Заставить русских изучать татарский язык - как плюнуть в рожу Ивану Грозному

 

 

Около сотни подписей удалось собрать инициативным родителям русскоговорящих школьников Татарстана под открытым письмом министру образования и науки России Андрею Фурсенко. В документе родители русских и русскоязычных школьников этого российского региона заявляют, что в системе образования территории сложилась критическая ситуация, требующая срочного вмешательства федеральных властей.

По поводу нынешнего обращения могу сказать, что 4-го ноября в день российского народного единства полтора года назад уже было направлено письмо с более чем двумя тысячами подписей, на которое получили ответ из министерства образования, что называется «не нашим - не вашим». Мол, дети могут изучать русский язык, но не в ущерб основным образовательным предметам, и если родители желают, чтобы их дети изучали углубленно какие-либо предметы, то они имеют на это полное право. Тем самым дали понять, что мы можем за свои права на территории своей школы бороться.

 

Правда, надо сказать, что у руководителей образовательных учреждений и всех преподавательских коллективов ужасный страх чего-нибудь нарушить в татарском законодательстве. То есть родители, которые пишут заявление: «мои дети не будут посещать татарский язык» - встречают серьезную агрессию со стороны руководства школы, педагогов. Директора - они просто запуганы и говорят – езжайте в Россию и там учите свой русский язык.

Происходящее в Татарстане - это попытка укрепления позиций, которые были прописаны в местном законодательстве еще в самом начале – в 90-м году. В языковом законодательстве и положениях конституции в языковом вопросе – основополагающий принцип – это паритет языков. Но представим ситуацию: русская мать знает татарский язык, она будет говорить с ребенком только на русском, таким образом, на этом ребенке традиция знания татарского языка прервется. А главное закладывается с молоком матери. Ребенка придется обучать татарскому языку с нуля. Поэтому эти усилия, направленные на насильное приживление языка коренного населения – их можно было бы признать благородными, но они абсолютно бесплодны.

Поколение родителей тех детей, которые успели получить полноценное образование, к языковым реформам отнеслись спокойно, но за детей, которые сейчас собираются пойти в школу, обидно – обидно за время, которое будет совершенно бесцельно ими потрачено. Это логично и естественно. Существует отторжение - недовольство просто на физическом уровне со стороны родителей этих детей - кому захочется водить своих детей на уроки, которые совершенно не будут востребованы.

 

Важно, что заложено языковое законодательство было в 90-х годах, тогда же на площади Свободы принимались все эти законы.

Да и депутатский корпус сейчас не является представительским – там нет русских депутатов, которые сказали бы, что «да, я русский, я защищаю интересы русского народа», татарских сколько угодно, арусских вообще нет. До последнего депутатского созыва там не было ни одного русского. Там были не просто татары, а там были убежденные, хоть и умеренные, но татарские националисты. Именно такого рода людизакладывали языковое законодательство.

Даже татарские националисты уже высказываются в том ключе, что не важно, будут ли русские знать татарский язык, важно, чтобы татары его знали.

Так давайте подумаем, как лучше сохранить татарский язык. Можно сгонять всех в единое образовательное пространство и загружать бесполезной информацией, которая не будет использоваться. Или все эти усилия, все эти ресурсы, в том числе материальные, можно пустить именно в национальные татарские школы. Потому что язык и традиции этого языка могут сохранить только его носители. Фактические и потенциальные – этнические татары, приверженцы татарской культуры, образа жизни.

А навязывание татарского языка как государственного это наследие «проклятого прошлого», пронизанного желанием отделиться от России. Сейчас же опросы показывают, что современное поколение татарской молодежи и более зрелые люди понимают, что Татарстан без России невозможен, так же как татары без русских здесь в Татарстане.

Когда мне говорят, что вы, русские, должны знать язык и культуру народа, на чьей территории вы живете, я всегда отвечаю, что я лично ни на чьей территории здесь не живу, я коренной житель, хотя б потому, что я здесь родился, и у моего племени русского здесь огромная история, причем именно созидательная, а не пресловутые захваты и войны.

Татарская интеллигенция очень сильно цепляется за исторические события 1552-го года, с позиции угнетенного, обиженного, захваченного народа. Этот комплекс исторической ущербности очень сильно тянет назад татарскую нацию, которая сама по себе обладает огромным внутренним потенциалом.

 

Но побеждает желание заставить русских изучать татарский язык в обязательном порядке – это ж как плюнуть в рожу Ивану Грозному!
 

 

Михаил Щеглов, заместитель председателя Общества русской культуры республики Татарстан.