Почему выросли цены на мобильную связь

На модерации Отложенный

Тарифы на мобильную связь в России выросли впервые с 2017 года – за первую половину 2019 года рост составил 7 рублей (или 3 процента), и произошло это во всех регионах.

При этом МТС, к примеру, без предупреждения обнулила все бонусы, которые ее абоненты иногда копили годами.

Повышение стоимости мобильной связи в самом деле произошло, но искать в этом какие-то козни операторов совершенно несправедливо, считает шеф-редактор журнала “Мобильные телекоммуникации” Леонтий Букштейн.

Язык не повернется говорить, что мобильные операторы “наживаются” на абонентах, потому что те же самые абоненты каждый год покупают все более дорогие гаджеты, и прирост стоимости тарифов на несколько рублей – об этом смешно говорить, –сказал он Снег.tv.

Так как все мобильные операторы, за исключением Ростелекома, компании частные, они не могут заниматься благотворительностью, особенно в условиях, когда на них за короткое время нагрузили огромное количество затратных обязанностей.

Это и закон Яровой, и повышение НДС, и отмена внутрисетевого роуминга с 1 июня 2018 года, а также необходимость операторов компенсировать безлимитный интернет на соответствующих тарифах,– призывает пожалеть операторов эксперт.

При все при этом особой жалости судьба операторов мобильной связи все равно не вызывает, хотя бы по причине простой математической калькуляции.

Число абонентов сотовой связи в России на конец 2018 года составляло 255 млн 710 тысяч человек (конечно же, не человек, а зарегистрированных сим-карт).

Из них на МТС приходится 78 млн абонентов. Затем следует “МегаФон” (75,2 млн), “ВымпелКом” (55,25 млн), Tele2 (44,05 млн).

То есть если помножить 255 миллионов абонентов на 7 “лишних” рублей, получившаяся сумма в 1 млрд 785 млн рублей как-то не вызывает стремления подать операторам “большой четверки” на бедность.

Однако Леонтий Букштейн все равно призывает не жадничать.

Телекоммуникационная отрасль в России – самая, наверное, после оборонки, подконтрольная государству, за операторами надзирают и Минкомсвязи, и Россвязьнадзор, и ФАС. Государство владеет частотами. Поэтому у операторов свободы рук нет никакой, плюс еще конкуренция между ними самими, не позволяющая поднимать тарифы без оглядки на трех других операторов, они лежат в прокрустовом ложе,– говорит он.

Даже после повышения тарифов стоимость мобильной связи в России остается одной из самых низких в мире.

Операторы мобильной связи в каком-то смысле субъекты подневольные, говорит руководитель направления по работе с операторами сотовой связи департамента информационных технологий Москвы Виктор Баранцев.

Ценовая политика операторов, конечно, зависит от их внутренних калькуляций, но ее свободу в некоторой мере ограничивают региональные законы и установки. Если завтра регулятор придумает какой-нибудь новый “закон Яровой”, операторам просто некуда будет деться,– сказал он Снег.tv.

Однако региональные власти могут не только “прессовать” мобильных операторов, но и оказывать им поддержку, что приводит к сдерживанию тарифов.

К примеру, рост цен на сотовую связь в Москве оказался самым низким из всех регионов РФ именно за счет такой политики столичного Департамента информационных технологий, говорит Баранцев.

В Москве мы сокращаем издержки и расходы операторов целенаправленно. Например, снижаем стоимость установки сотовых станций на объектах городской инфраструктуры в собственности города. Упрощаем процедуры, сокращаем время согласований. Принимать какие-то решения, которые привели бы к повышению тарифов у операторов, мы не собираемся,– обещает чиновник.

В Москве средняя цена минимального тарифа выросла всего на 1 руб. 
В число регионов с самой доступной связью входят также Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО, Сахалинская и Магаданская области.

Самая дорогая связь в Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Дагестане, Карачаево-Черкесии и Чечне.