Как красные убивали русских воинов, возвращавшихся с фронта

На модерации Отложенный

После объявления большевиками мира (непонятно кому) и демобилизации армии (декрет СНК от 10.11.1917) огромные массы солдат повалили с фронта домой. Процесс этот был практически неуправляем, вооруженные солдаты организовывались в крупные банды, грабили, убивали офицеров, силой захватывали эшелоны. Часть солдат перешла на сторону большевиков и влилась в их отряды. Периодически на железнодорожных станциях происходили и массовые убийства. Так, в декабре 1917 на ст. Прохладная группой большевицки настроенных солдат был убит генерал-майор Михаил Александрович Караулов — депутат III и IV Государственных Дум, Атаман Войска Терского. Вместе с Атаманом убиты чины его штаба: подполковник Владимир Александрович Караулов, хорунжий А. А. Белоусов, депутат Терского Войскового Круга Султанов. Убийцы раздели, изуродовали и ограбили трупы. 

Так описывал эти трагические события один из инициаторов и непосредственный руководитель убийства М. А. Караулова член РСДРП(б) с 1917 года А. Я. Жданов, работавший в то время кондуктором на станции Прохладная: «Мне было поручено установить контакт с военной командой, которая несла службу по охране моста через реку Малку. Я завел дружбу с солдатами. Они один за другим становились на нашу сторону и были готовы выполнять любые указания посланцев партии и большевиков. Контрреволюция поднимала голову. Особое подозрение навлекал атаман Терского казачьего войска Караулов... Вывод напрашивался сам собой: убрать главаря белоказацкой банды. Во главе целой оравы телохранителей он следовал во Владикавказ через Прохладную в специальном поезде. Вагон Караулова был в самом конце поезда. Команда ополченцев, охранявших мост через Малку, перешла на нашу сторону и днем прибыла в Прохладную, якобы для поддержания порядка... Со старшим команды условились о том, что перед самым отходом поезда мы отцепляем вагон, а когда все телохранители займут свои места, он даст команду: «Огонь по вагону!» [1]

Атаман Михаил Караулов


Из воспоминаний Марии Нестерович:
"Возвращаясь домой, на Красной площади я невольно задержалась. Шелъ митингъ. Толпа состояла изъ рабочихъ и солдатъ. Я прислушалась къ речамъ ораторовъ, все больше евреевъ-больщевиковъ. Были и возражавшіе имъ солдаты, слышались и слова въ защиту офицерства. Но явно побеждали крики иэуверовъ-насильниковъ. Народъ сходилъ съ ума…

На этотъ разъ дорога выдалась ужасающая. Если солдатамъ, набившимся въ поездъ, казалось, что онъ идетъ медленно, они попросту сбрасывали машиниста на рельсы и становились на паровозе сами, а когда стрелочникъ не пропускалъ поезда, то пьяная солдатская толпа немедленно кидалась бить его…

Дорога на этотъ разъ была невыносимо тяжела. Намъ дали всего одинъ товарный вагонъ, такъ что некоторымъ изъ насъ пришлось разместиться въ другихъ вагонахъ. По всему пути валялись трупы офицеровъ…

Ко мне подошелъ какой-то матросъ, вынулъ изъ за пазухи ризу съ брилліантами, сорванную съ иконы, и сталъ предлагать за 5.000 рублей. Я вежливо отклонила сделку…

...Я порядкомъ испугалась, въ особенности когда увидела въ окно, прямо передъ домомъ на снегу, трупы офицеровъ, — я съ ужасомъ разсмотрела ихъ, — явно зарубленныхъ шашками... «Боже мой, зарубятъ и насъ! Какъ страшно! — думала я. — Ужъ лучше разстрелъ»…

Поездъ тронулся. На этомъ страшномъ обратномъ пути, — какой леденящій сердце ужасъ! — на нашихъ глазахъ, на перронахъ, разстреляли восемь офицеровъ. Обыски происходили непрерывно. Особенной жестокостью отличался комендантъ станціи Чертково, какой-то 17-20 летній мальчишка-изуверъ…

Мы видели затемъ, какъ вели пятнадцать офицеровъ, вместе съ этимъ генераломъ и его женою, куда-то по железнодорожному полотну. Не было сомненій, что ихъ ведутъ на разстрелъ. И действительно, не прошло и четверти часа, какъ послышались ружейные залпы. Все перекрестились. Немного спустя, вошли два красноармейца и стали забирать чемоданы генерала.
— Зачемъ берете? Это же не ваше, — заметила я.
— А чьи же? — ответилъ рабочій.
— Генерала. Онъ можетъ вернуться...
— Не-етъ! Его поминай какъ звали, — засмеялся рабочій, взялъ чемоданы и вышелъ изъ вагона.
— Разстреляли, — сказали хоромъ находившіеся въ вагоне.
Не стану описывать другихъ кровавыхъ сценъ, чуть не на каждой станціи..." [2]

Шестого марта 1918 года произошел бессудный расстрел красными генерала Раддаца, двух врачей, трех молодых девушек из Анапы и еще около сотни военных чинов. Как это было: в 20-х числах февраля 1918 генерал Раддац, возвращаясь из Персии, где он командовал дивизией, был арестован в г. Армавире и заключен в городскую тюрьму. Незадолго до этого в этом городе образовался большевицкий военно-революционный комитет, главной деятельностью которого было обезоруживание проезжающих воинских эшелонов, грабеж денежных ящиков, арест, грабеж и убийства офицеров и лиц, имеющих интеллигентный вид. Большевицкими силами в этом районе командовал некто Сорокин, позже он стал главнокомандующим красной армией Северного Кавказа.

