Почему Президент Медведев охладел к «борьбе с коррупцией»?
Пустили козла в огород
Вы не находите, что президент Медведев стал все реже и реже говорить к борьбе с коррупцией? И все как-то нехотя, словно из-под палки, без былого задора. Раньше, бывало, едва не каждодневно поносил ее, родимую, на встречах с зарубежными корреспондентами, министрами, депутатами Госдумы, общественными деятелями. ее «национальной угрозой». Да и как не объявить, если борьбу со взяткой он сделал своим предвыборным коньком? Да вот охладел.
Так, говорят, порой бывает в отношениях мужчины с бывшей любовницей. Когда надо приличия ради изредка навещать ее или хотя бы делать многообещающие звонки. Люблю, мол, не забыл, да вот все работа…
А как лихо все начиналось. Став во главе государства, Дмитрий Анатольевич пошел по стопам своего предшественника – образовал при президенте Совет по преодолению коррупции. Затем поручил подготовить «Национальный план противодействия коррупции». Но кому поручил? Не ученым, юристам, практикам – борцам с оргпреступностью, не знатокам преступного мира… А бюрократии. Щуку бросил в реку, козла запустил в огород. Ему и выдали «труд», который специалисты с усмешкой назвали «Планом чиновничества по сопротивлению разоблачения коррупции».
План – это когда четко прописаны цели, средства достижения, сроки реализации, ответственные… Здесь ничего этого нет. На 90% «план» состоит из общих, никого ни к чему не обязывающих призывов типа: «повышать правовую культуру населения». Таким же беззубым, если не вдаваться в подробности, оказался и спешно подготовленный для президента «антикоррупционный пакет» законов, тут же вброшенный в Госдуму.
Никакого эффекта он не принес, и тогда Дмитрий Анатольевич заказал уже «Национальную стратегию борьбы с коррупцией». И получил – такую же немощную и пустую.
А что вы хотите? И вас постигнет такая же неудача, если вы борьбу с лихоимством чиновников поручите самим чиновникам.
Когда В.Путин принял от Ельцина Россию, она, по данным международного антикоррупционного центра «Трансперенси Интернэшнл», находилась в «мировом рейтинге честности» на 75-м месте из 180 стран. За 8 лет опустилась на 147-е место. Сегодня на 154-м.
И… полная растерянность Дмитрия Анатольевича.
Ошибки президента
- Ошибка президента в том, что он фанатично верит в силу разного рода бумаг: указов, законов, инструкций, – говорят специалисты. – Он словно не понимает: коррупция – это лишь часть организованной преступности, с помощью которой она подкупает власть, проникает в нее и подчиняет ее себе. Опыт Кущевки это наглядно показал. А у нас в последние годы как раз подразделения по борьбе с оргпреступностью были ликвидированы и в ФСБ, и МВД.
Вот раструбили на днях СМИ: президент Д.Медведев потребовал от мэра Москвы С.Собянина разобраться с декларациями столичных чиновников. Занижающих свои доходы потребовал привлекать к ответственности.
- Сергей Семенович, – указал он, – в Москве много чиновников, обратите внимание на то, кто как декларировался, а то как не послушаешь, у всех дворцы за городом и все остальное, а декларации у всех… вот такие.
И сразу миллион вопросов. По каким законам проверять и привлекать? Нет таких законов. Те же чиновники не дали их принять. И почему только сегодня президент увидел «дворцы за городом» московских клерков? И как он их определил? Эти терема не вчера появились. А хоромы за МКАДом министров и военных генералов? Неужто их не видно?
По свежему заявлению начальника Следственного комитета А.Бастрыкина, у нас самая коррумпированная структура – МВД. Может, логичнее начать все же с «ментовских» хором? Проверить декларации милицейских генералов, у которых жены в десятки раз получают больше супругов и при скромных должностях являются владельцами иномарок и дач на Рублевке? Затем, как говорил О.Бендер, неплохо бы «потрогать за вымя» судейских. По заявлениям генпрокуратуры, судебная система по степени продажности идет вслед за милицией.
Про «сладкую парочку»
Второй год СМИ пишут об очень интересной супружеской чете – первом вице-премьере и Игоре Шувалове и его удачливой супруге Ольге. «Ведомости» выяснили: являясь фактически безработной, она за 2008 г. задекларировала доход в 364 миллионов рублей. А за 2009 г. – свыше 642 миллионов. У счастливой пары целая кавалькада дорогущих и престижных иномарок. Муж при этом получает из казны всего несколько «лимонов». Такой вот иждивенец.
В США такая «сладкая парочка» давно бы попала в поле зрения ФБР, где коммерческая деятельность министров запрещена строго-настрого. Как и у нас, впрочем. Так, может, пора ФСБ и генпрокуратуре приглядеться к дуэту Шуваловых? А то, понимаешь, пишет то один, то другой журналист, что бывший коммерсант, а теперь первый вице-премьер И.Шувалов продолжает свой бизнес за юбкой жены, используя служебное положение и инсайдерскую информацию. И никакой реакции.
По декларациям видишь: у нас сплошь «нищие» вице-премьеры, министры, помощники президента, руководители кремлевской администрации… Зато их жены – сплошь удачливые бизнесменки, приносящие в семейный бюджет сотни миллионов рублей. Такого чуда не найдешь, наверно, ни в одной стране мира.
