Евреи и очки

На модерации Отложенный

 

 

 

Герман ГОЛЬД «Хедер», 1990 год

В Израиле изобретены и проходят тестирование корректирующие глазные нанокапли.

Какой орган главный у  человека? Учитывая, что самая первая заповедь, данная Создателем всему живому,  – «плодитесь и  размножайтесь», можно подумать, что тот самый орган, ответственный за размножение. Многие так и  думают. Но мы, евреи, прежде чем выполнить заповедь, должны своими глазами прочитать ее в Торе и комментарии к  ней в  «Шулхан арух», в  талмудических трактатах. Поэтому главный орган, через который открывается нам воля Творца, – глаза. 


 

На глаза у  народа Книги приходится самая тяжелая нагрузка. Детей в традиционных еврейских семьях учат читать с трех лет, а потом книги сопровождают еврея всю жизнь. Ученые утверждают, что при рождении все люди дальнозорки  – им, как сказал поэт, «большое видится на расстоянии». По мере роста у  ребенка развивается способность различать мелкие знаки вблизи, а  в пожилом возрасте эта способность обычно слабеет. Другое дело близорукость – это когда глаза очень хорошо видят вблизи, а то, что вдали, различают плохо. Другой поэт – Давид Самойлов – писал: «С постепенной утратой зрения всё мне видится обобщенней». И что интересно, близорукость – это еврейский дефект зрения. Об этом информировал еще энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: 

«Установлено, что близорукость чаще встречается у  евреев, чем у  христиан. Так, среди учащихся в  хедерах найдено 13% (Харьков) близоруких, а  в  общих средних учебных заведениях отмечается 10,3%. Из 276 детей в петербургских еврейских училищах оказались 16,7% близоруких, из 2360 христианских же учениц в петербургских школах Патриотического общества – около 5%». 

Не в  том ли промысел Творца, сотворившего евреев по своему усмотрению, – чтобы они не глазели по сторонам, а смотрели в Книгу, которую Он им дал? Но среди утренних благодарностей за то, какими нас создал Б-г, про близорукость ничего нет.

Как бы то ни было, евреи испокон веков считались очкариками. И это – плата за владение словом и  письменностью. Вспомним, какие толстенные стекла держались на переносице у Зеэва Жаботинского или того же Давида Самойлова (Кауфмана)! У Брокгауза и  Ефрона об этом тоже сказано:

«Большая распространенность близорукости у  евреев также зависит от сильного развития между ними грамотности… Большая наклонность евреев к  близорукости проявилась особенно в  низших классах, между тем как в  высших (за исключением 9-го класса) перевес был на стороне христиан.

Исследователь приписывает эту особенность более быстрому развитию евреев сравнительно с христианами».

И если евреи лидируют по расстройствам зрения, то неудивительно, что в Израиле разрабатываются технологии, позволяющие бороться за правильный взгляд на окружающую действительность, не надевая очки или контактные линзы, не прибегая к  лазерной операции. В  Израиле изобретены корректирующие глазные капли.

Пару лет назад фармацевтический гигант Novartis приобрел компанию, разрабатывающую средство для лечения дальнозоркости, и  уже идут эксперименты с  каплями для растворения катаракты. Это большой бизнес: дальнозоркость поражает большинство людей старше 45  лет, это потенциальный рынок в количестве почти 2 миллиардов человек по всему миру, из них 120 миллионов в  одних только Соединенных Штатах.

В доклинических тестах нанокапли достигли коррекции 3  диоптрии для дальнозоркости и  2,5  диоптрии для близорукости путем локального изменения показателя преломления роговицы. «Мы пока не знаем, как долго длится этот эффект»,  – говорит д-р Давид Смаджа, офтальмолог Иерусалимского медицинского центра «Шаарей-Цедек», три года назад переехавший в Израиль из Франции.

В  январе 2019-го были проведены тесты in vivo на кроликах и  свиньях, в конце года планируется перейти к тестированию нанокапель на людях. «В будущем эта технология может позволить пациентам корректировать зрение не выходя из дома», – отмечает Смаджа.

Наверное, многие израильтяне, особенно молодые, с  удовольствием воспользуются нанокаплями, чтобы избавиться от очков  – которые, между прочим, мешают целоваться, а  следовательно, не способствуют выполнению первой заповеди. В то же время для многих еврейских мужчин очки являются вторичным половым признаком, поскольку свидетельствуют об усердном исполнении важных мужских функций  – регулярной молитвы и  учебы. В  конце концов, серьезный еврейский мужчина даже в  самые интимные моменты жизни может испытать потребность заглянуть в  «Шулхан арух», а  тут проще по-быстрому надеть очки, нежели прибегнуть к помощи пипетки.

Виктор Шапиро