Теория реинкарнации распространяется еврейскими СМИ.
На модерации
Отложенный
Современный иудаизм - язычество Вавилона.
Элизабет Диллинг
----------------
Талмуд написан в Вавилоне
ИУДАИЗМ И ЯЗЫЧЕСТВО
Все еврейские авторитеты говорят, что обычаи и учения иудаизма берут начало в Персии, Вавилоне и Ассирии.
Древнее язычество было собрано и сохранено фарисейским талмудизмом. Магия букв и чисел Пифагора, долго пробывшего в Вавилоне;
переселение душ и их возвращение назад в «Эн Соф»;
размножение, являющееся смысловым центром вселенной, (первая обязанность человека вытащить душу из «гафа», а если это невозможно продолжать совокупляться в честь воспроизводящих сил; эгоизм вселенной; множество духов, отвечающих за разные функции; Культ солнца; почитание Луны; человек как искра Всевышнего, способный к изменению вселенной, будучи освещенным «знанием» (Люцифер значит «несущий свет»).
Все это – старое, знакомое язычество, желающее обрести власть, привлекая духов абракадаброй, заклинаниями, постами и трансом. Оно столь же старо как Ветхий завет, и так же живо.
Так называемый «Иудаизм» – всего лишь вавилонское талмудическое фарисейство, которое в основе является тупым язычеством, пантеистическим атеизмом, скоплением всех форм язычества, придуманного в течение столетий. Новые описания, придуманные для этого очень старого сатанизма, такие как «внутреннее качество» (Спиноза); «испускание»-эманация (талмудическая Каббала); «диалектический материализм» (Маркс) просто прикрывают старые языческие понятия.
Вавилон
Что Крест означает для Христианства, то значит «великий Вавилон» для культа иудейского фарисейства.
Вавилон был «Ватиканом», центром, и духовной родиной фарисейского вавилонского талмудизма, как выразился старший раввин Герц, с 586 до Р.Х. до 1040 от Р.Х., когда последняя талмудейская «академия» перебралась в Европу, Азию и Африку из Вавилонии. (Приложения 33-34) «Слава» Вавилона упомянута в талмуде. (Введение к талмуду издания Родкинсона, приложение 18). Фарисейство и его традиции (талмуд) из Вавилона распространились в Африке, Европе и во всем мире, так, что сегодня иудеи, изучая талмуд, повторяют вавилонские фарисейские споры, говорит один ведущих мировых иудеев раввин Луи Финкельштейн из еврейской теологической семинарии. (Приложение 2)
Идеи и решения, вышедшие из талмудических «академий» Вавилона, Суры, Хехардеи, Нисибиса, Пумбедиты, были приняты «иудеями» мира. Еврейская энциклопедия, рассматривая «общее влияние Вавилонии на европейский иудаизм», утверждает:
«Запад, получил и письменный и устный закон из Вавилонии», и даже после заката талмудической «славы» в Вавилоне (1040 от Р.Х.). «Вавилония, однако, всё ещё была почитаема всеми иудеями … в девятом столетии … иудеи Абиссинии, поминают мудрецов Вавилона в начале молитв … подобная молитва, хотя и не употребляется, существует сегодня во многих общинах. Раввин Палтиель из Каира внес одну тысячу золотых слитков в школы Вавилонии … в соответствии … с обычаем, распространенным во всех местах, где пребывали иудеи. К концу двенадцатого столетия Вениамин из Тудела … связывает то, что ‘нази’ Дамаска получил свое посвящение от главы академий Вавилонии с тем, что эта страна была все еще преобладающей в умах иудеев мусульманского мира». (еврейская энциклопедия, «Вавилония», приложения 295-296)
Нази (принц) – это глава Синедриона, или мирской правитель евреев; Ав бет дин у фарисеев является религиозным главой и соправителем с Нази. До 70 г. от Р.Х. было пять таких пар.
