Паспорт и прописка в царской России
На модерации
Отложенный
Паспорт и прописка в царской России
poltora_bobra Любители обличать советский строй хором воют о паспортах и институте прописки, появившихся в СССР в 1932 году.
Раздается плач о "крепостных" крестьянах, о регистрационном штампе в паспорте.
Де в царской России была не жизнь, а малина - ходи куда хочешь, живи где хочешь.....
Вчера, когда я постил материал "Проституция в дореволюционной России", http://poltora-bobra.livejournal.com/68459.html я обратил внимание на интересную фразу в Заменительном билете проститутки Ивойловой
Заменитель паспорта и прописка.
Это интересно. Какой же был паспортный режим царской России?
Исторически паспортная система тесно связана с контролем и ограничением передвижения.
Упоминание грамот, в качестве загранпаспортов выданных купцам, торговавших заграницей, встречается в Лаврентьевской летописи в 945 году.
Киевские и новгородские княжества положили начало учета населения. Велся он с фискальными целями, то есть для податного обложения.
Кроме того, на территории Древнерусского государства было установлено требование "знатка" - для каждого, не принадлежавшего к общине человека, требовалось поручительство за него одного из членов общины.
Со второй половины XIII века, в период монголо-татарского ига, проводились учеты населения в отдельных русских княжествах для определения размеров дани.
Эти же цели преследовали учеты на территории Закавказья в 70-х годах XIII века.
Кроме количественного учета населения обращалось внимание и на проблемы его документирования.
Так, в конце XIII века в Новгороде лицам, выезжающим в другие государства, и приезжавшим иностранцам выдавали "проезжие грамоты", которые были своеобразным удостоверением их личности и в то же время позволяли местным властям контролировать их поведение.
Объектом обложения в XIV веке становятся земельные участки, производительно используемые в хозяйстве, - соха (позднее четверть, десятина).
Составлялось так называемое "сошное письмо", а результаты описаний заносились в писцовые книги.
В писцовых книгах отражались сведения о населении; содержались записи, характеризующие положение крестьян; выполняемые ими повинности и другие данные.
В XIV веке русские князья для всех иностранцев, въезжающих в Россию, и для русских подданных, отправляющихся за границу, выдавали "проезжие грамоты" и "отпускные жалованные грамоты". "Отпускные" впервые упоминаются с 1482 года.
С этого времени выдача отпускных холопам получает большое распространение.
Их выдавали не только сами холоповладельцы, но и их приказчики.
По Судебнику 1497 года круг лиц, которые могли выдавать отпускные холопам, ограничивается.
Было решено выдавать их только по боярскому приговору или по решению наместников с боярским судом.
За оформление отпускных в столичных учреждениях и на местах следовало вознаграждение (за написание грамоты, за подпись, прикладывание печати).
Первые документы - паспорта, появились при Петре I и, фактически, без существенных изменений, просуществовали вплоть до февральской буржуазно-демократической революции 1917 года.
Паспортная система абсолютистского государства суживала возможности передвижения населения.
Устанавливался порядок, при котором никто не мог изменить место жительства без разрешения соответствующих властей:
- "воеводам гулящих людей без проезжих писем провинциям не пропускать" (Инструкция или Наказ 1714 года);
- "не пропускать "без пашпортов" (впервые делает ссылка на паспорт) проезжающих людей" (Наказ Астраханскому воеводе, 1710 год);
- Указом (1714 год) и Инструкцией (1719 год) вводилась обязательность "проезжих писем" или "пашпортов" для всех свободных жителей государства, отъезжающих в другие местности страны: "Его Царского Величества указами опубликовано, чтоб никто никуда без пашпортов или проезжих писем не ездили и не ходили, но каждый имел от своего начальника пашпорт или пропускное письмо".
Петр I постоянно ужесточал преследование всех незанятых
постоянным трудом и без достаточных оснований находившихся вне
постоянного места жительства.
В законодательном акте ("Пунтах") от 25 мая 1718 года, адресованных генерал-полицмейстеру, предписывалось "...
Накрепко смотреть приезжих, какие люди...".
Домохозяева обязывались сообщать в полицию о всяком вставшем к нему на постой.
За утайку постояльцев или сообщение неправильных сведений о них хозяевам угрожали ссылкой на галеры и конфискацией всего имущества.
В тех же пунктах полиции предписывалось: "Всех гулящих и склоняющихся людей, а особливо которые под видом, аки бы чем промышляли и торговали, хватать и допрашивать".
Трудоспособных нищих следовало определять на работу.
Сенатским Указом от 18 июня 1719 года каждому жителю
Петербурга предписывалось подавать "ведомости" не только о
вставших на постой, нанятых на работу или отъезжающих, но и о
тех, кто пущен на ночлег "без свидетельств" или "без добрых по ним порук".
Указы (именные, сенатские) о преследовании беглых при Петре I издавались часто.
За первую четверть XVIII столетия исследователи насчитали таких указов 46, причем большая часть из них была издана в первой половине 20-х годов, когда больше внимания уделялось внутренним проблемам.
