нелетавший астронавт Стюарт Руса, исполнявший обязанности оператора связи с экипажем. В 18:31 Слейтон услышал из «Аполлона-1» голос Чаффи: «У нас пожар в кабине!». На телеэкранах с бортовых камер в это время было видно происходящее в кабине – языки пламени и тщетные попытки Гриссома и Уайта открыть люк. Вскоре из кабины «Аполлона-1» раздался последний крик Чаффи, и больше экипаж на связь не выходил.

Стартовая команда в этот момент уже пыталась открыть люк корабля, он буквально раскалился от жара, а наружу выходил едкий дым. Некоторые работники в результате получили отравление угарным газом.

Когда спасатели, наконец, открыли люк, тела астронавтов сложно было опознать. Все трое погибли от отравления продуктами горения меньше чем за минуту. По результатам расследования причиной гибели экипажа стало вероятное короткое замыкание, в атмосфере чистого кислорода огонь распространился мгновенно. Из-за повышенного давления внутри кабины по сравнению с наружным, и конструкции люка (он открывался внутрь), вовремя среагировавшие Уайт и Гриссом не смогли открыть его.

Трагедия «Аполлона-1» стала потрясением для всей страны. Но остановить программу «Аполлон» она не могла. Корабль был отправлен на срочные доработки, чтобы в результате стать одним из самых надежных космических аппаратов в истории. Стартовая позиция LC-34, где произошла катастрофа, позднее была демонтирована, а на оставшихся конструкциях установлена памятная композиция.

«Аполлон-7»

 

После гибели астронавтов «Аполлона-1» их задачу все равно должен был выполнить другой экипаж. Когда корабль «Аполлон» был снова допущен к пилотируемым испытаниям, новая миссия получила название «Аполлона-7».

11 октября 1968 года астронавты Уолтер Ширра (командир), Донн Эйзел (пилот командного модуля) и Уолтер Каннингем (пилот лунного модуля, с ограниченными функциями) впервые поднялись в космос на «Аполлоне-7». Это был первый полет «Блока-2». Ширра был опытным астронавтом, он стал первым человеком, полетевшим в космос в третий раз. Эйзел и Каннингем были новичками.

Корабль был выведен на околоземную орбиту ракетой «Сатурн-1Б». Главной задачей полета «Аполлона-7» была проверка работы всех систем корабля, а также имитация стыковки с лунным модулем. Все эти задачи были успешно выполнены. Экипаж также проводил сеансы видеосвязи с ЦУПом Хьюстона. 22 октября «Аполлон-7» успешно приводнился в Атлантическом океане. Это было единственное приводнение «Аполлона» в Атлантике.

«Аполлон-8»

 

Успехи «Аполлона-7» и два удачных беспилотных пуска «Сатурна-5» предрешили исторический характер следующей миссии. В NASA были воодушевлены упомянутыми успехами лунной программы, но в Советском Союзе также шла подготовка к штурму Луны. У американцев были все основания опасаться снова стать вторыми – 15 сентября 1968 года беспилотный корабль «Зонд-5» (лунная версия корабля «Союз») впервые облетел Луну, неся на борту живых черепах. 21 сентября он успешно приводнился в Индийском океане. В любой момент к Луне могли полететь советские космонавты. Данных о готовности к полетам советской сверхтяжелой ракеты «Н-1» у американцев тоже не было. Джеймс Уэбб подал в отставку со своего поста в тот же день, когда «Зонд-5» летел над Луной. После этого NASA впервые заявило, что вопреки первоначальным планам, «Аполлон-8» с экипажем может быть отправлен к Луне. Окончательное решение было принято 12 ноября, когда к Луне летел советский «Зонд-6» – старт «Аполлона-8» состоится 21 декабря, к Луне полетит командно-служебный модуль с тремя астронавтами на борту.

Изначально «Аполлон-8» должен был выполнить другую задачу – провести на орбите Земли пилотируемые испытания командно-служебного и лунного модулей. В экипаже тренировались Джеймс Макдивитт (командир), Дэвид Скотт (пилот командного модуля) и Рассел Швейкарт. Задача облета Луны и выхода на окололунную орбиту ставилась экипажу «Аполлона-9» – Фрэнку Борману (командир), Майклу Коллинзу (пилот командного модуля) и Уильяму Андерсу (пилот лунного модуля). Когда Дик Слейтон сообщил экипажам о перестановке полетных планов, Макдивитт отказался лететь к Луне без лунного модуля. Борман, наоборот поддержал инициативу руководства.

