Россияне оказались не такими уж и старыми

На модерации Отложенный

медианный возраст, пенсионный возраст, здравоохранениеВрачам стоит подготовиться к наплыву пожилых граждан, которым отсрочили выход на пенсию. Фото Александра Артеменкова/PhotoXPress.ru

На граждан в возрасте 55 лет и старше в РФ приходится менее 30% населения, а медианный возраст составляет меньше 40 лет. С такими показателями Россия на фоне Европы пока выглядит вполне молодой страной. Однако когда в РФ поднимали пенсионный возраст, один из аргументов звучал так: практически все страны через это прошли. Но не упоминалось еще одно существенное отличие России от многих «стареющих» экономик: в РФ госрасходы на здравоохранение в разы ниже, чем в большинстве европейских государств. Россия может оказаться в списке «стареющих» стран с аномально низкими расходами на здравоохранение.

Старение населения создает вызовы для социальной политики, их нужно учитывать в условиях повышенного пенсионного возраста. 

 

На это обратили внимание участники прошедшего в четверг в Москве научного семинара из цикла «Политика активного долголетия и пенсионные реформы», организованного Высшей школой экономики (ВШЭ).

  «Наиболее серьезный вызов – плохое состояние здоровья и низкая профилактическая активность в старших возрастах. И вторая проблема связана с социальным обслуживанием», – сообщила замдиректора Института социальной политики ВШЭ Оксана Синявская. 

  В частности, по ее словам, как показывают экспертные оценки с учетом данных Росстата, сейчас «потребность в социальном обслуживании вдвое выше, чем существующий охват». «У нас очень низкие расходы на социальное обслуживание по отношению к ВВП: около 0,3–0,4% ВВП по сравнению, например, с 1,5% во Франции», – добавила она.

В фокусе внимания должны быть вопросы социального инвестирования, сохранения и развития человеческого капитала. «Это непрерывное образование, физическая активность, медицинское и социальное обслуживание», – пояснила Синявская.

Обосновывая необходимость повышения пенсионного возраста в России, правительственные чиновники ссылались в том числе на опыт других стран. «На сегодняшний день практически все страны уже повысили пенсионный возраст. Причем начали это делать еще в 80-е годы прошлого века. В нашей стране возраст выхода на пенсию один из самых низких – по сравнению и с нашими партнерами по СНГ, и с европейскими странами», – пояснял летом прошлого года премьер Дмитрий Медведев.

Тем не менее хоть население в РФ и стареет, однако на фоне других стран Россия выглядит пока вполне «молодо». Медианный возраст (50% населения старше этого возраста и 50% – младше) составляет в России 39,8 года.

Для мужчин он 36,9 года. Это данные Книги фактов ЦРУ за 2018 год. В среднем по Евросоюзу медианный возраст составляет примерно 43 года, для мужчин – около 42 лет.

По этому показателю Россия находится на 52-м месте в мире. В мировом рейтинге первые три строчки занимают Монако (медианный возраст – почти 54 года), Япония (почти 48 лет), Германия – около 47 лет. Выше России в рейтинге разместились не только многие развитые страны, но и такие государства, как, допустим, Румыния, Украина, Белоруссия.

Более того, на граждан в возрасте 55 лет и старше в России приходится менее 30% населения – это данные Книги фактов ЦРУ на 2018 год, они подтверждаются и Росстатом. А в среднем по Евросоюзу доля таких граждан достигает почти 33%, в Монако она около 48%. Ситуацию с Монако можно назвать уникальной. Одновременно с этим в Японии доля граждан в возрасте 55 лет и старше составляет примерно 40%, в Германии она находится около отметки 37%, в Италии – 35%.

Хотя стоит уточнить, что и некоторые развитые государства все же демонстрируют близкие к российским показатели: например, это Норвегия и США. 

При этом госрасходы на здравоохранение в России уже не идут ни в какое сравнение с затратами развитых, «стареющих» экономик. По данным Всемирной организации здравоохранения, в РФ эти расходы составляют 3,7% от ВВП – по состоянию на 2017 год. В Евросоюзе они превышают 7%, в отдельно взятой Германии приближаются к 9% ВВП. Разве что в Монако эти расходы оказались на уровне 3,8%.

Хотя, как отметил в беседе с «НГ» независимый пенсионный эксперт Сергей Звенигородский, «уровень социального обеспечения в Евросоюзе выше по затрачиваемым суммам, но не по охвату нужд населения, и это тоже следует учитывать». Также, по словам эксперта, не стоит забывать о том, что простое увеличение бюджета на здравоохранение в России вовсе не обязательно приведет к эффективному освоению этих средств.

«Что касается повышения пенсионного возраста, следствием которого становится выплата гражданам старших возрастов пособий по безработице вместо пенсий и оплата больничных, то, по моему мнению, ни одно государство, увеличившее срок выхода на заслуженный отдых, не добилось своих официальных целей, – продолжил Звенигородский. – Уже через несколько лет приходилось увеличивать общие затраты на человека, поддержание его трудоспособности, социальную составляющую и опять-таки на выплату самих пенсий, тоже выросших в ходе реформ». 

 

table-ec.jpg