ЖЕСТОК ЛИ БОГ ВЕТХОГО ЗАВЕТА?
На модерации
Отложенный
Часть 2. ПРИЗЫВАЕТ ЛИ БИБЛИЯ К ГЕНОЦИДУ?
В предыдущей части мы обсуждали вопрос о том, жесток ли Ветхозаветный Закон.
Но Закон – это еще не самое шокирующее место Священного Писания... Гораздо труднее современному человеку принять и понять повествования о том, как израильтяне истребляли мирное население, как утверждает Библия, по прямому приказу Бога. Неужели это правда? И как это можно объяснить?
Иисус Навин, Илия, Ииуй...
Стоит для начала посмотреть – а где именно в Ветхом Завете мы читаем о таких событиях? Прежде всего, разумеется, в книге Иисуса Навина. Наверное, если бы среди современных христиан провели голосование: какую книгу убрать из Библии – подавляющее большинство голосов набрала бы именно она.
«В тот же день взял Иисус Макед, и поразил его мечом... никого не оставил, кто бы уцелел и избежал; и поступил с царем Македским так же, как поступил с царем Иерихонским. И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Македа к Ливне и воевал против Ливны; и предал Господь и ее в руки Израиля, и взяли ее и царя ее, и истребил ее Иисус мечом и все дышащее, что находилось в ней: никого не оставил в ней» (Ис.Нав. 10, 28-30).
На современном языке это называется геноцидом, за это сегодня судят в международных судах.
Но тогда, оказывается, Иисус Навин действовал в полном соответствии с Божьей волей: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души» (Втор. 20, 16).
Нечто подобное мы встречаем и на страницах других книг Ветхого Завета... Пророк Илия состязается со жрецами языческого божества Ваала и после победы над ними убивает их всех (3 Цар. 18). Впрочем, не приходится сомневаться, что и они поступили бы с ним точно так же , если бы оказались победителями. А царь Ииуя вообще собрал всех пророков Ваала и перебил их безо всяких состязаний (4 Цар. 10).
Почему же столько крови?
С одной стороны, не стоит забывать, что для типичного язычника самым истинным будет не тот бог, который говорит о милосердии, а тот, который окажется сильнее.
Вот характерный рассказ о соперничестве язычества и христианства на Алтае, переданный немецким этнографом XIX в. В.В. Радловом («Из Сибири. Страницы дневника». Москва, 1989, с. 181): «Мой хозяин рассказал мне, что однажды он ночевал в юрте, где шаман проделывал свои фокусы. Обведя вокруг юрты магический круг, он вошел в нее, но тотчас же выскочил обратно, как бы влекомый невидимой силой; на улице он тотчас впал в исступление, непрерывно крича: «В юрте лежит чужой человек, а на груди его – раскаленный уголь, он обжег меня».
А рассказчик носил на груди образок, подаренный ему отцом Макарием» (речь идет о преп. Макарии Глухареве, просветителе Алтая).
Нечто очень похожее звучит и в рассказе о том, как филистимляне взяли в плен главную святыню израильтян, Ковчег Завета, и отнесли его в храм своего главного божества, Дагона. На следующее утро они обнаружили, что его статуя лежит поверженной перед Ковчегом (1 Цар. 5).
Нравственное превосходство христианства над шаманизмом, богословские тонкости, литургические красоты, – все это не представляется язычнику сколь-нибудь важным и существенным до тех пор, пока он не убедится, что маленький образок способен лишить силы шамана, который до сих пор казался ему самым могущественным человеком на свете.
Только подобная победа открывает врата проповеди, только она способна придать вес словам и о нравственности, и о богословии, и о литургии. Преп. Макарий, разумеется, не убивал шаманов, но во времена Илии всем было ясно, что этот богословский спор может решиться только со смертью одной из сторон.
«Они понимают только силу», – говорили колонизаторы о «дикарях». Конечно же, это неверно. Но верно другое: бессилия они действительно не понимают. Миссионерам в Новой Гвинее, например, приходилось сталкиваться с тем, что история о распятом Христе не вызывала у местных племен совершенно никакого сочувствия и уважения. Он был убит, значит, Он проиграл, не смог постоять даже за Себя Самого – ну и чем тогда Он может помочь нам?
И для того, чтобы быть услышанными, проповедникам Единого Бога нередко приходится убеждать людей прежде всего в Его силе, Его безусловной способности одержать верх над языческими божествами. Но... не за счет же мирного населения, как Иисус Навин – хочется тут возразить. И поэтому нам придется разбираться дальше.