Вавилонский талмуд, возвеличивает Вавилон как «центр религии и знаний». (Кетубот 11 1a, приложение 146)
Полная преданность фарисеев Вавилону заметна при чтении еврейской энциклопедии. Например, статья «Вавилония» (приложение 295, 296) иллюстрирует гордое и преданное отношение фарисейства к Вавилонии, которая является славой и источником их традиций – талмуда. До 1040 от Р.Х., каббалистические и талмудистские академии в Вавилонии сияли – и после своего закрытия распространили талмудическое «знание» на остальную часть мира, двигаясь в Европу через Испанию. Мы также читаем, что «Академия Суры … достигла беспрецедентного расцвета … академия в Пумбедите закрылась в 1040 году просуществовав 800 лет …Вавилонское знание было пересажено в Европу … Есть достаточно оснований считать влияние Вавилонии на европейский иудаизм решающим… Запад получил и письменный и устный закон из Вавилонии.»
Высшее место в так называемом «иудаизме» отдано вавилонскому талмуду, и слово Вавилон стоит в нём на титульном листе каждого тома.
Это подтверждает и предисловие к переводу вавилонского талмуда на английский язык издания Сончино покойного главного раввина Великобритании Герца. (см. приложение 34, и др.) Также дань уважения Вавилону отдана в «истории талмуда» – приложении к первому английскому переводу вавилонского талмуда издания Родкинсона (1903 г.) (М. Леви Фрумкин). (См. приложение 34, и др.)
В противоположность, так называемый палестинский талмуд, по словам главного раввина Герца, (одного из 120 ведущих евреев мира) был забыт евреями в течение многих столетий. Его положения не признаются, если противоречат вавилонскому талмуду. (см. приложение 33)
Вавилон - символ
В ветхом завете Вавилон – символ моральной скверны. Но те, кто называет себя «Людьми Книги», возвеличивают его. Фарисейство сегодня живет по вавилонскому календарю, отмечает вавилонские праздники, соблюдает пост Таммуз и продолжает антибиблейскую безнравственность, включая гомосексуализм, сжигание детей в жертву Молоху, некромантию, и другие отвратительные вещи.
Талмуд цитирует слова «Учителей», что «Все страны походят на тесто [низшие] по отношению к земле Израиля, а земля Израиля походит на тесто по отношению к Вавилону». (см. приложение 146).
«В нашей традиции считается, что Вавилон не увидит страданий, которые будут предшествовать приходу Мессии». В сноске написано, что правильное понимание этого места, что «страдания», о которых говорится в современных христианских книгах ненастоящие. Они - схватки матери Сион, которая должна в муках явить Мессию – буквально – еврейский народ». (приложение 147)
Талмудические еврейские месяцы являются вавилонскими
Лунный вавилонский календарь был принят иудеями со времени вавилонского плена иудейского царства (586 до н.э.). Фарисейские талмудисты по сей день используют вавилонский календарь и языческие названия месяцев, для соответствия с обрядами. Эти названия месяцев совпадают примерно со знаками Зодиака следующим образом: Нисан-Овен; Ияр-Телец; Сиван-Близнецы; Таммуз-Рак; Ав-Лев; Элул-Дева; Тишрей-Весы; Хешван-Скорпион; Кислев-Стрелец; Тевет-Козерог; Шват-Водолей; Адар-Рыбы
---------------
Архимандрит Августин "Руководство к основному богословию" (Минск, "Харвест", 2001, издана по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета).
Новоиудейство
Общий взгляд на новоиудейство и на его происхождение
Новоиудейство есть религия, образовавшаяся из начал древнего богооткровенного учения иудейского, но смешанных с началами языческой религии и философии и потому сильно искаженных и обезображенных.
Искажение богооткровенной религии иудейской языческими воззрениями началось со времени плена вавилонского (плен вавилонский - переселение первое 607 г.; последнее 585 г. до Р. X.; плен ассирийский 723 г. до Р. X.) и продолжалось до VI века по Р. X.
Это было самое критическое время в истории народа иудейского, когда страшные бедствия, постигшие его, угрожали полным и совершенным истреблением его с лица земли. В таком положении иудеи ухватились за закон, который прежде постоянно нарушали и в исполнении которого увидели теперь единственное средство спасения, - свое быть или не быть.
