Москва заявила, что не будет выполнять решение Международного суда ООН по инциденту в Керченском проливе. Украинских моряков, задержанных при попытке прорыва через российские территориальные воды, не выпустят, арест с их судов не снимут. По крайней мере пока не завершён срок предварительного расследования, продлённый до 25 августа. Своим мнением поделился директор института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.
Моряков, разумеется, стоит пожалеть. Не кто иной, как нынешний президент Украины Владимир Зеленский, во время избирательной кампании пенял своему предшественнику Порошенко, что тот принёс этих людей в жертву собственной пропаганде. И, разумеется, решение суда было тенденциозным. Если бы речь шла о нарушении британских территориальных вод, совершённом аргентинскими судами возле Фолклендских островов или испанскими возле Гибралтара, то, возможно, суд занял бы несколько иную позицию.
Однако в данном случае вопрос не в том, насколько справедливым было решение, а в том, почему оно было именно таким. Близкие к Кремлю публицисты обожают напоминать нам, что мы окружены врагами и почти весь мир против нас. Но кого в этом винить?
Можно не признавать решений Международного суда ООН или Европейского суда по правам человека, но что делает Россия в международных организациях? Даже в худшие времена холодной войны дипломаты СССР ухитрялись находить союзников и аргументированно отстаивать свою позицию. Зачем современной России целая армия дипломатов? Ведь не все же они работают разведчиками под прикрытием?
Проблема российской внешней политики отнюдь не в том, что у нас слишком много врагов, а в том, что у нас практически не осталось друзей.
И причину надо искать не только в отсутствии внятной международной стратегии, которая обеспечила бы долгосрочные приоритеты и надёжные многолетние союзы, но и в мышлении отечественной политической и экономической элиты, которая в принципе не способна думать стратегически. Принцип сиюминутной выгоды, господствующий в экономической и социальной политике, торжествует и в делах международных. Таким способом не заведёшь ни прочную дружбу, ни стабильное деловое партнёрство. На стороне России остаются лишь те, кому деваться больше некуда, или те, кто пытается наше государство цинично использовать (хотя скорее всего оно к своим иностранным партнёрам относится точно так же).
В общем, мы получаем именно то, чего заслуживаем. Не может быть успешно на глобальном уровне государство, не способное добросовестно решать внутренние проблемы, честно разговаривать со своими собственными гражданами. Невозможно завоевать доверие иностранцев, если в собственной стране никто никому не доверяет. Короче, если мы хотим, чтобы нас любили, надо разобраться для начала с собственными проблемами. А там, быть может, и не понадобится тратить многомиллионные бюджеты на улучшение имиджа нашей страны за рубежом.
Комментарии