Где находится остров Буян?

На модерации Отложенный

Где находится остров Буян?

«На море, на океане, на острове Буяне стоит бел-горюч камень Алатырь, подтем намнем сокрыта сила могучая, и силе той нет конца…». Такими словами начинается большинство древнерусских заговоров. Но о каком же острове идёт речь?

Где искать Алатырь-камень?

Согласно древнеславянскому фольклору. Уточка в клюве несла над океаном Алатырь-камень, который вдруг стал расти в размерах. Птица не удержала свою находку, уронила её в воду. На месте падения тут же возник остров Буян, на котором высилась огромная Алатырь-гора. Именно на этой горе Сварог, верховный бог славян, передал им законы, которые по его воле выбивал копытом на камне мифический полуконь-получеловек Китоврас.
Долгие годы считалось, что Буян — вымышленный остров, однако в последнее время историки и этнографы высказывают иное мнение. Дело в том, что в древности славяне и родственные им племена и народы селились вокруг Балтийского моря. Похоже, бел-горюч камень Алатырь — это не что иное, как янтарь, который в огромном количестве добывается именно в Прибалтике. А в Восточной Германии есть остров со странным названием — Рюген, Или, как его именовали в древности — Руян. В зависимости от произношения это слово могло звучать и как — Буян». Но не только названием это место напоминает таинственный остров из сказок. Ведь берега острова Рюген буквально усеяны белыми скалами.

Храмы Арконы

Оказывается, именно на Рюгене до 1168 года находилось главное русское святилище — легендарный город Аркона. В нём были установлены каменные храмы всех славянских богов и, прежде всего, главного божества, воплощения Рода — Свентовита (или Святовита), чьё имя в переводе на современный язык означает «непобедимый свет» или «свет-победитель». Сам бог символизировал собой силу, красоту и чистоту — как внутренние, так и внешние.
Удивительно, но в 10-12 веках всё побережье Балтийского моря знало о Рюгене и его жителях — славянском племени раноа. Как писал Адам Бременскии, северогерманскии хронист, каноник и схоластик, это было сильное, смелое, независимое и очень воинственное племя, к мнению представителей которого прислушивались не только славяне, но и практически все европейские народы, так как считалось, что раны напрямую общаются с богами.
Об острове Рюген, как о центре славянской религии и культуры, упоминают Славянская хроника Гермольда, латино-германского летописца, «Деяния данов» — хроника датского историка XI! столетия Саксона Грамматика, исландская Книтлинггасага. Практически ни один средневековый автор не обошёл своим вниманием Аркону, ведь её жители слыли жестокими и беспощад ными пиратами и колдунами, которые вели бесконечные победоносные войны на всем Балтийском побережье и далеко за его пределами. Недаром их главный бог Свентовит изображался всесильным воином.
 

В 1168 году, распространяя христианство, датский король Вальдемар I захватил остров Рюген. Славянская столица Аркона была разрушена, Свентовит, как и другие идолы — сожжён, а храмовые сокровища увезены в Данию.


Победа в войнах

В 1920-х годах немецкий археолог К. Шуххардт после длительных археологических раскопок обнаружил развалины глазного храма Арконы, чем подтвердил описания, данные в средневековых источниках. Действительно, балтийские славяне к X аеку н.э. Населяли территорию современной Германии, Дании, Финляндии, Швеции, Польши, Беларуси, северных районов России, строя там многочисленные города с каменными и деревянными храмами. Причём в Арконский храм за советом к славянским богам приезжали практически все европейские короли, точно так же, как они посещали Дельфийский храм в Греции, Но, по многочисленным легендам, храм Свентовита победу в войнах даровал гораздо чаще, чем его греческий «родственник».


Сам город стоял на высоком скалистом берегу острова, окружённый крепостным валом высотой в 10-13 метров, и сегодня поражающим взгляд паломника. За стенами города находились храмы, посвящённые славянским богам, собранным в единый пантеон. Например, Перун изображался там с семью лицами, семью мечами на поясе и одним оголённым мечом в левой руке. Перуна по праву почитали богом князя, его дружины и войны. Следующим по «значимости» был бог о пяти лицах без сабель и мечей, его называли Яровитом, или Ярилой, он олицетворял плодородие. Третьим по «старшинству» шёл Руевит, очевидно, бог самого острова, о трёх головах и стоящий на правом колене.
Однако главный храм Арконы был посвящён Свентовиту. Богатство и отделка храма пленяли не хуже современных кафедральных соборов. При раскопках около него учёные обнаружили площадь для собраний и жилые сооружения для жрецов храма. В самом храме, сделанном из дерева, было два помещения, в одном из которых, окружённый резными столбами и дорогими занавесями, стоял кумир Свентовита. Он имел четыре лица, обращённые по сторонам света и, очевидно, символизировавшие четыре времени года, его голову украшали чудесные резные кудри, Скорее всего, Свентовит олицетворял сразу все ипостаси бога, остальные божества играли «вспомогательную» роль. Точно так же, как и в современном православии при наличии бога в трёх ипостасях существует огромное количество святых угодников.
Вокруг Свентовита располагались его божественные атрибуты — узда, седло его коня, который постоянно присутствовал здесь же, в храме. В левой руке кумир держал лук, а правая была уперта в бок, на бедре же висел огромный меч. Оправленный в серебро. Также в храме находилось и знамя, почитаемое превыше воли богов, власти князя или жрецов.

Праздник Свентовита

Раз в году, в сентябре, после уборки хлеба (кстати, Новый год славяне отмечали тогда именно в сентябре) проходил главный праздник, на котором Свентовит через жреца отвечал на вопросы народа. После этого жрец брал из руки бога роге вином и выливал его под ноги Свентовиту, прося даровать славянам в следующем году успех в ратных делах и плодородие. Дело в том, что целый год рог стоял, наполненный айном, и если за это время испарялось мало вина, то следующий год обещал быть благодатным, и наоборот, если вина оставалось на донышке, то в дальнейшем не жди ничего хорошего. Далее жрец наполнял рог свежим вином и выпивал его за то, чтобы время до следующего сентября было урожайным и счастливым. И, наконец, ещё раз наполнив рог вином, жрец оставлял сосуд в руке божества до нового празднества.
После ритуала с вином выносил ся огромный пирог. Жрец вставал в центр пирога и спрашивал, видно ли его окружающим, а затем благодарил солнце и просил у него поддержки славянам на будущий год. Завершив молитву с пирогом, выводили белого коня Свентовита и просили его пройти через символические ворота, сделанные из трёх копий. Если конь, ведомый главным жрецом, выходил из «ворот», ступая правой ногой, то год ожидался удачным, если левой, то грозил бедствиями и неурожаем, а намеченный военный поход тогда отменялся. На этом процедура праздника заканчивалась.
Теперь становится понятно, откуда взялись многие современные приметы и ритуалы. Например, почему считается, что белый конь приносит удачу, уздечка удерживает нечистую силу, подкова, прибитая над дверью, одновременно отпугивает нечисть и приносит счастье, а конёк на крыше деревенской избы (украшение в виде головы коня) — талисман богатства. Истоки этих верований, оказывается, следует искать в храме Арконы на знаменитом острове Буяне.

 

"Тайны ХХ века" №23, 2011 г.