Но, ухватившись за закон и вдумываясь в него, они решили, что доселе они не только не исполняли, но и не понимали закона, как следует, - что за это именно Иегова так решительно и разгневался на них, что впредь нужно иначе понимать и исполнять закон, чем как это было доселе, и что только под этим условием Иегова снова помилует их. Под влиянием таких идей, естественно, явились многочисленные толкования закона, целые кодексы правил и наставлений, искусственно извлеченных из закона и приспособленных ко всем возможным отношениям житейским, ко всем случаям жизни еврея. Определяя каждый шаг еврея такими правилами, основанными якобы на божественном законе, учители иудейские думали этим, так сказать, обязать Бога к милости, вынудить у него помилование себе. Эти толкования, правила и наставления составлялись частью под влиянием фантазии иудейских законоучителей, частью под влиянием языческой религии и философии, с которыми иудеи, по изменившимся обстоятельствам своей истории, теперь волею-неволею должны были познакомиться. Понятно, что такие толкования и правила могли только обезображивать и искажать древнее богооткровенное учение; а между тем в очах евреев они стали гораздо выше самого этого учения, и мало-помалу совсем заменили его собою. Они составили собою так называемые Талмуд и Каббалу, заменившие евреям писания Моисея и всех древних пророков.
Талмуд. Его состав и характеристика галахи и агады
Талмуд (т.е. учение, или наука, по преимуществу) состоит из Мишны, т.е. толкования на Библию (Мишна - второй закон), и Гемары - толкования на Мишну (Гемара - комментарий, толкование). Но так как Гемара явилась в двух видах: одна - в Иерусалиме, а другая - в Вавилоне, то Талмуд с Гемарою иерусалимскою называется Талмудом иерусалимским, а с Гемарою вавилонскою - вавилонским (Прим. 11). Последний более уважается евреями, нежели первый. По характеру содержания, в Талмуде различаются две главные стороны: галаха и агада. Первая определяет поведение еврея, предписывает ему правила и дает наставления на все случаи жизни, почему может быть названа стороною законодательною (галаха - путь). Но в ней слишком много скрупулезности, мелочности, пустого формализма и уклонения от духа закона во имя внешней его буквы. Галаха очень серьезно трактует о том, как нужно вставать еврею от сна; как одеваться, умываться; как обрезать ногти; какие когда употреблять яства; сколько часов воздерживаться от молочной пищи после мясной и от мясной после молочной, как резать известное животное; какую часть его можно употреблять в пищу, какую нет; в каких случаях совсем нельзя есть чего-нибудь; решает вопросы вроде следующих: можно ли есть яйцо, снесенное курицею в день субботний; можно ли в субботу засветить или погасить свечу и т.п. До какой мелочности и скрупулезности доходят эти трактаты - можно судить по тому, что, например, одних постановлений насчет запрещенной пищи насчитывается в Талмуде более 3000; касательно омовения рук - до 100; касательно соления мяса - до 200; относительно субботнего покоя - 949, из коих одно запрещает еврею даже плевать по воздуху в субботу, так как это действие походит на веяние неочищенной ржи. Агада - другая сторона содержания Талмуда - состоит из разных рассказов, притч, сентенций, аллегорий, уясняющих предписания галахи и располагающих к их выполнению, и может быть названа стороною повествовательною (агада - рассказ). Но как в галахе много мелочности и скрупулезности, так в агаде много разных бредней, басен и сказок, вообще нелепостей, какие может созидать только самый недалекий ум и самая дикая и уродливая фантазия (такова, например, агада о кончине Моисея, о Шамире и Соломоне и др.).
Вероучение Талмуда
Обращаясь к вероучению Талмуда, мы находим его страшно обезображенным по сравнению с ветхозаветным откровением. Учение о Боге искажено здесь самым крайним антропоморфизмом. Талмуд рассматривает божественную жизнь во времени и пространстве и Самого Бога представляет в образе человека громаднейшей величины. Этот Бог, говоря строго, не имеет ничего общего с ветхозаветным Иеговой, почему и получил в Талмуде особое имя Шехины, т.е. божества видимого, чувственного, осязаемого. В Талмуде математически высчитывается мера и определяется рост Шехины, - подробно рассказывается, какие у Шехины плечи, руки, ноги; какая шея, борода; как велико расстояние между его глазами, бровями и т.п. Такой Бог, очевидно, и занятия должен иметь человеческие: и в Талмуде, точно, говорится, будто Шехина несколько часов в сутки посвящает на изучение Талмуда, потом играет с Левиафаном; всякое утро кладет на себя тефелимы (те значки, что евреи кладут себе на лоб, когда молятся) и молится о том, чтобы гнев его не пересиливал его милости; часто плачет о разорении Иерусалима; рыкает подобно льву три раза в день для того, чтобы показать, что ночь должна быть делима на три стражи, а не на четыре, как думал рабби Иегуда и т.п. В течение каждого дня есть мгновение, в которое Шехина необыкновенно гневается, и есть также мгновение, когда он бывает необыкновенно милостив, так что исполняет всякую молитву, в это время к нему обращенную, какова бы ни была эта молитва.
