Конголезский кризис — что это?
На модерации
Отложенный
Конголезский кризис — что это?
Конго — одна из африканских стран с самой мрачной и страшной историей. В её первобытных джунглях вплоть до настоящего времени практикуются колдовство, каннибализм и ритуальные убийства. Долгое время страна была колонией Бельгии, но 30 июня 1960 года к власти в Конго пришли «прогрессивные деятели», объявившие о независимости.
Недолговечный триумвират
Среди этих политиков самыми популярными были трое: Касавубу, Лумумба и Чомбе. Касавубу после революции стал президентом, Лумумба — самым большим другом Советского Союза, а Чомбе уехал в свою родную провинцию Катанга и объявил о её суверенитете. Моиз Чомбе был обыкновенным чёрным расистом. На первое место, разумеется, он ставил своих, но и к белым относился с уважением — за исключением коммунистов. Он разрешил вчерашней метрополии — Бельгии — ввести в Катангу свои войска, чтобы защитить бельгийцев от насилия «революционных орд». В провинции установился порядок.
Патрис Лумумба, однако, сумел протащить в ООН резолюцию против Катанги. Было принято решение: бельгийцы из Катанги уходят, и их заменяют миротворческие войска. Замена эта усилила нестабильность. В провинции творилось нечто малопонятное, до полного хаоса не дотягивающее, но и к порядку отношения не имющее. К январю 1963 года войска ООН всё-таки добились в Катанге некоего подобия стабильности, а Чомбе из-за правительственных интриг спустя полгода счёл за благо уехать в Испанию.
Летом 1964 года Конго вновь взорвалось. В бассейне реки Квилу вспыхнуло восстание симба — примитивных неграмотных африканцев, считавших своей главной задачей физическое уничтожение всех белых, а также всех образованных чернокожих. Главной ударной силой симба были — юнессы — малолетние хулиганы, готовые убивать всех и вся, широко практиковавшие людоедство. Возглавивший восстание Пётр Мулеле объявил своих боевиков «львами — и призвал на помощь колдунов. Те совершали над «львами» магический ритуал с волшебными снадобьями, обещая повстанцам неуязвимость. От воинов требовалось лишь размахивать веткой и повторять простенькое заклинание, якобы превращавшее пули в воду.
Советский Союз на тот момент пребывал в жуткой обиде на центральные власти Конго за жестокое и подлое убийство Патриса Лумумбы. Поэтому социалистические страны и «прогрессивные арабские режимы» решили оказать симба всестороннюю поддержку. В восточные районы Конго организовали «воздушный мост», по которому потоком пошли оружие и амуниция. Алжирские Ил-18 и египетские Ан-12 сделали несколько сотен вылетов. В течение считанных месяцев симба с копий и мачете перешли на автоматы Калашникова. В итоге правительственные войска, представлявшие собой такой же сброд, при виде вооружённых до зубов, да ещё и «защищённых магией» симба предпочитали бежать на все четыре стороны.
Чомбе: от премьера до заката
Перепуганный Касавубу попросил Чомбе стать премьер-министром. Согласившись, тот позвал в страну иностранных специалистов, как технических, так и военных. США и Западная Европа были рады вмешаться, поскольку хорошо знали, что кровожадный Мулеле охотно расстреливал белых заложников. Американцы, заключив секретное соглашение с бельгийцами, для начала перебросили в Конго десяток тяжёлых штурмовиков-бомбардировщиков В-26 «Инвэйдер», произведённых ещё в конце Второй мировой войны, и несколько вертолётов UH-1B «Ирокез» — вполне современных для середины 1960-х. Пилотировали их наёмники из числа проживающих в США кубинцев. Все они жаждали отомстить коммунистам за недавнее поражение в заливе Свиней, где кубинские оппозиционеры десантировались, чтобы свергнуть режим Фиделя Кастро. Впервые — Инвэйдеры — обрушили мощь своих бортовых пушек и пулемётов на позиции симба во время штурма правительственными войсками Альбертвилля — крупного города на озере Танганьика. Симба пришли в смятение, и город был успешно взят. В дальнейшем старенькие бомберы неоднократно наносили симба тяжёлый урон, буквально десятками и сотнями выкашивая людоедов. При этом вылеты согласовывались с резидентом ЦРУ в Конго и прикомандированным к американскому посольству офицером USAF (военно-воздушных сил США).
Тогда же в Конго появились крупные отряды белых наёмников, обладавшие большой самостоятельностью в действиях. Южноафриканец Майкл Хор сформировал из англоязычных наёмников Пятый отряд коммандос, действовавший на востоке страны. Французский парашютист Боб Денар возглавлял франко-бельгийскую группу, а бывший бельгийский плантатор Жак Шрамм проворачивал какие-то тёмные делишки, используя попавших в плен боевиков симба в качестве невольников.
Крепнущие за счёт западной помощи конголезские ВВС и сухопутные силы наносили повстанцам одно поражение за другим.