Как воевали в те времена
В описываемое в книге Иисуса Навина время истребление побежденного врага было нормой, а не исключением. Полководцы древности рассмеялись бы, читая Женевскую конвенцию, требующую гуманного обращения с военнопленными.
Вот, например, как описывал свои славные подвиги ассирийский царь Ашшурназирпал II: «Множеством моих войск город я осадил и покорил, шестьсот бойцов сразил оружием, три тысячи пленных сжег в огне, не оставив ни одного из них в заложники. Их тела я сложил башнями, их юношей и девушек сжег на кострах. Их начальника поселения я ободрал, кожей его одел стену города. Другое поселение в окрестностях я покорил, пятьдесят их воинов сразил оружием, двести пленных сжег в огне...» И так до бесконечности; обратите внимание, что он этим хвастается.
Может, он был маньяком? Отнюдь нет. Рельефы и рисунки практически всех древних народов показывают нам царей, которые заносят орудие убийства над поверженными врагами: связанными, безоружными, обнаженными. В таком убийстве победители видели проявление своего величия и могущества.
Глядя на эти изображения, читая эти хроники, начинаешь понимать, как много нового принесла книга, в самом начале которой человек назван образом и подобием Бога (иконой, говоря современным языком), а его убийство объявлено преступлением.
И этой книгой была Библия. Мир, в котором на протяжении веков звучала библейская проповедь, неузнаваемо изменился.
И если Гитлер и Сталин творили зверства, сравнимые по жестокости с ассирийскими, они никогда не подумали бы этим хвастаться.
Более того, сегодня мы видим, что современные случаи массового убийства мирных жителей (Освенцим, ГУЛАГ, Хиросима) становятся «болевой точкой» лишь в тех странах, которые выросли на библейской традиции.
Кто в Турции вспоминает про геноцид армян в 1915 году? В Японии – про зверские убийства китайцев в 1930-е и 40-е годы? Практически никто. И не потому, что турки или японцы черствее немцев или русских, а потому, что их традиционная культура не основана на библейской заповеди «не убий», на видении человека как образа Бога, которое принес в мир именно Ветхий Завет.
И все-таки это не снимает проблемы... Допустим, отвратительный обычай расправляться с пленными и мирным населением был настолько привычен, что Господь на тот момент не счел нужным его отменять. Но почему Он призывал ему следовать?
Что такое «мирное население»?
Давайте на время отвлечемся и обратимся к недавнему опыту Второй мировой войны. Мирные жители гибли тогда не только в фашистских концлагерях, но и под бомбами союзников. До сих пор идет спор, насколько оправданны были атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки: да, они привели к страшным жертвам, но если бы их не было, говорят американские военные историки, Япония бы не капитулировала, США и СССР пришлось бы высаживать десант на Японские острова, и жертв было бы еще больше.
Впрочем, и обычные бомбы, сброшенные на военный завод, вокзал или склад – разве не убивали они мирных жителей?
Даже снайперская пуля в окопах Сталинграда обрывала жизнь человека, который лично, может, и не был повинен в злодеяниях нацистов и у которого остались дома жена и дети.
Но мы готовы оправдать эти жертвы, потому что понимаем: нацистская военная машина должна была быть сломана любой ценой. Жалость к одному конкретному немцу означала бы гибель и рабство для тысяч людей.
В войне с коренными народами Палестины израильтяне, конечно, не применяли оружия массового поражения. Но ведь и сражались они не столько с армией, сколько с целой цивилизацией, которая должна была быть уничтожена, как в наше время Третий Рейх.
И здесь военная победа легко могла привести к религиозному и культурному поражению, как не раз случалось в истории: победители постепенно и как-то незаметно для себя перенимали культуру, традиции, обряды, даже язык побежденных...
Так что же это были за обряды? И Библия, и археологические находки, и древние историки свидетельствуют, что традиции хананеев включали принесение в жертву собственных детей, не говоря уже о сексуальных оргиях, связанных с культами плодородия. Древние римляне вовсе не были сентиментальным народом, но жертвоприношения детей у карфагенян (народа, близко родственного хананеям) вызывали у них омерзение; и именно они стали одним из главных аргументов, почему «Карфаген должен быть разрушен». Не просто завоеван и подчинен, как прочие города, а разрушен, уничтожен – и когда город был взят, с ним так и поступили. Даже территорию его распахали плугом, чтобы показать: такого города больше не должно быть на свете.