Миры творил Шехина от вечности, но они были несовершенны, и он разрушал их всякий раз тотчас после сотворения, пока, наконец, не сотворил настоящего мира, оказавшегося совершенным и вполне угодным ему. Он сотворен собственно для того, чтобы приложить к делу закон обрезания; без этого Шехине незачем было бы и творить мир. Шехина сотворил также и человека, но собственно только евреи должны считаться происходящими от Бога; все же прочие народы происходят от семидесяти низших божеств, живущих на семи планетах, - особенно же от Шатана (он же Левиафан) и Лилиты.
Души евреев сотворены Богом прежде создания мира, который назначался для их обладания, - сотворены все вместе (в количестве 600 тысяч), посредством особого процесса в самом божеском существе, весьма близкого к естественному рождению. Сотворив души евреев, Бог и промышляет собственно только об евреях; все прочие народы состоят под управлением тех семидесяти князей, или богов, от которых они произошли. Хотя язычники взяли теперь верх над евреями и управляют ими, но придет Мессия, и настоящий порядок вещей изменится. Воцарению Мессии будет предшествовать междоусобная война Гога и Магога, в которой будут истреблены все язычники, за исключением лишь некоторых, которые будут оставлены для того, чтобы служить рабами в царстве Мессии. Далее, в Иосафатовой долине наступит воскрешение всех верных евреев; трупы же евреев, умерших вне Палестины, перекатятся к Иосафатовой долине, как бочки, подземными трубами. Ангел смерти будет воскрешать трупы евреев посредством удара палкой по устам. Каждого приведенного таким образом к сознанию ангел будет спрашивать об имени его, и каждый должен будет сказать свое имя текстом Библии, первая и последняя буквы коего соответствуют первой и последней букве имени спрошенного. Отсюда необходимо - как можно крепче затвердить свое имя еще при жизни, подобрать такой текст и хоть по разу в день повторять его в своих молитвах. После воскрешения евреев (другие народы не будут воскрешены) последует восстановление Иерусалима и храма, - всех жертв и обрядов.
Наконец, воцарится Мессия и будет видимо и славно царствовать с верными израильтянами тысячу лет. После царства Мессии наступит царство небесное, которое уже будет продолжаться вечно... Не говоря уже о нелепостях этого учения о последних судьбах мира и человека, нужно сказать еще, что оно крайне неопределенно и сбивчиво. С одной стороны, в Талмуде есть выражения, что воскреснут для будущей жизни только иудеи, а прочие народы не воскреснут; с другой - там же говорится о всеобщем суде и осуждении язычников. Ту же неопределенность и сбивчивость находим и в учении Талмуда о начале и происхождении рода человеческого: наряду со строгим монотеизмом здесь встречаются и идеи дуалистические и даже политеистические.
Нравоучения Талмуда
Не лучше вероучения и нравоучение Талмуда. По Талмуду, на каждом еврее лежат две главные обязанности: а) занятие законом, т.е. изучение Талмуда, и б) продолжение своего рода и приумножение потомства Авраамова. Но и эти обязанности лежат, главным образом, на мужской половине народа еврейского. Женская половина имеет некоторое значение только потому, что дает еврею возможность исполнять заповедь относительно размножения своего рода, к закону же она не имеет никакого отношения, равно как и закон к ней, и это по самой простой причине - потому что женщина неспособна к обрезанию. Учить дочь свою закону, значит учить ее искусству обманывать - рассуждает Талмуд: все образование женщины не должно выходить за пределы уменья прясть или вязать чулки.
