кое что о недрах и законах

На модерации Отложенный

За десятилетие реформ мы не смогли создать условия для становления и развития ни одной экспортной отрасли промышленности и стать полноценным торговым партнером для развитых стран.

Экономика многих регионов Российской Федерации строится на развитии минерально-сырьевого комплекса и обслуживании предприятий ресурсно-добывающей отрасли. Исходя из этого, и следует определять стратегию экономики государства на среднесрочную перспективу.

Сложившееся сегодня международное распределение труда и продуктов производства дает нам возможность выхода на международные рынки с сырьевыми ресурсами или полуфабрикатами. Таким образом, роль сырьевого придатка предрешена нам на еще многие годы. Становление инновационной промышленности следует пока рассматривать исключительно для внутреннего потребления, т.е. - становления части импортозамещающего производства.

закон «О недрах» был разработан в 1993 году и на сегодня выработал свой ресурс - не удовлетворяются интересы ни инвесторов (недропользователей), ни государственных органов власти. необходимость подготовки новой редакции закона вызрела в последние пять лет. Концептуально работа над ним завершена, однако ожесточенные споры идут до сих пор. количество критики вокруг данного законопроекта превышает по своей напряженности ситуацию с обсуждением иных основополагающих законов. А потому и в этот раз, не смотря на все заверения и твердость заявлений, принятие закона отложено. И ждать принятие полноценного, отвечающего интересам исполнительной власти РФ, территорий и недропользователей  следует не раньше чем после лет так 10. Почему нынешняя версия чиновников Министерства природных ресурсов РФ не устраивает никого, кроме них самих, ведь имеются замечания с самых разных, в том числе и антагонистических сторон?  здесь явно недостаточно говорить о простом конфликте интересов всех сторон процесса недропользования. Одним из факторов является отсутствие заинтересованности властей в искоренении мнения населения страны о том, что Москва – «зеленый» город.

При всем этом не хотелось бы, чтобы оказалась верна незабвенная фраза Виктора Черномырдина: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

Недра – наше основное национальное богатство, которое приносит более 50% валового внутреннего продукта и 70% годового бюджета страны, свыше 80 % валютных поступлений. Согласно программе воспроизводства минерально-сырьевой базы до 2020 года по большинству видов ресурсов в России должно обеспечиваться простое воспроизводство, а по ряду – расширение. Однако эта программа не реализуется. Новая редакция закона «О недрах» тоже не дает ответа на самый главный вопрос - российского сырьевого завтра. геолого-разведочные работы это лишь часть от общего объёма недропользования. Так вот, об этой части в законе о недрах сказано мало здесь нет даже намека на государственную политику, не говоря уже о реальных механизмах управления и финансирования такого важного направления, как геологическое исследование недр.

Сейчас, когда основные налоги от эксплуатации месторождений углеводородного сырья уходят из регионов в федеральный бюджет, социальная составляющая в работе добывающих компаний становится, по сути, единственным фактором, который интересует органы власти субъектов федерации.

остается открытым вопрос: что делать с экономическим развитием территорий субъектов РФ, где нефтегазодобывающая промышленность преобладает над другими отраслями? Основные налоги от деятельности предприятий уходят в федеральный бюджет, управление или хотя бы регулирование развития экономики данных регионов при принятии нового законопроекта будет зависеть полностью от «воли» федеральных органов власти. Конституционные права регионов при этом ущемляются, и можно будет ставить вопрос о легитимности исполнительных органов власти данных субъектов РФ. За исполнительными органами власти регионов, где в экономике преобладает нефтегазодобывающая промышленность сохраняются только функции «собеса» без источника финансирования реализации нужд населения территорий.

новая редакция закона отменила принцип «двух ключей».

В свете взятого курса на резкую централизацию власти в стране в усовершенствованном законе решено было закрепить государственную, в частности федеральную собственность на недра. В ведении регионов остается распределение месторождений «местного значения» (таких общераспространенных полезных ископаемых, как торф, сапропель, глина, песок, известняки и т.п).

статья 72 Конституции РФ относит вопросы недропользования к совместному ведению. Эта статья Конституции согласно новой редакции закона о недрах будет соблюдаться в том, что: представители регионов войдут в состав аукционных комиссий по продаже лицензионных участков. Минприроды РФ считает, что тем самым оно исключило все «лазейки», позволяющие распределять месторождения «по субъективному мнению чиновников», о чем ранее неоднократно публично заявлял Юрий Трутнев. «Мы ни в коем случае не хотим нарушить конституционные права регионов, однако нынешняя система предоставляет им возможности для шантажа», – так глава Минприроды России разъяснил необходимость «одного ключа».

         При этом уже сегодня субъекты федерации практически утратили рычаги воздействия на пользователей недр благодаря централизации принятия решений по лицензированию и возложению контрольных функций на федеральные органы исполнительной власти. Последним правом, позволяющим хоть как-то регулировать процесс пользования недрами, являлось принятие совместных решений по вопросам лицензирования и распоряжения участками недр.

Выступая за несколько дней до рассмотрения закона, президент Российской Федерации В.В. Путин говорил: «Никто не возражает, что общие национальные ресурсы должны находиться под контролем государства и федеральных властей, но должны быть прописаны механизмы законодательной защиты граждан, которые проживают на этих территориях». Это вопрос экологии и, самое главное, социальной справедливости: когда природные богатства страны оказываются в распоряжении добывающих предприятий и федеральных органов исполнительной власти, население добывающих районов должно тоже видеть улучшение своей жизни. Должно, но не обязано.

 

Значительная выработка запасов нефти по месторождениям и высокие эксплуатационные затраты на их разработку при принятой системе налогообложения способствуют снижению заинтересованности недропользователей в полной выработке запасов. Что делать с месторождениями, по которым запасы значительно истощены и все наземное и подземное оборудование имеет собственника, который не хочет производить работы на данном объекте? Прекращение прав пользования недрами по данным месторождениям не позволит обеспечить рациональное использование запасов месторождений. Перечисленные тенденции способствуют количественному и качественному ухудшению минерально-сырьевой базы.

Реализуемая в настоящее время централизация процессов в сфере регулирования недропользования уже сейчас показывает свою несостоятельность, и можно с уверенностью сказать, что дальнейшее сокращение влияния регионов в основных вопросах недропользования приведет к еще более нерациональному использованию недр и в перспективе - потерям федерального бюджета.

Административная реформа федеральных органов исполнительной власти не привела к упрощению получения разрешительных документов на ведение геологоразведочных работ и вводу новых месторождений в разработку. оформление разрешительных документов на строительство поисковой или разведочной скважины в федеральных службах и агентствах для законопослушного недропользователя займет более 1 года, в некоторых случаях – до 2х лет, что при сезонности работ в регионах недопустимо.

разумное распределение функций государственного регулирования между федеральными органами и органами власти субъектов федерации в области геологоразведочных работ и недропользования, создание благоприятного инвестиционного климата для всех недропользователей позволит эффективно развивать нефтегазовый комплекс России.