Так 21 декабря 1968 года к Луне полетел первый пилотируемый корабль «Аполлон-8» в составе Фрэнка Бормана, Уильяма Андерса и Джеймса Ловелла, который сменил Майкла Коллинза, снятого с полета по медицинским показаниям. Борман и Ловелл уже летали вместе на корабле «Джемини», Андерс был новичком.

Ракета «Сатурн-5» отработала без замечаний. После выхода на траекторию полета на Луну, Борман и Ловелл успешно провели тренировки по имитации стыковки с макетом лунного модуля, который был установлен в адаптере третьей ступени. В первом полете к Луне «Аполлон» впервые летел в «режиме барбекю» – равномерно вращаясь вокруг своей оси, чтобы поддерживать температурный режим на поверхности корабля. В полете экипаж провел два сеанса видеосвязи, показав приближающуюся Луну и удаляющуюся Землю.

24 декабря «Аполлон-8» достиг Луны и впервые успешно вышел на её орбиту. Корабль выполнил вокруг естественного спутника десять витков, астронавты провели несколько сеансов видеосвязи, впервые показав с такого близкого расстояния поверхность Луны. Общая продолжительность сеансов видеосвязи составила два часа. Были также разведаны места планируемых посадок. 25 декабря, в католическое Рождество, успешно выполнив свою главную задачу, «Аполлон-8» отправился в обратный путь. 27 декабря «Аполлон-8» успешно приводнился в Тихом океане.

«Аполлон-9»

 

Наступил 1969 год. Уверенность американцев, что завет президента Кеннеди будет выполнен в срок, росла. На год планировалось пять пилотируемых пусков, один из которых – с первой высадкой на Луне. Но лунный модуль, которому предстояло доставить астронавтов на поверхность Луны, все еще не был испытан. Научить его летать предстояло экипажу «Аполлона-9». Как и в предыдущей миссии, в экипаже был только один новичок — Швейкарт.

Корабль стартовал 3 марта 1969 года. Старт корабля был отложен на трое суток из-за заболевания основного экипажа. Ракета «Сатурн-5» впервые и успешно доставила на околоземную орбиту командно-служебный и лунный модули. Помимо испытаний лунного модуля, астронавтам предстояло совершить несколько выходов в открытый космос в новых скафандрах «A7L», для лунных миссий.

После выхода на орбиту Земли, Макдивитт и Скотт впервые и успешно состыковали командно-служебный и лунный модули. Астронавты впервые дали отдельные позывные модулей – «Гамдроп» («Леденец») для командного и «Спайдер» («Паук») для лунного. На третьи сутки начались испытания лунного модуля. Макдивитт и Швейкарт перешли в лунный модуль, подключились к его системам жизнеобеспечения, активировали все системы модуля и развернули посадочные опоры. До расстыковки с командно-служебным модулем астронавты проверили работу двигателя посадочной ступени лунного модуля.

На четвертые сутки Макдивитт и Швейкарт вновь вернулись в лунный модуль. Переходной люк был закрыт. Астронавты надели скафандры, а Швейкарт приготовился к выходу в открытый космос через дверь кабины лунного модуля. После разгерметизации Швейкарт вышел на наружную площадку лунного модуля, а Скотт одновременно разгерметизировал командный модуль и также вышел в открытый космос.

На пятые сутки Макдивитт и Швейкарт впервые испытали лунный модуль в автономном полете в течение шести часов. Удаление между модулями составило 185 километров. После успешного отделения от посадочной ступени, экипаж вернулся к командному модулю, где в одиночестве остался Скотт. Корабли снова успешно состыковались. Во взлетную ступень были сложены накопившиеся у экипажа мусор и ненужные более предметы, после чего «Спайдер» был отстыкован окончательно и сгорел в атмосфере только в 1981 году.

В оставшиеся пять суток полета астронавты занимались фотографированием Земли, научными экспериментами и продолжили проверки бортового оборудования. 13 марта «Аполлон-9» успешно приводнился в Тихом океане.