По отношению к закону на женщине лежат только следующие три заповеди: а) со всею тщательностью наблюдать за периодическими состояниями своего тела и, не вымывшись после известных регул, не прикасаться к мужу; б) при печении хлеба бросать известную часть теста в огонь (это - остаток древних жертвоприношений, когда женщины в подобных случаях пекли лепешки и отдавали их священникам); в) третья заповедь для женщины -~ это накануне субботы возжигать светильник. Вот и все. Все прочие обязанности, религиозные и семейные, лежат исключительно на мужчине, на отце семейства, и нисколько не касаются матери...
Унижение женщины в Талмуде простирается до того, что благочестивому еврею не только запрещается говорить с нею публично - хотя бы это была и его собственная жена, если неизвестно всякому, что это именно его жена, но запрещается и смотреть на ее ладонь, брать от нее деньги, даже ступать по женским следам. Для развода с женою еврею достаточно, если у нее дурно пахнет изо рта; если она до свадьбы не объявила, что носит на руке фонтанель; если нужно повторять ей два или три раза одно и то же приказание; даже если блюдо, приготовленное ею, окажется не совсем вкусным... После этого понятно, почему еврей каждый день благодарит Бога за то, что Он не создал его женщиною, а создал мужчиною. Отсюда же - евреи сильно желают детей именно мужского пола и неблагоприятно смотрят на того, у кого дети женского пола. «Блажен человек, - говорится в Талмуде, - имеющий детей мужеского пола, и горе тому, у кого дети женского пола».
Если так относится Талмуд к целой половине еврейского же народа только потому, что эта половина неспособна к обрезанию, то можно уже предвидеть, как неблагоприятны будут отношения его к прочим народам мира, не принимающим обрезания.
Талмуд даже не признает их людьми, как происходящих будто бы от низших божеств, считая их врагами Бога и Его избранного народа, а потому не мог предписать и человечных отношений к ним. Все человеколюбивые предписания ветхозаветного закона по отношению к ближним Талмуд ограничил одним народом - еврейским; а временные и случайные повеления об истреблении Амалика и всех хананейских племен распространил на все времена и все народы, не принимающие обрезания, или точнее - на всех неевреев. Неиудеи не имеют смысла и потому не заслуживают никакой милости - рассуждает Талмуд, и иудеи всегда должны заботиться об истреблении их, как врагов своих и Божиих: кто не убивает их в то время, когда может, тот нарушает заповедь Божию. Но не всегда же и не всякому можно буквально исполнять эту заповедь Талмуда, т.е. убивать всех, кто только не еврей; поэтому Талмуд предписал и другие средства вредить неевреям.
Так, в Талмуде положительно запрещается миловать акума, т.е. нееврея, оказывать ему сострадание и справедливость, спасать его от смерти. Далее Талмуд прямо позволяет обманывать, грабить, вообще надувать всякими способами всех гоев, акумов, кутеев, или кутимов, под которыми он разумеет всех неиудеев вообще... И те жидовские проценты, на которые все жалуются, тоже имеют свое основание в Талмуде и даже выводятся талмудистами из законодательства Моисеева. Во Второзаконии (23, 20) говорится: чуждему да даси в лихву, брату же твоему да не даси в лихву. Конечно, выражение чуждему даси лихву имело характер только позволения или разрешения; но Талмуд возвел это в непреложную заповедь, так что даже запретил евреям давать денег взаймы гою без процентов и, сверх того, положительно требует, чтобы каждый отец практически учил детей своих способу отдачи денег на проценты, чтобы они заблаговременно приобрели достаточный навык к тому. Мало того: Талмуд извратил и вторую половину этого Моисеева изречения брату же твоему да не даси в лихву. Он разрешает и брату давать в лихву и назначает именно 20 процентов такой лихвы: только такую сделку могут сделать между собою евреи, более других сведущие в законе, которые сумеют придать процентам вид подарка. Наконец, если Талмуд кое-где и узаконивает справедливые отношения иудеев к неиудеям, то только в предупреждение могущей возникнуть от дурных отношений беды для самих же иудеев, - и эти узаконивания как-то вообще мало вяжутся с другими узакониваниями Талмуда, проникнутыми враждою и ненавистью к иноплеменникам.
