Медведев бряцает словами
На модерации
Отложенный
Президент приказал срочно укрепить оборону Курил, заведомо зная, что это невозможно
Нет сегодня в Генштабе Вооруженных сил РФ офицеров более занятых, чем те, которые отвечают за дальневосточное направление. Считанные дни остались до срока, отведенного президентом России Дмитрием Медведевым для выполнения ответственнейшего поручения: подготовить план срочного усиление обороны Курильских островов. «Вооружение, которое там, оно должно быть необходимым и достаточным, современным, чтобы обеспечить безопасность островов как неотъемлемой части РФ»- велел Медведев. Эта идея овладела президентом после недавнего блиц-визита на острова. Следом туда же он отправил министра обороны Анатолия Сердюкова.
Что, близится новое 22 июня? Отложим пока этот вопрос. Попытаемся влезть в шкуру Генштаба, которому президент приказал до конца февраля сосчитать, чем обеспечить победу. В ней, в этой шкуре, явно неуютно. Задачка стоит математически невыполнимая.
Если и доведется оборонять Курилы, то от японцев, никогда на самом высоком уровне не снимавших претензии на территории, которые они называют своими «северными». Однако превосходство японской армии над нашей сегодня в обычных вооружениях столь велико, что военное противостояние выглядит заведомо проигрышным для России. Надежды на ядерное оружие? Оно – конечно. Но у верных союзников Японии американцев точно такое же. Поэтому отбросим этот фактор для ясности. Да и не ядерное оружие Генштабу на сей раз приказано пересчитывать.
Когда речь идет о битвах за острова, на память сразу приходят Фолкленды. Тогда, в 1982 году, британский флот и десантники блестяще показали, как отбирать их у заведомо более слабого противника. Флот ее величества совершил тысячемильный переход и блокировал с моря и воздуха любую помощь аргентинскому гарнизону. Корабельная артиллерия, вертолеты и палубные штурмовики несколько дней долбили позиции обороняющихся. Диверсионные подразделения и морская пехота довершили дело.
В случае с Курилами у нас все намного хуже, чем у аргентинцев на Фолклендах. Японцам ни тысячемильных переходов, ни палубной авиации не потребуется. Их остров Хоккайдо и без бинокля можно с нашей стороны разглядеть в ясную погоду. Что же делать?
Начнем с того, что мы на сегодня имеем на островах. Еще в 1978 году в оборону там была поставлена 18-я пулеметно-артиллерийская дивизия (пулад). Такие же, кстати, были дислоцированы вдоль всей государственной границы СССР на Дальнем Востоке. По сути, это были мощные, эшелонированные на большую глубину укрепрайоны с дотами, бронеколпаками, закопанными в землю танками, превращенными в огневые точки, минными полями и т. д. Потому что советские генералы после конфликта на острове Даманский ждали войны с Китаем. И отдавали себе отчет, что без заранее подготовленных укрепрайонов миллионные массы пехоты не остановить.
Потом настали сначала времена горбачевского «нового мышления», а потом разудалых ельцинских реформ. Доты, бронеколпаки, закопанные танки – все побросали. Что смогли – отправили в переплавку. Что не смогли – разворовали местные жители. Прикрывавшие дальневосточный участок госграницы пулеметно-артиллерийские дивизии расформировали. Все, кроме одной – 18-й пулад на Курилах. Каким чудом она уцелела в этом многолетнем бедламе – не вполне понятно. Но уцелела. Правда, в сильно усеченном виде.
Численность двухполкового состава дивизии напоминает обычную мотострелковую бригаду: всего около 3,5 тысяч солдат и офицеров. По утвержденному в 2009 году штату, на вооружении дивизии состоят 18 реактивных установок залпового огня БМ-21 «Град», 36 152-миллиметровых пушек «Гиацинт-Б», 12 самоходных зенитных огневых установок «Бук-1», 12 зенитных ракетных комплексов «Стрела-10», 12 зенитных самоходных установок ЗСУ-23-4 «Шилка», 18 122-миллиметровых гаубиц Д-30, 18 120-миллиметровых минометов «Поднос», 94 танка Т-80БВ.
Удаленность 18-й пулад от Большой земли ощущалась всегда. Выбираться морем – долго. А самолетом с единственного в тех краях аэродрома Буревестник на острове Итуруп улететь удается не всегда. Часто мешает непогода. Неудивительно, что в этакий «медвежий угол» из недавно упраздненного Дальневосточного военного округа всегда было принято посылать, мягко говоря, не лучшие кадры. В итоге в 2007 году в 46-м пулеметно-артиллерийском полку дивизии, дислоцированном на острове Кунашир, вспыхнул форменный бунт. Порядка 80 солдат-дагестанцев отказались подчиняться командирам. Происходившее сильно напоминало фильм «Броненосец «Потемкин». Толпа с воплями носилась по военному городку и лупила подвернувшихся под руку офицеров. Звучали призывы к захвату оружейных комнат. Каким-то чудом этого удалось не допустить. Усмирила бунтовщиков только срочно прибывшая из соседнего городка вооруженная милиция.
Вот такое воинство и стоит сегодня на защите самых дальних наших островов. Понятно, что ни президенту, ни министру обороны оно особых иллюзий не внушает. Однако чем сегодня изменить баланс сил? Поиски ответов на этот вопрос, судя по всему, идут туго. Но президенту хоть что-нибудь докладывать надо?
Возможные варианты уже озвучены военными в прессе. Выглядят они экзотически. Об одном еще летом обмолвился начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров. По его мнению, сильно помогут два десантных вертолетоносца типа «Мистраль», которые мы собрались закупать у французов. Оба, по словам Макарова, будут переброшены на Дальний Восток именно для решения проблемы Курил.
