Александр Роджерс: «Идеальный шторм» и его последствия

На модерации Отложенный

В третьей части цикла статей мы рассмотрим суперкризис, как точку геополитической бифуркации, и попробуем смоделировать, куда он может привести.

В первой части мы рассмотрели микроциклы нестабильности за последние тридцать лет на территории России и Украины, чем отличалось их разрешение и каковы были последствия этого.

 

Во второй части мы сосредоточились на теории и перечислили причины нынешнего разворачивающегося суперкризиса.

И, наконец, в третьей части мы рассмотрим суперкризис, как точку геополитической бифуркации, и попробуем смоделировать, куда он может привести.

Итак, западная меркантилистско-неолиберальная модель исчерпала себя (об этом было подробно расписано во второй части). Она не способна больше отвечать на глобальные вызовы, не решает поставленных перед нею задач, не обеспечивает стабильного развития и откровенно проигрывает в эффективности госкапитализму российского и особенно китайского образца.

 

Разваливается финансовая система (глобальный долг превосходит все имеющиеся в мире деньги, его невозможно отдать), разваливается банковская система («Дойчебанк» и американская «Большая четвёрка» на грани), разваливается организационная структура, жесточайший кадровый кризис, отсутствие высоких смыслов, тупики «толерантности» и «трангендерной истерии».

Проблемы у «Боинга», проблемы у «Дженерал Моторс» и «Форда», проблемы у «Тесла» и «Спайс Икс», проблемы у «Вестингхауз» и «Дженерал Электрикс», проблемы у «Эппла» и «Гугла» – у всех системообразующих флагманов американской экономики, у всех высокотехнологичных компаний.

Сегодня уже очевидно, что Восток обогнал Запад как по технологиям, так и по объёмам промышленного производства (и его эффективности).

Обеспечивается это

— приоритетом на развитие, а не на роскошь (накопление, а не потребление);

— коллективизмом, а не индивидуализмом;

— альтруизмом, а не эгоизмом;

— «традиционными ценностями», а не «толерантностью»;

— значительной долей плановости в экономике (что в России, что в Китае).

И, самое главное, госкапитализмом. Когда государство выступает одновременно и одним из самых главных инвесторов в экономику, и главным организатором производства, и защитником национального производства, и регулятором внутреннего рынка etc.

При таком подходе конкуренция идёт с иностранными производителями, на внешних рынках, а внутри страны вместо конкуренции кооперация, сотрудничество и синергия.

Соответственно, государство, с одной стороны, выступает согласующим и плановым органом, который организовывает эффективное взаимодействие различных производителей. С другой стороны, государство естественным образом (без коррупции) лоббирует интересы госкорпораций, а также формирует законодательную и регуляторную базу под нужды своих производителей. Это, по сравнению со «свободным рынком», мегаэффективно (и практика это подтверждает).

Фактически, сегодня мы в глобальных масштабах наблюдаем революцию, тот самый переход к новой формации – от капитализма/империализма к госкапитализму/социализму.

Что там с признаками революционной ситуации по Ленину?

1. Верхи (элиты) не могут править по-старому. Ни в США, ни в ЕС. Противоречия накапливаются, долги растут, экономики идут вразнос, мигранты наступают, конфликты между вчерашними союзниками нарастают

2. Низы (то есть объективный экономический базис) не работают старым образом. Всё больше людей в ЕС отрицают существующий строй, поддерживая различные альтернативы – консерваторов, евроскептиков, альтерглобалистов, социалистов и так далее.

3. Возникает понимание, что нужны перемены. Причём верхи западных стран не способны осознать изменившиеся производственные и общественные обстоятельства, и винят в своей неспособности разрулить ситуацию Россию (Путина) и Китай. А поскольку они видят ложную причину, то и не обладают пониманием ситуации, поэтому ничего исправить не в состоянии.

То есть у мир-системы, основанной на англосаксонском доминировании классическая революционная ситуация!

 

Причём они думают, что если смогут «нагнуть» Россию и Китай, то ограбив их спасут своё доминирование.

Продлят – да, спасут – нет.