Все, что сказано в Талмуде об отношении иудеев к иноплеменникам, относится и к нам, христианам, хотя Талмуд нигде не называет христиан их собственным именем. Талмудисты это сделали для того, чтобы предохранить евреев от могущих произойти отсюда бедствий для них; и это тем легче было для них сделать, что христиане, по их воззрению, вполне подходили к гоям, акумам, кутеям, отношения к которым так подробно определены в Талмуде. Впрочем, есть в Талмуде и более ясные намеки на христиан и более частные термины для обозначения их. Так, именно, они разумеются под именами галах, ноцрим, цадок, или саддукей, они же называются эдомитянами и проч. На них именно намекает Талмуд, когда говорит, что саддукеи из слов Бытия (1, 26) сотворим человека по образу нашему, выводят заключение, будто богов много, или много лиц в Боге, что эдомитяне, или ноцримы, машут пальцами своими вдоль и поперек (намек на христианское крестное знамение) и проч. Ненависть Талмуда к этим людям выше даже ненависти его к язычникам. Если кто-нибудь преследует еврея с тем, чтобы убить его, то еврей пусть лучше спасается в храме языческом, чем саддукейском (т.е. христианском), говорит Талмуд; потому что язычники отвергают того Бога, которого не знают, а саддукеи - того, которого они знают. Об этих-то людях, господствующих над сынами Израиля, иудеи доселе молятся, чтобы Бог в одно мгновение истребил их и уничтожил: «пусть будут уничтожены в одно мгновение... Истреби их, Господи, порази, уничтожь их в одно мгновение, порази их внезапно в глазах наших».
Каббала. Понятие о ней. Характеристика каббалистического учения о Боге в его отношении к миру и о человеке. Отношение каббалистов к Библии
Рядом с мелочным направлением талмудическим и в одно время о ним развилось в среде мудрецов еврейских другое направление - мистическое или таинственное, известное под именем Каббалы (слово это означает действие принятия, или учение, принятое по преданию), Оно выразилось, по преимуществу, в двух еврейских книгах Сефер-еццира (книга творения) и Зогар (книга света, сияния), из коих первая явилась, по всей вероятности, около времен Рождества Христова, а последняя составлялась в продолжение многих столетий, трудами многих поколений каббалистов, и в окончательном виде своем явилась только в конце XIII века по Р. X. Несмотря, однако, на это, как талмудисты о своей Мишне и Гемаре, так каббалисты о своей Каббале думают и говорят, что она современна синайскому законодательству. Сам Бог будто бы открыл ее Моисею во время сорокадневного пребывания его на Синае, а Моисей передал ее семидесяти избранным старцам, от которых под покровом глубочайшей тайны она переходила из рода в род до позднейших избранных учителей еврейского народа, заключивших ее, наконец, в письмена. Каббала - это не религия, не философия в собственном смысле, а так сказать религиозная философия или, точнее, философия религиозного предания иудейского. Она рассуждает почти исключительно о мире духовном и его отношении к миру чувственному; но рассуждает об этом на основании авторитета какого-то таинственного, небывалого предания и произвольно понимаемого и превратно изъясняемого Священного Писания, т.е., в сущности, на основании разума и фантазии. Не вдаваясь в подробности, мы кратко охарактеризуем важнейшее пункты каббалистического учения.
Учение каббалистов о Боге и Его отношении к миру напоминает собою учение о том же предмете александрийских гностиков, по которому все в мире есть истечение из Божества и как бы часть Его. Как у гностиков Божество, выступая из себя, производит целые ряды эонов, составляющих собою его плирому, так у каббалистов оно производит из себя десять так называемых сефиротов, которые в сущности тождественны с самою субстанцией Божиею. Этот пантеистический взгляд проводится в Каббале иногда с особенною настойчивостью и притом в выражениях, напоминающих собою учение Спинозы о бесконечной субстанции и учение Гегеля об абсолютной идее - все есть Бог, и Бог есть все; Он один, собственно, существует и вне Его нет ничего. Но, с другой стороны, при этом пантеизме, у каббалистов заметно желание сохранить представление о Боге личном, отдельном от мира, и о мире как свободном творении Божием. Отсюда - десять сефиротов представляются уже чем-то отличным от субстанции Божией или, по крайней мере, не тождественным с нею: в них Бог только присутствует и через них открывается, но присутствует и открывается не весь и не всецело, так что они не обнимают собою всей полноты Его сущности и жизни, не равны Ему. Наконец, рядом с этим философским учением, стоит у каббалистов весьма странное учение о 22 буквах еврейского алфавита, которые в соединении с десятью первыми цифрами называются тридцатью двумя чудными путями премудрости, посредством которых Вечный сотворил все. Трудно, да едва ли и возможно понять это каббалистическое учение; только несомненно, что 22 буквы еврейского алфавита играют у каббалистов весьма важную роль как в деле творения, так и в деле управления миром и, вообще, в жизни вселенной. Кажется, они - то же самое, что идеи в философии Платона: они стоят, так сказать, на границе мира умственного и мира физического; по их отпечаткам на вещах познается верховный разум во всех частях мира; через их посредство слово Божие или дух святой открывается в природе.