Отлично, только возникают, как минимум, два вопроса.
Первый. Каждый такой корабль способен брать на борт по батальону морской пехоты. Однако сильно ли изменят эти батальоны баланс сил на островах? Но самый главный вопрос – второй. Сам по себе «Мистраль» на переходе морем практически беззащитен. Ему требуется сильное боевое охранение. Где его взять, если на всем Тихоокеанском флоте, похоже, осталось сил только на борьбу с сомалийскими пиратами?
На днях в СМИ просочились сведения о том, будто курильские гарнизоны собрались усилить зенитной ракетной бригадой. Конечно, это лучше, чем ничего. Но за Байкалом таких бригад у нас всего четыре. И, значит, надо решить, которую из них перебрасывать на острова, совершенно обнажая, тем самым, и без того дырявую ПВО на материке. К тому же, возможности всего одной бригады в борьбе с тремя сотнями японских боевых самолетов и почти сотней ударных вертолетов «Кобра» тоже не внушают особого доверия.
Остается немногое. Собственно, только то, что на днях предложил помощник министра обороны РФ, бывший командующий Дальневосточным военным округом генерал армии Юрий Якубов. Он считает, что реально поскорее модернизировать аэродром Буревестник на острове Итуруп, чтобы он мог принимать военно-транспортные самолеты Ил-76. А еще посадить на тот аэродром полк ударных и транспортных вертолетов.
А как же с новой боевой техникой? С нею у нас плохо не только на Курилах. Военные эксперты полагают, что 18-ю пулад можно в короткий срок перевооружить опытными универсальными огневыми установками «Горчак». В 1996 году их специально для укрепленных районов разработали в конструкторским бюро ОАО «Мотовилихинские заводы». Штука эта представляет собой подобие бронированной бочки диаметром и высотой 2 метра, до уровня опорного листа закопанной в землю. Создатели оснастили «Горчак» прибором ночного видения, 7,62-миллиметровым пулеметом ПКМ, 12,7-миллиметровым пулеметом НСВ-12,7, 30-миллиметровым автоматическим гранатометом АГС-17 и противотанковым реактивным гранатометом «Конкурс». Со всем этим хозяйством легко управляются всего два солдата. В конце 90-х годов несколько подобных установок хорошо показали себя в Чечне.
Хотя, конечно, даже «Горчаки» вряд ли сделают Курильские острова неприступными. Тогда зачем президент приказал Сердюкову огород городить? Эту тему обозреватель «Свободной прессы» обсудил с заместителем директора Института политического и военного анализа Александром Храмчихиным.
«СП»: - Александр Анатольевич, вам не кажется странными эти внезапные указания Медведева срочно модернизировать оборону Курил?
- Да нет. Курилы – это серьезный внутриполитический вопрос и для нас, и для японцев. И те, и другие твердят: «Острова не сдадим». Только у японцев это просто риторика, поскольку они не владеют этой землей. А для нас – необходимость проводить конкретные мероприятия.
«СП»: - Но столько лет верховная власть в Москве на Курилы просто внимания не обращала. А тут вдруг на них садятся один правительственный борт за другим. Это как-то связано с приближающимися президентскими выборами?
- Только с ними и связано. Медведеву хочется продемонстрировать, что он куда больший государственник, чем Путин. Такая показная крутость, больше ничего.
«СП»: - Ну, да. Путин ведь отдал китайцам наши острова на Амуре. А Медведев не отдаст ни пяди.
- Вот именно. К тому же Медведев, а не Путин вел победоносную войну с Грузией. Это ему кажется серьезным предвыборным козырем.
«СП»: - Но на самом деле Россия способна реально изменить в свою пользу баланс сил на островах?
- Ни за что. Хоть лопни. В военном отношении наша группировка в этом районе еще долго не будет даже просто сопоставима с той, что у Японии даже на соседнем острове Хоккайдо.
«СП»: - У них на Хоккайдо много войск?
- У них почти все сухопутные войска сосредоточены на севере страны, то есть против нас. Хотя в последние годы часть японской армии сползает на юг, против Китая. Даже при этом на Хоккайдо у Японии остается значительный военный потенциал. Например, там дислоцирована их единственная танковая дивизия. К тому же – три пехотных. Про военно-воздушные силы и говорить нечего. А у нас – пустота. И заткнуть ее нечем.
Из досье «СП»».
Сухопутные войска Японии имеют 1 танковую и 9 пехотных дивизий, 16 бригад, 900 танков, более 1 тыс. БМП и БТР, около 2 тыс. артсистем, 90 ударных вертолетов «Кобра». ВВС Японии включают 200 истребителей F-15, не менее 100 истребителей-бомбардировщиков F-2 (машины японского производства, созданные на базе американских F-16) и до 100 F-4.
ВМС Японии имеют 19 новейших дизельных ПЛ, легкий авианосец (второй достраивается), 4 эсминца-вертолетоносца, 6 кораблей типа «Конго», (они оснащены американской системой «Иджис»), 35 эсминцев, 9 фрегатов, 9 ракетных катеров, 2 минзага, 36 тральщиков, 7 десантных кораблей (в том числе 3 ДВКД).
У нас сегодня на Тихом океане в строю 5 ПЛА, 7 ПЛ, 1 крейсер, 1 эсминец, 4 БПК, 4 ракетных катера, 1 тральщик, и еще ряд кораблей. При этом самые старые из японских эсминцев являются ровесниками самых новых надводных кораблей ТОФ.
Можно сравнить наш ТОФ и с Тихоокеанской группировкой ВМС США, в составе которой 29 ПЛА, 6 авианосцев, 12 крейсеров, 29 эсминцев, 12 фрегатов, 17 десантных кораблей.
Комментарии