Когда сахар был ценностью.

На модерации Отложенный

 



     Продолжаю выкладывать фото экспонатов школьного музея Ильи Тупикова в Нейво-Рудянке.

 

Вот перед вами солидный такой ящичек. Даже можно назвать его ларцом. К сожалению отдельной фотки этого ящичка у меня нет. 
      Зато на переднем плане такое миленькое  и миниатюрное древнее зеркало с ящичками для косметики и всяких женских штучек. Как это вообще называется, когда три зеркала в одном? Трельяж? Трюмо? Слово такое из советского обихода, ныне забытое. А тот ящичек, который почти ларец, он слева от древней "косметички". На полке лежит.




    Илья показал нам ящичек и спросил:
-А для чего по-вашему он предназначался?
Хотя нет, вот, нашёл отдельное фото ящика. Особенный такой ящичек, с красивой ручкой, с замочком. Значит там хранилась какая-то ценность.

И какая же?



И что ж там такое было?

Новоуральские блогеры размышляют.



А Илья открыл ящик.
-Так понятнее?


Какой-то нож. С ручкой. Приложив большие усилия можно было надавить на ручку и что-то разрезать. Я вспоминаю:
-Табак тёрли этой штукой.
    Во времена перестроечные у нас были трудности с сигаретами. Меня, некурящего они не затрагивали, зато отец без курева очень страдал. И вот когда курить было уже совсем нечего, мы стали садить табак. В огороде нашего рудянского дома мы посадили несколько кустов табачку. Но чтобы табачные листья стали куревом, их надо было сначала высушить, а потом размолоть.
       Сушили мы их на чердаке.

А для размола нам Борис Степаныч Бороздин, бабушкин дальний родственник, приносил вот такого же типа приспособление. Грубо сваренный станок с рычагом. Только ножей там было несколько.

Пользуясь этой малой  механизацией, мы перемалывали  весь наш урожай табаку, приводя его к виду, пригодному для курения. А потом отец набивал этим зельем деревянную трубку, которую я для него вырезал.
      Но с табаком я не угадал. Тут что-то другое.



Потом Илья нам объяснил предназначение этой штуковины. Она была нужна для того, чтобы колоть сахарные головы.

 

Сахар в дореволюционные времена выпускался в виде вот таких плотных, спёкшихся конусообразных "голов". чтобы пить чай с таким сахаром, его нужно было сначала расколоть.



Сахарную голову закладывали в это приспособление, нажимали на рычаг и откалывали от головы кусочки. Крупные, мелкие. Для совсем уж мелких существовали вот такие щипцы.



      А чтобы кусочки сахару не разлетались, вокруг машины для колки и был "построен" ящичек.  В нём же колотый сахар и хранился. Под замком, чтоб домочадцы ненароком лишний кусочек  не съели. А когда наступала пора пить чай, хозяин доставал ключ, открывал ящичек и давал всем домашним по небольшому кусочку сахару. Который они и съедали вприкуску с чаем. А остальной сахар убирали под замок до следующего чаю. Потому что сахар был ценностью.
   Не то что в теперешние времена. Сейчас-то у нас.

Не вприкуску, а внакладку,
Чтобы вкусно, чтобы сладко.


А предки о таком и мечтать не смели.