Так как в учении каббалистов о Боге и Его отношении к миру пантеистическое воззрение не проведено строго последовательно, то и в учении их о человеке заметно то же колебание между пантеистическим и теистическим воззрением. С одной стороны, дух человеческий есть существо совершенно самостоятельное и свободное (что вовсе не гармонирует с пантеизмом), а с другой - единение его с Богом в будущей блаженной жизни будет простираться до потери им своей индивидуальности (значит - и личности) и до полного смешения и отождествления со своим Творцом (что совершенно гармонирует с пантеистическим воззрением). Кроме того, у каббалистов встречаем учение о пред-существовании душ человеческих, или домирном их бытии, и о посмертном их странствовании, или переселении из одной формы в другую, - учение, встречающееся еще у Платона и в некоторых восточных религиях. Наконец, у каббалистов есть и нечто оригинальное в учении о человеке: они учат, что человек есть полнота и возвышеннейший предел творения; все совмещается в нем, и он соединяет все формы, в которых развивается и проявляется божественная субстанция; он - выше ангелов; он - единственная форма, под которою можно представлять Самого Бога. Впрочем, говоря о таком высоком достоинстве человеческой природы, каббалисты разумеют не столько людей обыкновенных, сколько какого-то небесного человека, или Адама Кадмона, который есть первое проявление божественной субстанции, в сущности неотделимое от нее, и который произвел уже Адама земного.
Таким образом каббалистическое учение есть смесь теизма с пантеизмом и некоторыми другими философскими заблуждениями. Вдобавок к этому, рассматриваемое учение изложено в высшей степени туманно, загадочно, двусмысленно. Тем не менее, однако, каббалисты утверждают, что это учение их не только есть учение богооткровенное, но что оно содержится даже в Библии. Поскольку же на самом деле в Библии нет ничего похожего на это странное учение, то каббалисты все библейские сказания обратили в аллегории и в каждой фразе, в каждом слове и даже букве Библии открывают высший таинственный смысл. Для этого они прибегают к средствам чисто механическим, каковы: перестановка букв, составляющих известное слово, одной на место другой, отчего, естественно, выходят новые слова, обозначающие другие понятия; разложение одного слова на два или на три и, наоборот, соединение нескольких слов в одно; употребление одного и того же слова иногда с гласной, а иногда с опущением гласной; замена одного слова другим, равным ему по сумме чисел, составляемых буквами, и т.д.
Взгляд новейших ученых-иудеев на свою религию и на отношение к ней христианства и замечание об этом взгляде
В новейшее время, под влиянием изменившихся условий исторической жизни, в иудействе возникло новое, дотоле небывалое направление, которое мы можем назвать рационалистическим, или реформаторским, и которое имеет в виду если не совсем изменить, то, по крайней мере, осмыслить старое, отжившее уже свой век иудейство. Направление это развилось, главным образом, на западе Европы, особенно в Германии и Франции, и находится в связи с современною западною наукою вообще. Иудеи этого направления, новые ученые раввины, проводят новый взгляд на свою религию, в котором трудно и узнать то иудейство, каким мы видим и знаем его. Единство и духовность Божества, от которого происходят все люди, на взгляд этих раввинов, есть сущность иудейства в теоретическом отношении; а в практическом отношении сущность иудейства состоит в учении о всеобщем равенстве, братстве, любви и свободе. Иудейство, и только оно одно, дает истинное понятие о человеческом достоинстве, способствует развитию знания и свободы - словом, оно одно есть религия «прогресса и гуманности». Эти идеи дают иудейству недосягаемое для всех других религий величие и силу и делают его религию вечною и общечеловеческою. Насколько все другие народы проникаются идеями и духом иудаизма, настолько они развиваются, нравственно усовершенствуются, гуманизируются и цивилизуются. А когда все народы всецело проникнутся этими идеями, этим духом, тогда придет Мессия, т.е. наступит эпоха высшего нравственного развития человечества, полнейших успехов цивилизации и гуманности. На христианство иудеи этого направления смотрят как на то же иудейство, только в искаженном виде и неудавшейся форме. Иисус из Назарета проповедовал единого бестелесного Бога, открытого Моисеем, и чистую нравственность - того же Моисеева иудейского закона. Он и не думал выдавать себя за Мессию, тем более за Бога, - и если называл себя иногда сыном Божиим, то в таком же общем смысле, в каком мог называться сыном Божиим и каждый еврей. Но ученики и особенно позднейшие последователи Иисуса, желая распространить его учение в языческом мире, изменяли его соответственно понятиям языческим, и таким образом исказили его первоначальную, чисто иудейскую форму. Верхом этого искажения было то, что они самого Иисуса стали представлять воплощенным Богом, несмотря на его позорную смерть на кресте и т.д.