Следует заметить, что и при Петре I документы, удостоверявшие личность, не были надежными и Петра I предписывал ужесточать преследование мигрирующих преступников, опасных для общества, путем клеймения.
Например, у осужденных преступников, совершивших корыстные преступления, на лице выжигали (путем неоднократных натираний порохом) изображения орла, которое в 1705 году было заменено буквой "В" (Вор), у лиц, совершивших убийство, выжигали букву "У", для лжесвидетелей - букву "Л"...
Применялось также обрезание ушей и вырывание ноздрей. Указом 1724 года предписывалось ноздри вынимать до кости, чтобы было заметнее.
За использование подложных документов, удостоверяющих личность, виновные ссылались на каторжные работы.
Паспорт Петра I на имя Петра Михайлова для выезда в составе Великого посольства. Февраль 1697 г. Документов из собрания РГАДА
Важнейшее значение в учете и документировании населения имел подписанный 06 июля 1724 года Петром I законодательный акт, имевший название "Плакат".
Изданный в условиях катастрофического финансового положения страны,
"Плакат" регулировал взимание подушной подати - налогового сбора с каждой мужской души, введенного вместо подворного обложения. С "Плакатом" справедливо связывают и установление паспортной системы для податного сельского населения.
С созданием регулярной полиции важнейшей ее обязанностью стало наблюдение за населением, борьба с опасными для самодержавного строя элементами.
Указ 1803 года установил "печатные" паспорта (вместо рукописных) для купцов, мещан и крестьян с целью борьбы с использованием фальшивых паспортов и участившимися случаями бегства крестьян.
Домовладельцам по-прежнему вменялось в обязанность своевременно сообщать в полицию обо всех лицах, приезжающих в С.-Петербург и другие крупные города России и вселять в дома только при наличии паспортов.
С начала 30-х годов и до конца XIX века основным законом, определяющим права и обязанности полиции по осуществлению паспортного режима в империи, являлся Устав о паспортах и беглых.
Главное правило Устава (ст.
01) гласило, что никто не может
отлучаться от места постоянного жительства без узаконенного вида или паспорта.
Не служившие на государственной службе дворяне могли не иметь паспортов, для них документом являлась грамота на дворянское достоинство.
В случае задержания лица с просроченным паспортом полиция, подвергнув задержанного в административном порядке аресту на двое-трое суток, высылала его к месту прописки.
Если задержанный не имел узаконенного вида на жительство и ему не удавалось удостоверить свою личность, то с ним поступали как с бродягой.
В дореволюционной России бродяжничество квалифицировалось как уголовное преступление и каралось ссылкой в Сибирь "на водворение" (ст. 950 Уложения о наказаниях).
В соответствии с Уложением о наказаниях лицам, находящимся под надзором полиции или общества, выдавались паспорта, в которых делалась отметка об их судимости и указывались места, в которых ранее судимый не имел права появляться.
В таком виде на жительство представлялся особый знак о судимости.
В Положении о паспортах 1812 года был подробно регламентирован порядок получения паспортов крестьянами, отлучающимися для торговли или работы в другие местности.
Кроме того, можно читать Пушкина "Дубровский", если кто его забыл со школьной скамьи
" - Сейчас, - отвечал офицер, - выдьте вон на минуту. - Смотритель и
слуга вышли. - Я не шучу, - продолжал он по-французски, -10000 могу я вам
дать, мне нужно только ваше отсутствие и ваши бумаги. - При сих словах он
отпер шкатулку и вынул несколько кип ассигнаций.
Француз вытаращил глаза. Он не знал, что и думать. - Мое отсутствие - -
мои бумаги, - повторял он с изумлением. - Вот мои бумаги - Но вы шутите;
зачем вам мои бумаги?
- Вам дела нет до того. Спрашиваю, согласны вы или нет?
Француз, всь еще не веря своим ушам, протянул бумаги свои молодому
офицеру, который быстро их пересмотрел. - Ваш пашпорт - - хорошо. Письмо
рекомендательное, посмотрим. Свидетельство о рождении, прекрасно. Ну вот же
вам ваши деньги, отправляйтесь назад. Прощайте - -
Француз стоял как вкопаный.
Офицер воротился. - Я было забыл самое важное. Дайте мне честное слово,
что всь это останется между нами - честное ваше слово.
- Честное мое слово, - отвечал француз. - Но мои бумаги, что мне делать
без них."
Отсутствие паспорта навлекало огромные проблемы (а еще свидельство о рождении... его тоже с собой возить надо было?)
Следует отметить, что впервые в России паспорта получили фискальное значение в 1763 году, когда было установлено взимание денежных сборов: с паспортов, выдаваемых на один год, десять копеек, двухгодовых - пятьдесят копеек, трехгодовых - один рубль.
Положение 1894 года, сохраняя основные принципы действующей паспортной системы, ввело ряд новых правил.