«Аполлон-10»

 

Столь впечатляющие успехи привели к тому, что ряд руководителей NASA предлагали отправить «Аполлон-10» для выполнения первой высадки на Луну. Программа полета, по сути, повторяла «Аполлон-9», только проведение аналогичных испытаний командно-служебного и лунного модулей предусматривалось на окололунной орбите. Поэтому зазвучали голоса, что «генеральная репетиция» не требуется, и астронавты готовы к первому прилунению. Экипаж в составе Томаса Стаффорда (командир), Джона Янга (пилот командного модуля) и Юджина Сернана (пилот лунного модуля) прошел обширную летную подготовку, и подготовить их к посадке на Луну было вполне реально. «За» был Джордж Миллер, «против» высказался Кристофер Крафт – начальник Управления полетами. В итоге директор программы Сэм Филлипс принял решение – «Аполлон-10» выполнит «генеральную репетицию».

Старт состоялся 18 мая 1969 года. Выведение на траекторию полета к Луне, перестроение и стыковка командно-служебного модуля («Чарли Браун») и лунного модуля («Снупи») прошли полностью штатно. На пути к Луне экипаж провел восемь сеансов видеосвязи. 21 мая «Аполлон-10» достиг Луны и успешно перешел на окололунную орбиту. Прежде чем провести «генеральную репетицию» высадки, экипаж впервые провел второй маневр, переведя космический комплекс на круговую орбиту вокруг Луны с параметрами 110х113 километров.

Проведя все проверки оборудования, на 12-м витке над Луной Стаффорд и Сернан перешли в лунный модуль и приготовились к расстыковке. Джон Янг остался в командно-служебном модуле, став первым человеком, летавшим над Луной в одиночестве. После расстыковки астронавты сфотографировали корабли друг друга на фоне Луны. Янг провел сеанс видеосвязи, показав находящийся в автономном полете «Снупи». После 35 минут совместного полета Янг отвел «Чарли Браун» на безопасное расстояние 4 км, в это время проводилось тестирование бортового радиолокатора лунного модуля.

Пролетая над обратной стороной Луны, Стаффорд включил двигатель посадочной ступени, лунный модуль начал снижение. «Снупи» перешел на орбиту снижения с параметрами 114х14 км. Находясь в точке периселения Стаффорд и Сернан 6 минут наблюдали предполагаемый участок будущей посадки «Аполлона-11». Снять его на видеокамеры не удалось, отмечалась плохая связь лунного модуля с ЦУПом. Через 15 минут после прохождения периселения двигатель посадочной ступени был снова включен на максимальную тягу. «Снупи» теперь оказался на орбите с параметрами 360х22 км, а «Чарли Браун» находился на 50 км впереди него – создавались условия имитации старта с Луны. На высоте 22 км над предполагаемым местом будущей посадки «Аполлона-11» посадочная ступень лунного модуля была сброшена, Стаффорд отвел взлетную ступень на безопасное расстояние. Внезапно взлетную ступень начало бросать в разные стороны, поворачивать по крену и тангажу. Стаффорд выключил автопилот и с помощью ручного управления стабилизировал ступень. Частота пульса Сернана во время этого эпизода поднялась до 129 ударов в минуту, он был очень взволнован и несколько раз крикнул Стаффорду, чтобы тот немедленно переходил на аварийную систему наведения. Позже выяснилось, что астронавты за несколько секунд до возникновения вращения ошибочно установили в неправильное положение один из тумблеров. Но даже если бы астронавтам не удалось стабилизировать взлетную ступень, это произошло бы автоматически, но позже.

На 16-м витке, после восьми часов автономного полета, «Чарли Браун» и «Снупи» снова сблизились для стыковки. Она прошла успешно. Перед окончательной расстыковкой астронавты загрузили в лунный модуль накопившийся мусор и отходы, после чего модуль был отделен и позже перешел на селеноцентрическую орбиту. Оставшееся время на окололунной орбите экипаж провел за наблюдениями лунной поверхности, разведкой мест будущих посадок и фотографированием. Был проведен один сеанс видеосвязи. После этого «Аполлон-10» отправился в обратный путь к Земле.

26 мая «Аполлон-10» успешно приводнился в Тихом океане. Старт «Аполлона-11» был назначен на 16 июля, препятствий для первой высадки на Луну больше не было.

© Арсений Котовский для сообщества «Твой сектор космоса», 2019