Что сказать об этом новом взгляде иудеев на свою религию и на отношение к ней христианства? Мы уже заметили, что в новом взгляде ученых-раввинов на свою религию трудно и узнать то иудейство, каким мы его видим и знаем. То же самое нужно заметить и относительно их взгляда на христианство: христианство, о котором говорят они, совсем не то, какое мы знаем из Евангелия. Как иудейство, так и христианство новых раввинов не есть иудейство и христианство историческое, действительное, а иудейство идеальное и христианство ими самими сочиненное. И как для представления высочайших совершенств иудейства раввины насилуют прямой смысл своего учения и многие исторические факты обращают в мифы и аллегории, так для оправдания своего взгляда на христианство они игнорируют самые крупные факты евангельской истории и самые важные пункты учения Иисуса Христа. В частности, по поводу этого взгляда еврейских ученых следует заметить еще то, что самые идеи всеобщей любви, равенства, братства и свободы, которые якобы составляют сущность иудейства, - в высшей и совершеннейшей степени провозвещены в унижаемом еврейскими учеными христианстве, откуда они, может быть, бессознательно, заимствованы и самими этими учеными. В христианстве же этим идеям дано более крепкое и глубокое основание, чем то, какое дается им в иудействе. Они проповедуются здесь не во имя того только, что один Бог есть Творец всех людей, но и во имя того, что сам Бог есть любовь, что Сын Божий, из любви к людям, принял на себя их плоть и кровь, их вину перед Богом, принес себя за них в жертву и т.д.
Чудеса по рассказам Талмуда и Каббалы
Чудеса, о которых рассказывают Талмуд и Каббала, не лучше языческих. Талмуд силу творить чудеса приписывает таинственному имени Божию, которое он понимает как-то грубо чувственно. Имя это хранилось в иерусалимском храме и употребляемо было одними только пророками и первосвященниками в делах, касающихся их высокого служения. Но его можно было разными хитростями похитить из храма, овладеть его тайною и силою его творить какие угодно чудеса: например, летать по воздуху, ходить по водам, мгновенно пересылать письма из одного края в другой и т.п. Чтобы заградить доступ к этому таинственному имени посторонним любопытствующим лицам, силою того же имени сотворено было два чудесных льва, которые, стоя по сторонам святая святых, возбраняли доступ к нему и оглушали насмерть всякого, кому только приходилось слышать их страшный рев. Несмотря, однако, на эту охрану, бывали смельчаки и хитрецы, которые проникали сюда, овладевали таинственным именем и силою его творили чудеса. Таков был, например, Иешу Ганоцри, т.е. Иисус Назарянин... Впрочем, Талмуд рассказывает нередко о чудесах, совершавшихся и не силою таинственного имени Божия: например, о маленьком червячке - шамире, который, будучи проведен по камню, дает ему известный вид и нужную форму; об обращении воды вверх против течения, при пособии какого-то чудодейственного дерева; о поднятии Александра Македонского, в бытность его в Иерусалиме, в воздушное пространство до такой высоты, что земля показалась ему яблоком, а вода - чашкой и т.п.
Комментарии