Дарья Буравчикова: Как воспитывают успешных людей

На модерации Отложенный

Не секрет, что в лучших школах Великобритании, куда отсылают учиться своих детей те, кто может себе это позволить, царит дисциплина, граничащая с армейской: строго соблюдается распорядок дня, на занятиях запрещено иметь включённый мобильный телефон, перешёптываться с соседом или писать ему записки. «Любая провинность карается физическим наказанием, - рассказал мне Антон Р., закончивший английскую среднюю школу, - например, не приготовил домашнее задание, завтра делаешь его в двойном размере, плюс пробежка и отжимание. Общение с женским полом крайне ограничено, жить нужно в разных корпусах, общаться можно только на спортивных или театральных праздниках». И это за немалые родительские деньги! Но такой спартанский подход, по отзывам родителей, приносит свои плоды: дети оказываются хорошо образованными и физически крепкими, не отвлекаются на дерганье за косички, не используют «вечных» отмазок вроде «А я забыл дневник» или «А нам ничего не задали!», потому что привыкли рассчитывать только на себя. 

Не менее строго, как известно,  воспитывали русскую интеллигенцию в дореволюционной России. «В возрасте семи лет кончилось мое беззаботное детство. С этого дня и до пятнадцатилетнего возраста мое воспитание было подобно прохождению строевой службы в полку. Мои братья Николай, Михаил, Сергей и Георгий и я жили как в казармах. Мы спали на узких железных кроватях с тончайшими матрацами, положенными на деревянные доски, - описывал в воспоминаниях А.Н.Романов свое воспитание. - Нас будили в шесть часов утра…. Наш утренний завтрак состоял из чая, хлеба и масла. Все остальное было строго запрещено, чтобы не приучать нас к роскоши. Затем шел урок гимнастики и фехтования. От восьми часов утра до одиннадцати и от двух до шести мы должны были учиться…. Учeниe не было трудным ни для меня ни для моих братьев, но излишняя строгость наставников оставила в нас всех осадок горечи…. Из-за малейшей ошибки в немецком слове нас лишали сладкого». 

Для того, чтобы быть строгим с собственным ребёнком, нужна немалая выдержка и моральная сила – говорить жёстко и лаконично, когда хочется обнять и расцеловать, «мучить» распорядком дня, не идти на компромиссы. Да что там – просто быть 100% уверенным в том, что поступаешь правильно, что требуешь верного, что ты прав. Многие ли родители могут похвастаться этим? В противном случае строгость превращается в самодурство и самоутверждение.



Модные сегодня европейские воспитательные методики свидетельствуют о том, что ребенком надо не командовать и управлять - с ним надо говорить, строить диалог. Не заставлять делать что-то (от мытья посуды до игры на фортепиано), а породить желание сделать это, повернуть ситуацию так, чтобы активное действие исходило от самого ребенка. Достаточно привести здесь одни названия, например, «Поверь в дитя свое» Сесиль Лупан, «Как вырастить ребенка счастливым» Жан Ледлофф и др., чтобы стало заметно – во главу угла подобными авторами ставится гуманизм: к ребенку нужно прислушиваться, нужно быть ему в первую очередь другом, самым близким человеком – а не человеком «сейчася-я-как-вытащу-ремень». Это тоже энергозатратная позиция: вместо одного «Нет, потому что я так сказал(а)!» требуется произнести несколько сотен слов, подробно объясняющих ребенку, почему вы так решили, чем руководствовались и какие варианты развития ситуации есть. Кроме того, есть и другая крайность: я регулярно встречаю в детском парке людей, превратно понявших психологию воспитания-кооперации. «Ванечка, сынок, пожалуйста, пойдем домой? Мама уже устала, а тебе пора обедать. Пожалуйста, ну пойдем? Очень тебя прошу…». Возникает резонный вопрос: кто здесь вообще родитель?

«Во всем есть свои плюсы, - считает психолог Лидия Геворкян, - методики авторитарного управления (когда родитель проявляет по отношению к ребенку строгость) хорошо организовывают детей, в школьном возрасте они закладывают отличный распорядок дня, хорошо влияют на успеваемость. В то время как методики «родитель-друг» способствуют развитию творческого начала у детей. Их можно сочетать. Кроме того, для детей с разным темпераментом подходят разные педагогические направления, универсального рецепта «хорошего воспитания» нет. Кто-то от строгости английских школ замкнется в себе, перестанет интересоваться окружающим миром, а кто-то от демократии сядет на шею и станет виртуозно обманывать родителей. Поэтому применяя тот или иной подход, всегда следите за ответной реакцией ребенка».

А что думаете вы? Как воспитывают успешных людей? Строгим должен быть современный родитель или, что называется, «демократичным»?