В соответствии со специальной инструкцией МВД, в случае нахождения лица вне места своего постоянного проживания без паспорта, полиция выдавала ему на срок до шести месяцев свидетельство и предлагала вернуться к постоянному месту жительства.
Если это требование не выполнялось, то полиция препровождала нарушителя принудительно.
Принятое Положение 1895 года разделило все население империи на две группы. К первой относились дворяне, офицеры, почетные граждане, купцы и разночинцы. Им выдавались бессрочные паспортные книжки.
Ко второй - мещане, ремесленники и сельские обыватели, то есть люди податных сословий.
Для второй группы предусматривалось три вида на жительство:
- паспортные книжки (выдавались на пять лет при условии отсутствия задолженностей по сборам и платежам. В них указывался годовой размер сборов. Полиция отбирала паспорта у тех, если их владельцы не уплачивали установочный сбор в срок);
- паспорта (выдавались на срок до одного года независимо от наличия недоимок и согласия других лиц);
- бесплатные виды на отлучку (выдавались на срок до одного года пострадавшим от неурожая, пожара, наводнения).
Они могли быть выданы и лицам моложе восемнадцати лет.
Основным документом, регламентирующим процедуру паспортизации населения России, в первые годы XX века был "Устав о паспортах", принятый в 1903 году.
В соответствии с предписаниями Устава о паспортах лица, проживающие по месту постоянного жительства, не обязывались иметь паспорта.
Под постоянным местом жительства понималось:
а) для дворян, купцов, чиновничества, почетных граждан и разночинцев - место, где они имели недвижимое имущество или домашнее обзаведение, или были заняты по службе;
б) для мещан и ремесленников - город или местечко, где они были причислены к мещанскому или ремесленному обществу;
в) для крестьян - сельское общество или волость, к которой они были приписаны.
На фабриках, заводах, мануфактурах и горных промыслах, на которые распространялось действие правил о надзоре за заведениями фабрично-заводской промышленности, всем рабочим предписывалось иметь паспорта, даже в случаях, когда предприятие находилось в месте постоянного жительства этих рабочих.
Не требовалось получать паспорт в тех случаях, когда люди отлучались с постоянного места жительства в пределах своего уезда или за него, но не далее чем на 50 верст и не более чем на полгода.
Можно было наниматься на сельские работы без ограничения срока отлучки и без получения паспорта, если работать приходилось в соседних с уездом волостях.
Вот бы и большевикам после Октябрьской революции немедленно
закабалить своих граждан; ведь о Красном терроре, тотальном
контроле, большевиках, пришедших к власти на штыках, написаны
тома и сняты сотни часов телепередач.
Однако, как это ни удивительно, большевики не восстанавливали
паспортной системы царской России и не создавали своей.
В течение первых 15 лет советской власти в РСФСР, а затем и в
СССР вообще не было единого паспорта.
Восстановление паспортной системы начинается лишь в 1932 году,
когда ЦИК и СНК СССР приняли постановление "Об установлении
единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов".
В постановлении указываются причины паспортизации: "Установить по Союзу ССР единую паспортную систему на основании положения о паспортах... ...В целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков и нов
остроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, несвязанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно-полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов."
Паспортная система изначально, с момента своего зарождения не предусматривала поголовной паспортизации всего населения, она преследовала конкретные задачи: выявления бандитов на дороге, контроля по сбору податей и т.д.
Напротив, либеральные исследователи считают поголовную паспортизацию признаком "полицейского государства".
Советская паспортная система не являлась уникальным "тоталитарным" изобретением большевиков.
Осуждая ее следует, видимо, автоматически осуждать паспортную систему как дореволюционной России (и Европы), так и сегодняшнего дня.
Советская паспортная система 30-х годов, также, как и паспортные системы до нее, преследовала конкретные цели.
Унизить колхозников или закрепостить их на селе - среди них не было.
Как раз напротив, система была направлена на учет и контроль городского населения, в силу чего и не охватывала население сельское.
При этом сельскому населению, преимущественно молодежи, не ставилось ограничений в учебе, военной карьере, работе на вновь созданных предприятиях.
Паспорта в таких случаях выдавали.
Выводы, как всегда, делаем сами
Читать полностью: https://yablor.ru/blogs/pasport-i-propiska-v-carskoy-rossii/543400
Комментарии
Если подданные государства ничего не делают для того, чтобы стать ГРАЖДАНАМИ = со-хозяевами государства
(например. не ведут учёт количества и контроль карьеры людей в госструктурах).
то это проблемы ПОДДАННЫХ государства.
Поэтому нечего удивляться и отношению людей в госструктурах (государства) к "своим гражданам" - так они
льстиво называют своих подданных ВНЕ госструктур.
А мужики-подданные сдуру и c гонору всерьез считают себя
... мужчинами и гражданами... :)
Интересно, как ешё нужно прижать мужиков, чтобы они
захотели СТАТЬ (сделать себя, сами) мужчинами и гражданами?
Пока они способны только протестовать и бузить,
бодаясь с государством, как бараны. :(