Пятого марта вечером арестованных в количестве 105 человек отправили на вокзал и разместили в трех товарных вагонах. В числе арестованных большинство были кубанские офицеры, возвращавшиеся из Персии, были доктора, ветеринары, делопроизводители, полковой священник, несколько урядников, три молоденьких девушки и два вольноопределяющихся.

Эти люди живыми вернулись с Первой мировой войны, но красная мразь убила их на Родине. 

Около 6 часов утра 6 марта поезд с арестованными подъехал к станции Ладожская и, не доезжая семафора, остановился, вероятно, по требованию окруживших поезд солдат. Арестованных осыпали бранью и угрозами. 3 вагона были отцеплены. Солдаты, видимо, собирались расстрелять арестованных в вагонах, но прибывшие со станции 4 штатских и 1 женщина (вероятно, комиссары) уговорили толпу солдат очистить поле перед вагоном, оставив лишь небольшую группу. Один из комиссаров выкликнул фамилию: "Шевченко". Вагон отперли, около выхода стало два солдата, дверь приоткрыли, и Шевченко вышел. Ему приказано было раздеться до белья и идти в поле. Шагах в 50 от вагона он был застрелен несколькими пулями в спину. Затем таким же порядком были расстреляны два вольноопределяющихся и три девушки (родом из Анапы). Затем минут 15 не вызывали никого. Потом тотчас же комиссар выкрикнул: «Генерал Раддац!» Генерал вышел из вагона, разделся и, сохраняя полное спокойствие, твердым шагом пошел в поле. Раздались три выстрела, и генерал упал шагах в 50-ти от вагона.

После генерала Раддаца были таким же порядком расстреляны генералы Кострюков и Перепеловский, полковники Алексей Иванович Суржиков и Плотников. В этот день было расстреляно 11 человек, и тела их до ночи лежали белыми пятнами. После этого 3 вагона были придвинуты на станцию и поставлены около пакгауза. На перроне вокзала было много народа, вероятно, наблюдавшего за расстрелом. Было много женщин, солдат, видны были и казаки в бешметах. Все настроены были весело, лущили семечки, слышен был смех и веселый говор. Как потом стало известно, здесь находился штаб 2-го Северо-Кубанского революционного полка. Три вагона у пакгауза простояли до 2-х часов следующего дня, т. е. 7 марта. К этому часу от станции Усть-Лаба прибыл поезд с красными, которые накануне были сильно потрепаны у станции Усть-Лаба отрядом генерала Корнилова. Этим объясняется то озлобление, с которым прибывшие солдаты набросились на вагоны с арестованными. Вагоны вновь были продвинуты в поле, в них влезли солдаты и стали выбрасывать арестованных. Толпа хватала их и тут же расстреливала или закалывала штыками.

В числе погибших были священник Федор Домбровский, войсковые старшины Несмачный и Биллевский, 2 врача, ветеринар, остальные - офицеры-кубанцы. На другой день оставшиеся 32 человека были отправлены на хутор Мужичий, в 12 верстах от станции, и там над ними состоялся суд. Председателем суда был вольноопределяющийся Дарганов, а судьями - несколько солдат. 16 человек были осуждены и на другой день расстреляны, а 16 оправданы. Но отпустили только пять из них. Они наняли линейку и уехали на станцию Ладожская, где их опять захватили солдаты и четырех из них убили, а 5-й спасся. От него и узнали подробности случившегося. Оправданных "судом" на другой день отправили на хутор Романовский (ст. Кавказская) для нового над ними "суда". На этой станции свирепствовал матросский суд, совершивший немало зверств. Но благодаря необыкновенно счастливому случаю все 11 были отпущены до суда и так спаслись. [3] [4]

Историческая справка:

Эрнест-Август Фердинандович Раддац (1868 — 1918) 


— русский генерал, герой Первой мировой войны. В 1891 году окончил Николаевское кавалерийское училище.В Русско-японской войне командовал сотней. За боевые отличия был награждён четырьмя орденами, а также чином войскового старшины. 23 октября 1913 года назначен командиром 1-го Сибирского казачьего полка, с которым и выступил на Кавказский фронт Первой мировой войны. Был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени «За то, что во время боя 21 декабря 1914 года под Ардаганом, будучи послан с полком отрезать туркам путь отступления, обошёл Ардаган с запада и в наступающих сумерках и тумане обнаружил отходящую турецкую колонну; в конном строю атаковал и истребил её, около 200 человек взято было в плен и 500 трупов осталось на месте.»

4 февраля 1915 года назначен командующим Сибирской казачьей бригадой, а 8 сентября того же года произведен в генерал-майоры с утверждением в должности. 25 мая 1916 года назначен командующим 1-й Кавказской казачьей дивизией. В начале 1918 года вывел свою дивизию на Кубань. Офицерский состав дивизии был арестован большевиками в Армавире. Расстрелян вместе с другими офицерами на станции Ладожской Кубанской области. По воспоминаниям очевидца казни, генерал Раддац держался мужественно, выказывая полное презрение к глумящейся толпе. После занятия станции белыми тело генерала Раддаца было найдено, опознано и перезахоронено. [5]

Вечная память и земля пухом павшим от рук красных палачей...

Источники: 
1.Эдуард Бурда "Гибель Атамана Караулова" http://kazachestvokavkaza.com/publ/gibel_atamana_m_a_karaulova/1-1-0-68

2.Нестерович-Берг М.А. "В борьбе с большевиками." https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=book&num=1978

3.Анна Соколова "Один из эпизодов красного террора на Кубани" http://www.belrussia.ru/page-id-10329.html

4.Смерть генерала Раддаца https://www.sites.google.com/site/russianfamily1791/rasskazy-zametki/raddac

5.Раддац, Эрнест-Август Фердинандович https://ru.wikipedia.org/wiki/Раддац,_Эрнест-Август_Фердинандович