Армия продолжала преследовать симба даже на территории соседней Уганды. К лету 1965 года мятеж был подавлен. Но противоречия между Чомбе и Касавубу только усилились. Неизвестно, чем бы их грызня закончилась, но 25 ноября того же года главнокомандующий конголезской армией Жозеф-Дезире Мобуту совершил государственный переворот, заняв президентское кресло и став диктатором. Чомбе снова бежал в Испанию, но продолжал надеяться захватить власть. Он тайно встретился с Бобом Денаром и договорился о том, что белые наёмники устроят мятеж, который должны будут поддержать жандармерия и местное население Катанги. Однако симпатизировавшее Мобуту ЦРУ подкупило телохранителя Чомбе, французского уголовника Фрасуа Боденара, и тот под угрозой применения оружия угнал в Алжир самолёт с премьером.
За последние десятилетия в Африке сложилась своеобразная «культура насилия», когда уже несколько поколений воспринимают насильственное решение споров, террор, убийства как нечто нормальное.
Натаниэль Мбумба и белые наёмники
5 июля 1967 года мятеж белых наёмников всё-таки вспыхнул. Эти люди были прекрасно вооружены, хорошо организованы и дисциплинированы, не говоря уж о высокой профессиональной выучке. Их поддержали полторы тысячи катангских жандармов во главе с генералом Натаниэлем Мбумбой. Для Боба Денара начало боевых действий оказалось неудачным. Сначала он со своей командой не успел вовремя к Оэнливиллю, крупнейшей базе вооружённой оппозиции, и Шрамм был вынужден самостоятельно удерживать город. 10 июля Денара ранили, и он покинул Шрамма. Группа наёмников со своим раненым командиром пробилась к одному из конголезских аэродромов. Там они захватили транспортный самолёт DC-3 «Дакота», на котором улетели в Родезию. Денар попал в госпиталь, но ранение оказалось не слишком серьёзным. Вскоре он сумел улететь в Брюссель. Шрамм же 9 августа захватил город Букаву и удерживал его на протяжении трёх месяцев. Мобуту действовал весьма решительно. Элитные подразделения его армии были по-европейски обучены и имели на вооружении бронетехнику. Но президент и правительство все же предпочли обратиться за помощью к Западу, заявив, что на территорию страны вторглись «левые» ангольские войска. Первым на зов Мобуту откликнулся французский президент Жискар д'Эстен, который, в свою очередь, попросил короля Марокко Хасана II оказать Конго содействие в борьбе с мятежниками. Король распорядился отправить в Катангу 1500 бойцов элитных подразделений специального назначения. Их перебросили туда на французских военно-транспортных самолётах. Именно бравые марокканцы разгромили войско Натаниэля Мбумбы и вытеснили его на территорию Анголы.
Воин, идущий от победы к победе
Тем временем Боб Денар перебрался из Брюсселя в ту же Анголу. Там при поддержке португальской тайной полиции PIDE он сколотил новую группу наёмников. Португальцы вооружили их и доставили к конголезской границе, после чего умыли руки, сделав вид, что уж они-то тут точно ни при чём. В конце октября Денар со своим отрядом вновь вошёл в Конго, намереваясь помочь Жаку Шрамму. Однако успеха в этом начинании не имел. Вскоре вторжение выдохлось, и до Букаву Денар не дошёл. Мобуту рискнул бросить в бой против Шрамма элитный Первый парашютный полк, после чего город пал. Белым наёмникам пришлось пробиваться в соседнюю Руанду. Оттуда несколько месяцев спустя они улетели в Европу.
Но не таков оказался несгибаемый генерал Мбумба. В мае 1968 года он со своей «армией» опять вторгся в Катангу. В приграничном городе Колвези генерал взял в заложники 54 белых, из которых 16 были убиты. Правительство Конго вновь обратилось за поддержкой к Западу. И вновь на помощь пришла Франция. 19 мая 400 парашютистов из иностранного легиона десантировались в Колвези и отбили оставшихся в живых заложников. Через два дня 100 бельгийских военнослужащих высадились в городе Камине и взяли под охрану проживающих там европейцев. В 20 числах мая французские легионеры сломили ожесточённое сопротивление жандармов Мбумбы, выдавив их остатки в сопредельную Анголу.
Жозеф-Дезире Мобуту правил ещё многие годы. Со временем он превратился в общепризнанного национального лидера по имени Мобуту Сесе Секо Ку-Ку Нгбенду ва за Банга, что приблизительно переводится как «воин, идущий от победы к победе, и никто не может его остановить». Узурпатор, отметим особо, ухитрялся дружить не только с США и Западной Европой, но и с Советским Союзом, для чего исправно поздравлял дорогого Леонида Ильича и его преемников с пролетарскими праздниками 1 Мая и 7 Ноября.
"Все загадки мира" №25, 2011 г.
Комментарии
Переписала Светлана Сергиенко.