Гибель "Палатии" и 1000 советских военнопленных от торпеды английских ВВС.

На модерации Отложенный

 

"Палатия", 1928 год.


«Палатия» была построена в Любеке в 1928 году, это было грузопассажирское судно валовой вместимостью 3979 брутто-тонн. Его длина составляла 114 метров, осадка без груза 6,9 метров и благодаря двигателям общей мощностью 3500 лошадиных сил, мог развивать приличную скорость 12 узлов.  Летом 1940 года, она была продана Советскому Союзу. Судно переименовали и теперь оно стало называться «Хасан». Однако его «советское гражданство» оказалось коротким.  В августе 1941 года, судно стояло на якоре в Таллине, когда в город вошли немецкие войска.

«Хасан» был немедленно конфискован Кригсмарине и первоначальное название «Палатия» вернулось на его борт. 
Последнее плавание «Палатии» началось в Штеттине, судно должно было совершить переход в норвежский Олесунн. По пути «Палатия» задержалась в Кристиансанне, в ожидании эскорта. Из Кристиансанна судно вышло в 05.30. утра, в пятницу 21 октября 1942 года. «Палатия» теперь было не одна, а в компании танкера «Остермор» и грузового судна «Остланд».. Сама «Палатия» перевозила 999 советских военнопленных, экипаж в составе 34 человек, норвежского лоцмана и 132 военнослужащих вермахта, погрузившихся в Кристиансанне. 
В охранение конвоя вступили однотипные охотники за подводными лодками UJ 1704, UJ 5304 и UJ 5307. Сразу после выхода у конвоя возникли большие проблемы - «Остермор» сообщил о поломке двигателя и его был вынужден отбуксировать обратно в порт «Остланд», также вышел из строя двигатель у UJ 5307, который взял на буксир и потащил в Кристиансанн UJ 1704. 
Только спустя семь часов, в 11.30., «Палатия», эскортируемая одним UJ 1704, снова вышла из порта на Олесунн, где военнопленные должны были выгрузиться и поступить в распоряжение строительных организаций, возводивших норвежскую часть Атлантического вала.

Советские военнопленные после прибытия в Нарвик 


Погода была плохая, шёл дождь, облачность была низкой, сила ветра была уже штормовой, высота волны достигала 5 метров.

Погодные условия были настолько плохими, что вылет назначенного для воздушного прикрытия «Юнкерса-88» был отменён. Переход однако происходил без происшествий, до 15.00, когда конвой проходил маяк Линдеснес. 
В 15.03. поступило сообщение о приближающемся самолёте, и через две минуты английский торпедоносец «Хемпден» XA-B  сбросил торпеды. «Палатия» получила попадание трюм, расположенный сразу за машинным отделением.

UJ 1704 понадобилось 10 минут, чтобы подойти к терпящему бедствие судну. Столкновение бортами в бушующем море было настолько жёстким, что охотник получил повреждения корпуса в районе миделя, радиостанция вышла из строя. В течение пары секунд, UJ 1704, стоял прямо у борта «Палатии», 20 советских пленных и 10 членов экипажа спрыгнули на палубу охотника. Затем корабли разошлись и с охотника в воду были сброшены спасательные концы с привязанными спасательными кругами. Три члена экипажа UJ 1704 обвязавшись спасательными концами, прыгнули в воду, чтобы помогать, оказавшимся в море пассажирам . 
«Палатия» смогла продержаться 25 минут, команда даже сумела развернуть её и направить к берегу, однако судно легло на борт и затонуло не дойдя до него. 
В итоге было спасено 233 человека, из них 92 немецких военнослужащих, 27 членов экипажа, включая капитана и 114 военнопленных. Общее число погибших составило 986 человек, из них 915 советских военнопленных и 70 немецких солдат и моряков.

«Ассоциация памяти войны» Сорландета активно работала, чтобы воздвигнуть памятник погибшим. . 
 

Памятник погибшим на "Палатии" в Линдеснесе