Впрочем, у них нет никаких шансов на победу. И причины этого были мной изложены ещё семь лет назад на докладе в Киеве, когда я перечислил шесть факторов китайского доминирования – госкапитализм, производство, логистика, редкоземельные элементы (и другие природные ресурсы), ценности и норма накопления.

Опять же, циклы гегемонии, описанные Валлерстайном, никто не отменял. И, согласно этой теории, американский цикл уже подходит к концу (что мы и видим). Кстати, почти каждый раз за несколько описанных циклов падающий гегемон пытался удержать дипломатическое, экономическое, финансовое и торговое лидерство с помощью военной силы, но ещё никому это не удалось.

И вот сейчас, когда решается, кто будет доминировать на планете в ближайшие сто лет, некие проплаченные клоуны пытаются обрушить одну из ключевых держав данного противостояния, устраивая убогие скачки то «в защиту Курил», то «в защиту сквера». Смешные и жалкие. Мышление уровня «Обидели юродивого, копеечку отняли».

Почему идёт возня вокруг «Хуавэй»? Потому что технология 5G определяет общее технологическое (и промышленно-экономическое тоже) лидерство на ближайшие пару десятилетий. И она у Китая.

В результате «Эппл» грозит обрушение акций минимум на 30% (если Китай в ответ их забанит у себя). «Гугл» также потеряет огромное количество пользователей, когда китайцы допилят свою операционную систему. А возможно это ударит и по «Майкрософт». И это лишь один из многочисленных пластов.

«Боинг» за апрель не получил ни одного нового заказа на самолёты. Зеро. А все 13 китайских авиаперевозчика, которые использовали 737 MAX, подали на «Боинг» в суд – за продажу некачественной техники и за простой самолётов. Там астрономические суммы.

Торговые войны, санкции, суды, аресты счетов и имущества, задержания людей, отзывы патентов, прекращение поддержки программного обеспечения и так далее, и тому подобное.

Ещё недавно либеральные хомячки возмущались «Зачем нужен закон о суверенном интернете? Никто никогда не отключит Россию от Сети!». А теперь вдруг оказалось, на примере «Хуавэя», что по отмашке американского правительства миллионы людей отключат от обновлений программного обеспечения и сервисов «Гугл» только потому, что они купили телефоны «не той системы». Это бес-пре-дел!

Поэтому нам нужны не только свои дублирующие корневые сервера интернета, но и свой поисковик и, конечно, своя операционная система.

Собственные процессоры «Эльбрус» и собственная платёжная система «Мир» у нас уже есть. А ведь ещё год-два назад некоторые слабоумные тоже потешались над импортозамещением.

Нужно исходить из принципа: если западные страны могут что-то отключить, арестовать, заморозить, блокировать – они это постараются сделать. Благо, есть свежие примеры, что они это реально делают, невзирая на возможные репутационные и/или финансовые потери.

Про намерения США у меня будет отдельный материал, со ссылками на доклады американских think tankов. Они вполне однозначны и открыто враждебны.

В общем, это противостояние настолько масштабно, что определит судьбы целых народов минимум на поколение вперёд. Победители будут диктовать миру свою волю, а проигравшим грозит нищета, разруха и забвение.

Первая мировая снесла с карты мира несколько империй. Вторая мировая на поколения демилитаризировала и закабалила Германию и Японию. Холодная война дала США поколение безусловного доминирования, а нам – поколение разрухи. И сейчас наступает момент, исторически не менее важный и значимый.

На фоне этого скверы, мусорки, лавочки перед подъездом, поднятие НДС аж на целых 2% (кстати, где обещанное истеричками повышение цен на треть?!) и даже пенсионная реформа – теряют всякое значение.

Если надо будет упасть и отжаться – падайте и отжимайтесь. Потому что альтернатива – полное уничтожение России. Девяностые покажутся цветочками.

 

И, кстати, спешу обрадовать: лучше будет, но не скоро. А в ближайшее время будет полная жесть. В.Е.З.Д.Е. Но у нас меньше, чем на Западе.

 

Сохраняйте спокойствие, любите Россию.


Александр Роджерс