Точно так же относились древние израильтяне к местному населению Палестины. Еще Аврааму было сказано, что его потомки овладеют этой землей, но не сразу, поскольку «мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт. 15, 16). То есть Бог ждал перемен к лучшему долгие столетия, Он назначил некую невидимую черту, «меру беззакония», за которой всю эту цивилизацию ждало уничтожение. И вряд ли это можно назвать слишком жестоким: дурная бесконечность греха была бы намного хуже.
По отношению к хананеям израильтяне в данном случае выступили как «бич Божий» – позднее другие народы (ассирийцы, вавилоняне) сыграют ту же роль по отношению к самому Израилю. Но дело не только в наказании: Израиль должен был оградить себя от всех мерзостей местной религии. Кочевые скотоводы-израильтяне просто растворились бы в изысканной городской цивилизации Палестины, намного превосходившей их по своему культурному уровню. В результате учение о Едином Боге было бы утрачено человечеством. Словом, если бы эти народы не были истреблены, то еще долгие века, возможно, и по сей день, люди приносили бы в жертву идолам своих детей и считали бы это высшей формой религиозности. Было бы это гуманнее?
Херем, он же анафема
Итак, когда израильтяне истребляли хананейские города, речь шла не просто о проявлении «молодецкой удали» и даже не о наказании, а о чем-то гораздо более важном и серьезном.
Чтобы понять это, взглянем на рассказанную в 7-й главе книги Иисуса Навина историю человека по имени Ахан: он польстился на часть иерихонской добычи (красивую одежду, золото и серебро) и приберег их для себя. Но Господь наслал на израильтян военное поражение и объявил: «заклятое среди тебя, Израиль; посему ты не можешь устоять пред врагами твоими, доколе не отдалишь от себя заклятого».
Слово «заклятое» на древнееврейском языке звучало как «херем» (его арабский эквивалент вошел в русский язык как «гарем», то есть нечто запретное для всех, кроме одного человека). А в древнегреческом переводе появилось такое знакомее нам сегодня слово «анафема»... Что же это такое?
Это слово означает не что иное как жертвоприношение: нечто целиком, полностью и навсегда отданное Богу.
Оно изымается из повседневного обихода и человек больше не имеет права этим пользоваться. Это могли быть участок земли или животное, которое в таком случае приносилось в жертву. Но в данном случае речь шла о целых городах. Израильтянам было сказано: вам не принадлежит ничего из завоеванного, все это отдается Господу. Ни одна живая душа, ни один предмет из этих городов не могли остаться у израильтян, как при чуме или радиоактивном заражении. В те суровые времена это означало одно – тотальное истребление.
Конечно, в наши дни, когда кого-то предают церковной анафеме, его не убивают, но говорят примерно то же самое: этот человек не имеет к нам никакого отношения, пусть Господь поступает с ним, как сочтет нужным (примерно так использовал это слово и апостол Павел, например, в 1 Кор. 16, 22).
Это разительно отличается от того, что делали и чем хвастались ассирийские цари.
Чему учит книга Иисуса Навина?
Конечно, это далеко не единственное возможное толкование этой непростой книги. К сожалению, на протяжении истории люди не раз с легкостью цитировали ее в оправдание своих собственных завоеваний. Например, североамериканские колонисты часто видели себя израильтянами, отвоевывающими у нечестивых туземцев свою «землю обетованную». Этим и объяснялась отчасти их жестокость по отношению к индейцам.
Да и в современном государстве Израиль нередко вспоминают Ешуа Бен-Нуна (так звучит имя Иисуса Навина на древнееврейском) в связи с вопросом о государственных границах: раз он эту землю отвоевал, значит, она навеки наша, а кто с этим не согласен, пусть убирается подальше.
Разумеется, такое прочтение очень далеко от изначального смысла книги. Да, в ней проводятся границы – но только для своего времени; да, в ней предписывается истребление народов – но только этих конкретных народов, давно исчезнувших с лица земли. Да и не про то, в сущности, книга... Чему же учит она в первую очередь?
«Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево», – так Господь говорит Иисусу (Ис. Нав. 1, 6-7). С этого призыва начинается эта книга, а вовсе не с призыва уничтожать всё живое, хотя сегодня чаще всего вспоминают именно о нем.
Израильтяне – пожалуй, впервые в мировой истории – отказались истреблять врагов по собственному почину, передав решение в руки своего Бога. Да, они вели кровавые войны, но это были «войны Господа», войны с теми, кто выступал как Его враг.
Если они вторгались в чужую землю, то не потому, что земля эта им очень понравилась, или ее обитатели чем-то их обидели, а потому, что так велел им Господь.
И совершенно неправы те, кто приводит эту книгу в оправдание собственных военных кампаний: то, что было сказано Иисусу Навину в конкретной исторической ситуации, распространять на другие времена и другие народы ни у кого права нет.