- У нас такое невозможно, можете проверить, – заявил российским журналистам президент Белоруссии А.Лукашенко.
– У нас члены моей семьи, ближайшие родственники моих помощников и министров не имеют права заниматься бизнесом.
Ждите ответа…
После выхода в сентябре 2009 года статьи «Россия, вперед!», приписываемой президенту Д.Медведеву, я какое-то время находился под ее обаянием. Как и некоторые соотечественники. Откликаясь на призыв автора запросто слать ему свои отклики, пожелания, соображения, послал по указанному в статье электронному адресу предложения по борьбе с коррупцией. Не личные, конечно. Обобщил предложения специалистов.
Привожу выдержки:
«Уважаемый Дмитрий Анатольевич! В своей статье «Россия, вперед!» Вы в очередной раз высказали решимость покончить с вековой российской коррупцией. Однако, как передал ряд СМИ, на встрече с участниками Международного дискуссионного клуба «Валдай» Вы заявили, что не ожидаете очень быстрых результатов от мер по борьбе с этим злом. «Но если мы будем работать, то лет через 10-15 мы можем получить очень неплохой результат», – подчеркнули Вы. И добавили: «Основная наша проблема в том, что Россией управляют коррумпированные чиновники»…
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Люди, стонущие от лихоимства чиновников, милиции, рвачей от медицины и образования, не могут ждать 10-15 лет. Они требуют от президента искоренения поборов сегодня. Известно ведь, что бизнес всегда закладывают сумму взяток в свои и товары и услуги. Вот почему каждый из нас, от мала до велика, платит коррупционный налог, размеры которого возрастают день ото дня…
В США, например, существует такой контролирующий орган, как Комиссия правительства по этике. И тамошние чиновники обязаны представлять отчет о доходах и имуществе не только в налоговые органы, но и в эту всеми уважаемую организацию. А уж она непременно докопается до подпольных доходов.
Международные антикоррупционные Конвенции ООН и Совета Европы, которые Россия подписала и ратифицировала, требуют от нашей страны создания специального органа, который бы координировал всю борьбу с коррупцией. Почему мы игнорируем эти требования?
Оттого сегодня никто не может задать простейший вопрос ни министру-мультимиллионеру, ни явно живущему не по средствам проворовавшемуся чиновнику: откуда у тебя латифундии, дорогие иномарки и доходы в миллионы долларов? Ты что – вопреки закону, коммерцией занимаешься? Тогда следуй за решетку…»
Далее шли те самые предложения президенту:
- Как и требуют ратифицированные Россией международные антикоррупционные Конвенции, создать орган (комитет, комиссию), который бы координировал в стране борьбу с коррупцией.
- Вменить в обязанность указанному органу проверку налоговых деклараций госчиновников.
- Ввести закон, по которому годовые расходы чиновников должны соответствовать их годовым доходам, что и следует отражать в декларациях. Не подтвержденная документами собственность по решению налоговых органов подлежит безоговорочному изъятию в доход государства. Как того и требуют указанные Конвенции.
- В соответствии с ними ввести в Уголовный кодекс РФ институт конфискации незаконно нажитого имущества и в первую очередь – у осужденных за корыстные преступления.
- Принять новый «Закон о парламентских расследованиях в РФ», наделив членов парламентских комиссий правом запрашивать любые (кроме секретных) сведения о доходах и расходах у любого, кроме президента, должностного лица страны. Снимать с работы за отказ от предоставления таких сведений и передавать материалы на «ослушника» в прокуратуру.
- Признать неудачным «Национальный план по преодолению коррупции» и написать новый, своего рода «Мобилизационный план по борьбе с коррупцией». Но поручить подготовить его не чиновникам, а ученым-правоведам, известным борцам с оргпреступностью, опытным оперативникам, криминалистам и т.п.
- Дать указание председателю Госдумы Б.В.Грызлову немедленно принять «Закон о применении полиграфа («детектора лжи»), который лежит в думском нафталине уже несколько лет.
…Письмо отравил 18 сентября 2009 г. И что? Прошел год и четыре месяца, но я не получил даже крохотного уведомления, что мое послание получено и куда-то там передано. Получил его президент? Попало ли оно в сводки для него? Неизвестно.
А может, «уважаемый Дмитрий Анатольевич», получил, да рассмеялся?
Перечитываю эти предложения сегодня и вижу: словно вчера написаны. Все актуально, все на злобу дня, все требует неотложного решения…
P.S. Пять лет назад легендарный борец с оргпреступностью депутат Госдумы генерал-лейтенант Александр ГУРОВ сказал мне в интервью: «Представьте на минуту, что завтра все проснулись честными, все решили жить по совести и закону. Никто никому не несет «барашка в бумажке», не отстегивает «откат» за посредничество или нужную информацию. Я уверен, такая анархия началась бы!… Мы бы увидели, что в магазины вовремя не завезли продукты, на предприятиях пропало освещение, не поступили комплектующие и так далее. В условиях, когда мы сами не знаем, какое государство строим, коррупция выполняет функцию управления – аморальную, конечно. Но она закономерна, и одними репрессиями победить ее невозможно».
Комментарии