ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА: ОПЯТЬ ДВОЙКА

Образование ругали везде и всегда, а уж при Фурсенко о нем не всплакнул только ленивый.  Раньше, мол,  школа была замечательной,   а теперь вот стала сирой и убогой, спасите, помогите, лишаемся будущего. Как самая ленивая, пишу об этом последней,  зато начну с красивой цитаты:  

«Умственные унижения и угнетение со стороны невежественных и эгоистичных учителей производит в юной душе опустошения, которые нельзя загладить и которые оказывают роковое влияние в зрелом возрасте…  В сущности, почти чудо, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность; это нежное растение требует, наряду с поощрением, прежде всего свободы – без неё оно неизбежно погибает».

Это сказал Альберт Эйнштейн. Не Макаренко, конечно, но мужик тоже авторитетный. Потому что понимал:   образование -  это в первую очередь учитель. И во вторую тоже. Потому что без личности никакого образования  не будет, она, личность как движок в машине. Без нее если и подмажешь, все равно не поедешь,  даже если имеется  гудок, мигалка и бортовой компьютер.  

А призывы  срочно придумать и внедрить  какие-то там волшебные методики, это просто  разводка налогоплательщиков на  деньги. Все  уже придумано. Будут  хорошие учителя -  будет образование, а никакие четыре или сорок четыре наиважнейших предмета тов. Фурсенко тут не помогут,   с нашим  педсоставом  образование останется таким же убогим,  как и сегодня.  

Откуда  вообще берутся учителя?  В цивилизованных  странах -  из университетов,  у нас – из педвузов.  Мы, правда, переименовали их в университеты и таблички теперь другие, а по сути   -  это  тот же отстой для вечных троечников и преступно низкие требования на вступительных экзаменах, поступить туда может кто угодно. А на выходе картина  еще краше  -  почти полная профнепригодность плюс комплекс  сверхценности своих малых  знаний плюс стойкая ненависть ко всему яркому и самобытному в детях. 

Как мать,  могу привести сотни, тысячи примеров дикой, просто  варварской безграмотности и невежества учителей  в сочетании с наглостью и апломбом.  Да что говорить, почитайте комментарии к любой статье про образование и увидите  – самые безграмотные тексты с фантастическими орфографическими  ошибками принадлежат именно нашим славным учителям.  Причем их самих это нисколько не смущает, одна мне даже наивно ответила,  что вы, мол, платите нам как следует,  тогда и будете требовать от педагогов  всеобщей грамотности,  не раньше. Фантастика!

 И кстати,  самые популярные разговоры в образовательной  среде отнюдь не о детях, нет, а именно  о деньгах,  ставках и недостаточном  финансировании.   То есть раньше они полагали  что  школа –  это что-то вроде товарно-сырьевой  биржи, а там бегают  дети и их нужно чему-то учить. Какой пассаж!  Мы вам не Перельманы чтобы пахать даром!  Такие разговоры  еще очень любят милиционеры,  которые  тоже были уверены, что сержант должен получать  как два академика, а оказалось – что всего как полтора.

 Разве с их запросами на такое проживешь?!

Впрочем, вот московским учителям денег дали, и что?  Сильно поумнели?  Или взять судей с их фантастическими зарплатами и пенсиями.  Они у нас теперь сильно независимые?  

И кстати, к чему наша вечная борьба со спецшколами?   И я и множество моих знакомых  в таких  школах учились,  и можем сказать о них только хорошее.  И именно разного рода продвинутые школы заканчивало большинство выдающихся людей в мире.  Мы боимся, что дети нашей убогой элиты там  не потянут? Видела я такое в своем детстве.  Так это решаемо, возьмите интернаты для умственно отсталых  и назовите их красиво – элитно-рублевские  или что-то такое, вот вопрос и решится. А те,  кто еще хочет и может учить физику, математику и другие немодные предметы – пусть учат. 

Весь мир ценит ум и талант.  Не потому,  что такие хорошие, а потому,  что умеют считать и  помнят некоторые исторические факты.   Открытия  Пастера компенсировали  Франции  15-и  миллиардные  убытки от разгрома  1871 года,  двигатель Дизеля и патенты Эдисона принесли своим странам прибыли таких размеров, про которые там  раньше и не слышали.  Карл Великий рассылал людей во все концы империи на поиски даровитых юношей, благодаря чему  возникло «Каролингское возрождение». Американцы придумали программу для определения  сообразительности  «Merit»,  давным-давно поставили на поток поиск одаренных  старшеклассников и тратят  ежегодно полтора миллиарда  долларов на персональную помощь  одаренным детям и колледжам, где они  учатся.

Есть и противоположные примеры.  В девятнадцатом веке австрийцы любили в основном вальсы, а технику не очень.  Когда инженер Маркус предложил правительству автомобиль с четырехтактным двигателем, ему сказали, что от его изобретения слишком много шума.  Не понравились властям и другие пионерские изобретения соотечественников -  подводная лодка, самолет, велосипед,  телефон и другие. А изобретенное в Австрии  ружье, заряжаемое не через дуло, а посредством затвора, было отклонено из-за того, что солдаты «слишком быстро расстреливали бы патроны».

И к чему это привело? К тому, что в 1866 году Австрия позорно проиграла войну именно из-за технологической отсталости. Но у них хоть оставались вальсы гениального Штрауса, а у нас одна надоевшая всем попса.

А если быть совсем честным, так главный вопрос реформы образования совсем в другом  – какой продукт должна выдавать  на гора наша школа?  Свободных творцов или безмозглые гайки суверенной спайки?  Второе мы уже имеем, а чтобы получить первое,  нужно менять и учителей, и министерство, и вообще всю систему.  А это уже не методология,  это уже политика. Так что все разговоры об образовании – это так, сочинение на свободную тему. Если хочешь получить пятерку, пиши на тему «Образ партии в современном мире» -  и не ошибешься.