От Иисуса Навина до Иисуса Христа, давшего нам заповедь «подставь другую щеку», предстоял еще очень долгий путь, но очень важный шаг на этом пути был сделан. И в книге Иисуса Навина много раз мы встречаем фразу «будь тверд и мужествен».
Современные христиане часто забывают эти слова. Но во все времена бывают моменты, когда верующему нужно быть не созерцателем, а воином. Этому и учит книга Иисуса Навина.
Комментарии
Что же это такое, чего не должен был делать народ Израиля?
Ниже в этой главе говорится о всех извращениях, которым предавались обитатели земли Ханаанской.
Они практиковали отношения мужчин с мужчинами, женщин с женщинами, отцов с дочерьми, матерей с сыновьями и т. д.
Речь шла об извращениях, распутстве и аморальности, которые для них стали совершенно естественными вещами.
Эти люди полностью отвергли Бога-Творца.
Среди них было распространено идолопоклонство. Каждый был богом сам для себя и делал то, что хотел. А когда у людей отсутствуют духовные и моральные нормы поведения, подчиненные Божественной воле, то нет таких извращений, до которых они не могли бы дойти.
Прошло сто лет. Век жизни — это много для человека.
Однажды дети Авраамовы попросили Бога исполнить обещание. «Когда мы унаследуем землю?»
Его ответ был все таким же: «Мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась».
Прошли еще два, три, четыре столетия. Жители Ханаана уже не знали, что им еще изобрести.
Они предавались самым ужасным извращениям, воспринимая их как совершенно нормальные вещи.
Потомки Авраама снова напомнили Богу о его обещании: «Доколе, Господи?» Ответ Бога был все таким же: «Мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась».
А ведь это Бог Ветхого Завета.
Он ждет, Он просит, Он проявляет терпение и говорит: « Я буду взывать к ним, Я еще подожду, потому что хочу спасти их».
Однако жители Ханаана не вняли Ему. В обитаемом мире той эпохи они превратились в некую «моральную гангрену».
Господь, Этот Божественный Целитель, понимал, что необходимо ампутировать часть тела, чтобы спасти само тело, но все еще колебался с исполнением.
Через четыреста тридцать лет после того, как было дано обетование, наступил наконец день расплаты.
По существу, смерть и уничтожение беззакония не есть Божье наказание, это следствие действий самого грешника.
Господь обрушивает Свой гнев на грех, а не на человека. Погибают те, кто не хотел отказаться от греха. «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтоб он обратился от путей своих и был жив?» (Иезекииль 18:23).
Откуда Вы взяли всю эту информацию?
Почему же? Вы лгали?
Вы писали:
"Они практиковали отношения мужчин с мужчинами, женщин с женщинами, отцов с дочерьми, матерей с сыновьями и т. д."
Откуда Вы взяли всю эту информацию?
Эту информацию я взял из той же главы Левит 18
В ней перечисляются различные предписания, данные Израильтянам, а далее подытоживается:
24 "Не оскверняйте себя ничем этим, ИБО ВСЕМ ЭТИМ осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас:
25 и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней."
Кроме того, ВЗ писал не Иегова, а сами евреи. Им нужно было оправдать собственные зверства по отношению к истреблённым ии народам. Вот и придумали для них кучу грехов, которых не было.
"По делам земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по делам земли Ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите" - читаем мы в Лев. 18:3, но египтяне не занимались подобным! Само собой, в древние времена не было столь сильных нравственных устоев, но это было повсеместно!
И знаю Того в кого уверовал.
Поэтому, наверно, не о чем и говорить.
Да и незачем.
Я вас, при всем моем уважении к вашему интеллекту, не смогу переубедить.
Да и для вас это дело не нужное.
Я тоже уважаю Вашу т.з., но должен был для себя выяснить нечто.
Благодарю Вас за внимание и всего доброго!
Храни Вас Господь-Любовь!
Низкий Вам поклон за сердце Ваше.
Нет, я не юрист. Я офицер запаса (Военно-космические силы) и писатель, автор двух книг и десятков притч.
Насчёт Иисуса Христа у меня особенные взгляды. Однако их в паре-тройке фраз не раскроешь - неизбежно получится некий перекос, далёкий от Истины.
Разные религии и церкви (а ещё точнее - люди, так или иначе отождествляющие себя с некой системой взглядов) по-разному смотрят на Единого Бога-Любовь и Иисуса Христа.
Но грош цена той религии и церкви, где нет Любви - в самом широком смысле этого слова, где звучат призывы к насилию или утверждению собственной исключительности и эксклюзивности прав на Бога и Его Благодать.
