Самый сильный арабский лидер считает Израиль союзником

На модерации Отложенный

Наследный принц Абу-Даби, заместитель верховного главнокомандующего вооруженными силами ОАЭ Мухаммед Бен-Заид аль Нахайян считает Израиль союзником своей страны в борьбе с Ираном и радикальным движением «Братья-мусульмане». Так утверждает газета «Нью-Йорк таймс» в статье, посвященной «самому сильному лидеру арабского мира». Там же сообщается, что Израиль усовершенствовал самолеты F-16, принадлежащие ВВС ОАЭ, и поставил Абу-Даби современную технологию слежения за аппаратами сотовой связи.

По сведениям «Нью-Йорк Таймс», администрация Трампа прислушивается к Бен-Заиду и его мнение принималось в расчет зятем президента Джаредом Кушнером при составлении плана ближневосточного мирного урегулирования. Бен-Заид и Кушнер провели тайную встречу после победы Трампа на выборах в 2016 году. Арабский принц также попытался сыграть роль посредника в налаживании контактов между Вашингтоном и Москвой, и это вызвал к нему интерес специального прокурора Роберта Мюллера, расследовавшего подозрения о вмешательстве России в ход президентских выборов в США.

По версии газеты, именно Бен-Заид, известный по аббревиатуре MBZ, помог укрепить позиции на Западе наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду Бен-Салману, известному по аббревиатуре MBS. Даже после убийства журналиста Джамаля Хашогги Бен-Заид смог убедить американцев продолжить поддержку Бен-Салмана, хотя многие советники Дональда Трампа полагали, что следует поступить иначе. Западные дипломаты, близко знакомые с 57-летним принцем считают, что иногда его враждебность по отношению к Ирану и «Братьям-мусульманам» приобретает характер навязчивой идеи.

Бен-Заид является советником и наследником своего старшего брата, президента ОАЭ. Президентом ОАЭ по уставу является правитель Абу-Даби. В прошлом Бен-Заид был командующим ВВС ОАЭ. После войны в Персидском заливе 1991 года и изгнания Ирака из Кувейта он решил приобрести новейшее американское оружие для авиации своей страны. В конгрессе США опасались, что оснащение ВВС ОАЭ самой современной техникой может нарушить стратегический баланс на Ближнем Востоке. Однако в Пентагоне к Бен-Заиду отнеслись, как к надежному союзнику, заслуживающему полного доверия.



Принц Мухаммед окончил королевскую академию ВВС в Лондоне, получив специальность пилота боевого вертолета. В 1991 году он смог убедить своего отца, главу ОАЭ, перевести американцам 4 млрд. долларов, чтобы помочь им финансировать войну с Ираком. Спустя без малого 30 лет наследный принц по-прежнему является сторонником жесткой внешнеполитической линии.

«Нью-Йорк таймс» отмечает, что Бен-Заид, возможно, является самым богатым человеком в мире – капитал возглавляемых им правительственных фондов составляет 1,3 трлн. долларов. Он пользуется огромным влиянием в Вашингтоне и с помощью США смог превратить вооруженные силы своей страны в мощнейшую армию арабского мира. В то же время сейчас Бен-Заид пытается проводить независимую внешнюю политику, не всегда совпадающую с интересами американцев.

В частности, Бен-Заид предпринимал действия, направленные против «арабской весны». После того, как «Братья-мусульмане» пришли к власти в Египте, он начал оказывать помощь Абдель-Фатаху ас-Сиси и во многом способствовал становлению возглавляемого им режима. Бен-Заид направил спецподразделения армии ОАЭ на север Синайского полуострова, где египтяне, при содействии Израиля, продолжают борьбу с радикальными террористическими группировками.

ОАЭ сохраняет военное присутствие в Ливии и в Сомали. Одновременно с этим власти ОАЭ подвергаются критике со стороны правозащитных организаций за преследование своих политических противников и участие в войне против хуситов в Йемене, которую ведет Саудовская Аравия.

«Нью-Йорк таймс» отмечает, что Бен-Заид почувствовал себя преданным после того, как администрация Обамы вступила в тайные переговоры с Ираном о ядерной программе исламской республики. Однако после избрания Трампа президентом США его отношения с американцами резко изменились к лучшему. Несмотря на это, Бен-Заид уже два года не был в Вашингтоне – из опасений, что его заставят дать показания комиссии Мюллера. До этого на протяжении десятилетий он регулярно посещал американскую столицу. По сведениям из информированных источников, в поле зрения Мюллера попали еще несколько высокопоставленных представителей эмиратов, в том числе брат Мухаммеда, занимающий должность министра иностранных дел ОАЭ. В посольстве ОАЭ в Вашингтоне отказались комментировать эти сообщения.

«Он удивительным образом умеет продвигать свои интересы в США, — сказал Бен Родс, бывший в администрации Обамы заместителем советника по национальной безопасности. – Он представляет их, как добрый совет относительно ситуации на Ближнем Востоке. В этом смысле в Вашингтоне ему нет равных».

«Маленький Франкенштейн»



Многочисленные друзья Бен-Заида в Вашингтоне утверждают, что в его поведении нет ничего экстраординарного. По их словам, лидеры многих государств пытаются повлиять на политику США в преддверии возможного вывода американских сил с Ближнего Востока. Вместе с тем, как утверждает бывшая сотрудница госдепартамента Тамара Кофман-Витс, американцы, вооружив до зубов ОАЭ, создали своего рода «маленького Франкенштейна».

Под контролем наследного принца происходит также стремительная застройка Абу-Даби. Он представляет свою страну, как самую либеральную в арабском мире. Треть министров в ОАЭ — женщины и, в отличие от Саудовской Аравии, в эмиратах разрешается отправление не только мусульманских религиозных обрядов. Население страны составляет сегодня около 9 миллионов, и большинство ее жителей – иностранные рабочие. В прошлом году, по инициативе Мухаммеда Бен-Заида, в ОАЭ было создано министерство толерантности, Дубай принял юношеские паралимпийские игры и Папу Римского Франциска. Это был первый визит главы римско-католической церкви на Аравийский полуостров.

Трамп раз за разом идет навстречу Мухаммеду Бен-Заиду. Он согласился поддержать его протеже Мухаммеда Бин Салмана, он выступил за международную изоляцию Катара, хотя высокопоставленные представители администрации публично возражали против подобного шага. Трамп отменил ядерную сделку с Ираном и заблокировал решение конгресса о прекращении помощи силам ОАЭ и Саудовской Аравии в Йемене. Сейчас он рассматривает вопрос о включении «Братьев-мусульман» в список террористических организаций. В минувшем месяце Белый дом, в обход конгресса, утвердил крупные оружейные поставки Саудовской Аравии и ОАЭ.

В апреле президент США поддержал ливийского генерала Халифу Хафтара, получающего американскую военную помощь. Это произошло на следующий день после телефонного разговора Трампа с Бен-Заидом, несмотря на то, что в то же время госсекретарь Майк Помпео призывал Хафтара остановить наступление на Триполи.