О странном «июльском кризисе» 1917-го

На модерации Отложенный

16 июля 1917 года начнутся события в Питере, вошедшие в историю, как «июльский кризис» или «июльское восстание»… надо сказать, среди специалистов нет согласия ни насчёт названия, ни относительно подоплёки этого довольно странного происшествия… Но – по порядку.



Collapse

…В марте, после отречения Николая II, образуется так называемое «двоевластие» – с одной стороны было Временное правительство (образованное из временного комитета распущенной думы); с другой – Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов (в котором преобладали меньшевики и эсеры – а большевики были в меньшинстве). Впрочем, на самом деле наступило самое настоящее Смутное время – как это обычно и случается при разрушении «вертикали власти»… 

…В апреле прибыл пресловутый пломбированный вагон с Лениным.  (Справедливости ради – вагонов было несколько…впрочем, тема обширна – ограничимся констатацией: немцы охотно сплавляли в Россию всех, кто заявлял о своих антивоенных настроениях). После известной (хотя и по-разному трактуемой) встречи на Финском вокзале, Ильич выступит с не менее известными Апрельскими тезисами, в которых, в частности, выскажется о неизбежности «перерастания буржуазной революции в социалистическую» (надо сказать, эта идея окажется полной неожиданностью даже для большевиков) – а также, само собой, о прекращении войны).



(Интрига переломных событий 17-года вообще во многом закручена вокруг войны. Как откровенничал впоследствии видный либерал (и один из лидеров февральских событий) Милюков: «…твёрдое решение воспользоваться войной для производства переворота было принято нами вскоре после начала войны», – а время его осуществления определило то обстоятельство «…что наша армия должна была перейти в наступление, результаты коего в корне прекратили бы всякие намёки на недовольство и вызвали бы в стране взрыв патриотизма и ликования». О как!..)

…Однако Временное правительство прекращать войну отнюдь не собиралось – более того, затеяло в июне собственное наступление!.. (Оно с треском провалится – после печально известного Приказа №1армия полностью потеряла управляемость; целые дивизии попросту отказывались идти в бой).

…Тем не менее, эта затея имела серьёзные последствия в Питере.   Существенную часть столичного гарнизона составлял так называемый Первый пулемётный полк – на самом деле, по численности он соответствовал дивизии, и был, своего рода «учебкой»… получив приказ выдвигаться на фронт, полковой комитет ответит категорическим отказом – и пошлёт делегатов в Кронштадт, где с мая всем фактически заправлял местный совет. Моряки охотно откликнутся – и двинутся на Питер!..

…Мы вынужденно упрощаем, поскольку действующих сил было гораздо больше… главными подстрекателями станут анархисты – а большевики, поначалу выступят против «вооружённой демонстрации»!.. Тем не менее, приходится срочно вызывать Ленина, который благополучно пребывал в Финляндии. (Примечательно, что Керенский – ещё не премьер, но уже военный министр – тоже отсутствовал; он выехал на фронт).



…Ильич прибывает – и произносит известную речь с балкона особняка Кшесинской.
 (Надо признать – этим его активная роль пока что и ограничилась. Впрочем, ораторов и агитаторов в те дни хватало – пылкие лозунги звучали из-за каждого угла. А вот «Долой Временное правительство» провозгласят всё те же анархисты!.. Надо сказать, буквально днём раньше правительство раскололось само по себе – пять министров не согласятся с признанием автономии Украинской Центральной рады; да ещё и с передачей ей всех юго-западных губерний – и уйдут в отставку. Есть мнение, что это как-то повлияло на ход событий… возможно – но более вероятным кажется, что многочисленных политиков просто несло по волнам стихии).

…Итак, 17-го огромная толпа (к которой присоединилось множество гражданских – в первую очередь, рабочих; общую численность оценивают от нескольких десятков тысяч до полумиллиона) …так вот – вся эта масса выходит к Таврическому дворцу. (Попутно происходят грабежи и перестрелки – причём, кто в кого стрелял, как водится, неясно). Начинаются какие-то невнятные переговоры…

…Проблему решит командующий войсками военного округа Половцов – в конце концов, приславший два орудия и сотню казаков. (Надо сказать, их встретили пулемётным огнём, после чего донцы рассыпались, а одна из пушек достанется демонстрантам). Однако хватило и оставшейся – некий не растерявшийся штабс-капитан Цугурия, практически, в одиночку, единственным выстрелом уложит пулемётчиков… Дальнейшее выглядит совершенной фантасмагорией – заслышав артиллерию, толпа запаникует и разбежится!.. (Что подтверждает – никакого общего руководства и плана действий не было).



…На следующий день в город войдут верные правительству части – невзирая на свою малочисленность, практически никакого сопротивления они не встретят. Моряков разоружат и отправят в Кронштадт; солдат – на фронт… больше всех достанется большевикам – фактически, их назначат виноватыми – и, вдобавок, немецкими шпионами… именно после этих событий партия перейдёт на нелегальное положение, а Ленин будет скрываться в Разливе. С другой стороны, Временное правительство столь же временно усилится, оттеснив от власти Петросовет – а Керенский станет премьером…

PS: …Специалисты до сих пор не могут договориться – что это вообще было?.. Каким образом такое огромное количество вооружённых людей собралось вместе – и, самое главное, почему они так мгновенно и бесславно рассеялись от пары пушечных выстрелов?.. (Количество пострадавших доподлинно неизвестно – но очевидно, оно не слишком велико, и артиллерия тут не причём). Есть мнение, что «июльский кризис» стал своего рода «генеральной репетицией» большевиков – но, мол, они не совладали с «управлением революционными массами»… Не слишком правдоподобно, учитывая, что Ленин в те времена говорил, что «власть пока брать нельзя» – да и зачем ему было, фактически, гробить собственную партию?.. В любом случае – нам, заучившим, что за любым событием обязательно кто-нибудь стоит, трудно поверить в «стихийный порыв масс»…



PPS: …Говорят, что при обыске в штаб-квартире большевиков (упомянутом особняке Кшесинской) найдут тот самый план, который будет реализован буквально через три месяца: «взять почту, телеграф, телефон»… Впрочем, это – совсем другая история.