Любовь и искреннее уважение друг к другу может спасти человечество.
Пока религии и церкви будут противостоять друг другу, пока они будут бороться за земные блага, а не за сердца людей, пока они будут превращаться в слуг маммоны в лице олигархов, а не слуг Божиих, ведущих людей к пониманию мира, откровению Духа и Любви к ближнему - независимо от вероисповедания, до тех пор они будут служить не Богу.
Им мы движемся, живем и существуем.
Под Жизнью я не подразумеваю физиологию.
Хула на Духа и есть отвержение этой САМОЙ ЖИЗНИ.
В этом смысле не проститься.
Так же как самоубийца, решив покончить с жизнью тела, возненавидевший жизнь земную, не может ожить физически.
Даже если бы и передумал, изменить нельзя ничего, жизнь из тела ушла.
И в этом смысле он делает непростительную глупость.
Также и хулящий Бога (не по названию), а Саму Правду, Дух Святости бытия, отсекает себя от источника.
Происходит "карет", отсечение души, он больше не чувствует угрызений совести и добра.
В этом смысле не проститься, потому что не посчитает нужным и возможным просить прощения.
Разделяя, многие допускают ошибку, тем самым как бы завоздушивая ту же религию, делают её чем то эфемерным.
Ведь Человек - Духовно - материальная форма бытия и , соответственно развитие должно быть гармоничным. Развивая тело не забывать про Дух и наоборот. Это норма, поступательное развитие в двух ипостасях что ли )))
Вы передергиваете или всерьез спрашиваете?
Если всерьез, то непонятен ваш вопрос.
А если передёргиваете, то и вопрос понятен, да и ответа вы не ждете
При этом считая ее Богодухновенной книгой.
Если это не соответствует ваши взглядам, участвуйте в других сообществах или откройте свое.
В этой ли или другой книженции, есть притча о 5000 евреях, которых прогнали из Египта. Моисей предводитель, если не ошибаюсь, 40 лет водивший их по пустыни? Послал помошника на поиски еды. Чего ему жиды дали? Эти то 5000 человек? Пару рыбин. Типа не было больше. Однако сколько возов отходов после того ужина вывезли? 20, 15? Не помню. Вот так те жиды уважали своего предводителя. И весь завет или Библия пронизаны таким дерьмом. И не надо оправдывать убийства людей царившими тогда порядками. Человек, убивший другого - больной человек, а убивший ради пары строчек из религиозной книженции - фанатически больной. От тех и других нужно освобождать общество.
Кстати, это ещё не всё написанное. Древний дикий мир прорывается в смыслах этих текстов.
И попахивает дьявольщинкой. Увы!
Бытие 1
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Библия ясно говорит что вначале были созданы НЕ АДАМ и ЕВА ,а мужчина и женщина по ОБРАЗУ БОЖЬЕМУ и дал им Бог ВСЮ ЗЕМЛЮ. И было это на день ШЕСТОЙ.
А на день седьмой, Бог ЗАКОНЧИЛ свои дела.
Но на ВОСЬМОЙ день появляется новый персонаж, -ГОСПОДЬ Бог! В отличии от просто Бога,сотворившего Землю за 7 дней. И эта непонятная личность делает что? Создает Адама и Еву НЕ ПО ОБРАЗУ и ПОДОБИЮ своему а их праха земного
Бытие 2
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
То есть, Старый Завет прямо подтверждает что Адам и Ева, созданные из праха земного, появились на Земле ПОЗЖЕ людей созданных Богом на шестой день ПО ОБРАЗУ и ПОДОБИЮ Бога
Вот посмотрите фильм о причудах ветхого завета
http://rutube.ru/tracks/3510104.html
http://gidepark.ru/community/1602/article/272356
День шестой и восьмой - разные тясячелетия...
Вот что саньтии об инквизиТорах тоже упоминают:
Но жрецы Чужеземные...
из храмов Золотого Тура
...и жрецы Убитого Странника,
захотят уничтожить их мир и покой,
ибо жрецы сии, живут плодами чужого труда...
8 (88). И придут жрецы Чужеземные
в земли Расы Великой
под видом торговцев и сказителей,
и лживые легенды принесут они,
и станут учить жизни неправедной
людей Расы Великой,
не ведающих Зло и Обман...
И многие люди совратятся
попав в сети Лести и Обмана,
и променяют Мир Прави на девять пороков:
распутство, ложь, самолюбие, бездуховность,
невыполнение долга, неведение,
нерешительность, лень и чревоугодие...