ЭРМИТАЖ - КАЖДЫЙ КРАСИЛ ПО-СВОЕМУ

Всякий, кто приезжает в С.-Петербург, и уже не одно десятилетие любуется спокойными, величавыми красотами Эрмитажа, полагает, что таким, видимо, он был и Всегда. И глубоко ошибается. Как впрочем, многие годы был неправ и я — коренной житель, родившийся с таким Эрмитажем, и проживший с ним не один десяток лет. А ведь было все с ним совсем иначе, о чем заставила задуматься случайно попавшаяся на глаза картина Б. Кустодиева «Праздник на Площади Урицкого в честь II Конгресса Коминтерна 19 июля 1920г.». Ибо совершенно не мог понять, «узнать», о чем идет речь: Зимний Дворец «смотрел» на меня совершенно непонятными «красными стенами».
Я заинтересовался, и узнал, что в 1754 -1762гг., когда шедевр Бартоломео Растрелли при императрице Елизавете Петровне строился — в честь ее, видимо, был выдержан в стиле пышного «елизаветинского барокко», первоначальный окрас имел бледно-желтый, а декор выделен был белой известковой краской. В силу только погодных условий менялась потом окраска крыши: из бело-серой становилась красной. Так он, Зимний Дворец, стал зимней резиденцией всех императоров и императриц. Российской Империи, до, как потом выяснится, Николая II.
До пожара, случившегося в 1837г., изменений в окраске не происходило, после он просто в прежних цветах, до 1839г., восстанавливался, но вот далее в разные цвета перекрашивался аж 8 раз. Меняя не только восприятие смотрящих на него людей, но и свидетельствуя о пришествии новой эпохи. Так, во второй половине 1850-х — 1860-х годах, Александр II, который в свои 47 лет очень уж увлекся, будучи женатым, 17-летней Екатериной Долгоруковой — будущей светлейшей княгиней Юрьевской, «подарившей» ему двух девочек и мальчика – в честь ее, видимо, колер фасадов стал менять. Охра — желтизна становится более густой, а декор таким, что фасады воспринимались как монохромные.
В 1880-е годы более спокойный, рассудительный Александр III цвет фасада стал делать, более кирпичным, добавляя красный пигмент. Ну а уж беспутный недалекий Николай II, предчувствуя, очевидно, что беспутством своим породит и войны с Японией и Первую мировую, и Три Революции с ужасным для себя и Империи концом — во-первых, впервые перевел царскую зимнюю резиденцию из Зимнего Дворца во Дворец Александровский в Царском Селе в 1904г. А во-вторых, Зимний и Главный штаб перекрасил — вдумайтесь, только!
— в «революционный» краснокирпичный цвет, как бы к революциям призывая.
В таком терракотово-Красном окрасе Дворец, видимо, очень вдохновлял большевиков на его Взятие в Октябре 1917г., назвали они его потом (1918-1943гг.) Дворцом Искусств, в 1920г. открыли в нем Государственный Эрмитаж (фр. эрмитаж — место уединения). Площадь после террористического акта в октябре 1918 г., когда в Здании Главного штаба был убит С. Урицкий, стала его Имени (название прежнее восстановил Сталин в 1943г.). А Б. Кустодиев по заказу Петроградского Совета, Исполкомом которого в 1917- 1926гг. руководил Г. Зиновьев, в 1921г. и написал ту самую картину с красно-коричневым Дворцом «Праздник на Площади Урицкого в честь II Конгресса Коминтерна 19 июля 1920г.»
В 1926г. Председателем исполкома стал С. Киров, и начал свои, тоже «революционные» эксперименты. В 1927г., к 10-летию Революции, Дворец, поскольку в нем когда-то жили буржуи, перекрасили в чисто серый цвет. В 1928 -1930гг. — в серо-коричневую гамму. В 1934г. предприняли неудачную попытку окрасить масляной краской почти оранжевого цвета. Однако, как показали реалии, краска такая оказывала разрушительное воздействие на стены, и в 1940 г. более, рассудительный А. Жданов принял решение об ее удалении. Что и было осуществлено в первые месяцы Великой Отечественной войны, когда фасады замаскировали краской мышиного цвета.
Ну, а уж после Победы комиссия архитекторов и строителей предложила окрасить в изумрудно-голубоватый цвет, колонны, карнизы и обрамление окон — в белый, а лепной декор — золотистой охрой. Только с тех пор он таким, каким мы его столько лет уже видим — и стоит, только фасады регулярно прокрашивают. Несколько поколений воспринимают цвета эти, как исторические, совершенно не подозревая, каким разным был Зимний за всю историю своего существования.

Периодически, правда, некоторые либерал, видимо, «активисты», чтобы в городе не оставалось (как и на Украине) ничего советского — предлагают возродить тот охристо-желтый цвет, каким был окрашен дворец при Растрелли. Однако, к счастью, ничего им пока из идеи этой не удается, и Зимний продолжает радовать всех своим устоявшимся спокойным изумрудно-голубоватым, ничем не раздражающим, и ни к чему не призывающим цветом уже более 70 лет. И виват ему такому, виват!
Геннадий ТУРЕЦКИЙ
Комментарии
Комментарий удален модератором
Крыша у современного Эрмитажа зеленого цвета.
Мой пасынок, будучи студентом, был альпинистом. На поездки подрабатывал на высотных работах. Однажды у одного студента с крыши упало ведро с краской. Хорош, внизу никого не было, а зеленое пятно красовалось долго.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором