Леонид Лазарь: Перепись населения
Чего от технического прогресса в мире больше — вреда или пользы?
На мой взгляд — вреда. Телевизор, например, здорово понизил общий уровень интеллектуального развития. Особенно после того, как Роберт Адлер изобрел, мгновенно прилепивший всех к диванам, пульт дистанционного управления. Он так раньше и назвался — Lazy Bones («Лентяй»).
А персональные компьютеры, отлучившие народ от библиотек и музеев? Вместо того, чтобы способствовать умственному развитию своих пользователей, они их оглупляют.
Скромные технические ресурсы первых операционных систем требовали от пользователя хоть каких-то элементарных знаний и минимальной сообразительности. С появлением всяких виндовсов с мышками, огромным увеличением объёма памяти и скорости работы процессора, пользоваться персональным компьютером стало совсем просто, чем и воспользовалось огромное количество истерических психопатов, дебилов, и просто — умалишенных. Если я и ошибаюсь, то совсем не на много, как мне кажется, именно они сегодня определяют средний интеллектуальный уровень пользователей нынешних социальных сетей.
А поисковые системы? Яндекс гуглит не по-детски. Несколько лет назад писал что-то о Лас-Вегасе и набрал в поисковике «Проституция в Неваде». Вы и представить себе не можете, какие заманчивые предложения, с тех пор, и по десять раз в день, приходят на мой адрес. С кем не поговоришь, все недоумевают: как мы раньше жили без интернета? Как-то обходились. Помнится в школе, силами отличников «по труду», в стене женской раздевалки была проверчена солидная дырка.
Мужики, все как один, подсели на интернет. Сидят с утра до ночи, мусорное ведро вынести некогда. Не до него, есть более серьёзные проблемы — быть ли атомной войне, например. Женщины не отстают. Роза Моисеевна с пятого этажа емейлит Анне Абрамовне со второго: кости из рыбы когда вынимать?
В стране не было свободы, колбасы и информации. Потом они появились: и та, и другая, и третья. Вдохнув свободы и намявши колбасы, народ налег на информацию. Узнав много нового, тыкая восклицательными знаками и оглушая прописными буквами, тут же, напропалую, стал делиться полученными знаниями. Самыми умными считаются те, которые знают (или им так кажется) иностранные языки, и читающие все глупости которые на этих языках пишут. Всё ничего, если бы полагая это верхом просвещенности, они тут-же не начинали просвещать всех подряд.
Особая статья, дорвавшиеся до безбрежного интернета беспокойные идиоты-разоблачатели. Делиться собственным (приправленной чужой глупостью) скудоумием, читать мораль и поучать — их обычная практика. Чем более пустой и напыщенный болван, тем больше у него поводов для гордости, и осуждения всего того, что самому ему не понятно.
Особая статья — говенные патриоты. Чем больше в таком глупости и чванства, тем длиннее его рассуждения о традициях, духовности и корнях, тем больше у него блестящих идей и конструктивных предложений.
Ложный патриотизм делает из дурака негодяя. Хотя, далеко не все дураки являются негодяями, а негодяи — дураками. В этом и опасность: дурак может наделать глупостей в силу убогости своего ума, а негодяй — совершать подлые поступки, пользуясь своим интеллектом, давая возможность своей злобе, ненависти, жестокости больно и сильно задеть душевные струны не только отдельного человека, а и группы людей, или даже целого народа.
Всякого вида и качества чудаки -тоже не последние люди в интернете.
Раньше, они, как мошка, роились вокруг различных редакций. Сегодня, благодаря интернету, они — везде!
Особая беда — поэты с писателями. Количество их растет в геометрической прогрессии. Поголовье читателей за ними явно не поспевает.
Особенно достают поэты. Сочиняют все кому не лень. Слава богу, большинству лень. Но меньшинство — задолбало!!!
* * *
Ладно, не будем нервничать, поговорим теперь о серьёзном.
Я помню наш первый телевизор, это было в конце пятидесятых — КВН-49 с линзой.


Каждый вечер соседка Злота-мишугене[1] со внуком приходили его посмотреть. Внук заходил за телевизионный ящик, и выходя оттуда, каждый раз, с недоуменим пожимал плечами. В его прекрасных еврейских глазах читался вопрос: как в этот ящик заходят люди?
Саму Злоту — что бы не показывали, будь то запуск новой домны на металлургическом комбинате, или война за независимость Мозамбика, всегда интересовало только одно — как это будет для евреев?
Мы все, а я, как пионер — всем ребятам пример, больше остальных, переглядываясь — посмеивались: как же можно быть такими… наивными?
Это был 1959 год. Передача была посвящена подготовке к всесоюзной переписи населения. Злота слушала и каждую минуту переспрашивала: что, всех будут считать? И евреев тоже? Зачем? Их и так уже почти не осталось…
Я, как самый умный (в школе нас уже просветили), принялся ей объяснять, что перепись нужна для прогнозирования дальнейших перспектив социально-экономического развития страны и скорейшего построения коммунизма. Переписывать будут люди, а считать будет специальная машина!
— Машина? Какая ещё машина! Чтобы эта машина их всех переехала…
Внук выглянул из-за телевизора и засмеялся.
— Видишь, Леньке — погладила она меня по голове, — даже ребенок про тебя смеётся. Зачем евреев считать? Сказано в Талмуде — благословение является нам не в том, что явно, посчитано и измерено, а в том, что сокрыто от глаз.
— Тетя Злота! Так всех же переписывают!
— А нарише коп![2] Пусть всех и переписывают, кроме евреев. Им это надо, чтобы в нужный момент знать, куда за нами придти.
— Ну, не смешно? Иди пойми, что она бормочет — делился я с другим нашим соседом, тоже большим умником, учеником десятого класса.
— Ну что с неё взять? Темная, необразованная женщина, не обращай внимания…
* * *
В северо-западной части штата Нью-Йорк, на правом берегу пограничной с Канадой реки Ниагары, расположен городок Буффало.
Первоначально он был населен выходцами из Новой Англии. Первый поток европейских иммигрантов принес туда большую волну немцев. Многодетная семья Холлерит переселились из Германии в США в 1848 году. Герман Холлерит был седьмым ребёнком. Позже, в поиских лучшей жизни, семья переехала в Нью-Йорк, где юный Герман пошел в школу. Ему, как и мне, не давалась грамматика. Но это, к сожалению — всё, что есть между нами общее.
Учителя постоянно стыдили нерадивого ученика, считая его лентяем. В 14 лет мальчика исключили из школы. Это не помешало Герману, позже поступить в Нью-Йоркский Сити Колледж и окончить его с отличием. По окончании, он работал в Колумбийском Университете, на кафедре математики.
В 1884 году он изобрел электрическую табулирующую систему, которую вскоре взяли на вооружение: канадцы, норвежцы, австрийцы, англичане…
Её создатель был удостоен звания профессора, а патент на это изобретение, обеспечил его семье безбедное финансовое будущее на много лет вперед.


Во время переписи населения США 1880 года, было собрано огромное количество информации. Бюро переписи провело конкурс с целью найти наиболее эффективный метод обработки и систематизации полученных данных. Тому, кто обработает имеющиеся данные быстрее, был обещан контракт на перепись 1890 года.
В конкурсе приняли участие трое. Первые двое обработали данные за 144,5 часа и 100,5 часов. Герман Холлерит, завершил процесс за 72,5 часа.
Затем участники должны были систематизировать данные по различным группировочным признакам (возрастной категории, расе, полу и т. д.). Два участника затратили на эту работу 44,5 часа и 55,5 часа, третий — 5,5 часов!
Так Герман Холлерит получил контракт на обработку данных переписи 1890 года, которая и установила, что население США составляет 76 212 168 человек, то есть увеличилось на 21 процент по сравнению с переписью 1880 года. Холлерит основал свою компанию. Её немецкое отделение (позже — IBM, International Business Machines), разработало машину, которая впервые использовалась при работе с результатами переписи, значительно сократив период их обработки. В 1911 году он компанию продал. Объединившись с несколькими другими, она получила новое название — Computer-Tabulating-Recording Co. В 1924 году её переименовали в знаменитую ныне — IBM.
Модифицированные версии технологии Холлерита использовались многие десятилетия, пока в 1950-х годах не были заменены компьютерами.
* * *
По переписи населения 1933 года, в Германии насчитывалось около полумиллиона евреев, т. е. менее одного процента (67 миллионов) всего населения.
В 1936 году в Берлине с триумфом прошли летние Олимпийские игры.
До этого, недавно вышедший в отставку, Почетный президент МОК Пьер де Кубертен лично прибыл в Германию, где ознакомился с состоянием германской физической культуры и массового спорта. Будучи очень доволен увиденным, в своём выступлении по государственному радио Германии, он назвал Гитлера — «одним из лучших творческих духов нашей эпохи». Комиссия МОК не нашла в Берлине ничего, «что могло бы нанести ущерб олимпийскому движению».
Не успела Олимпиада кончится, как на их привычное место стали привинчивать, ранее снятые и заботливо сохраненные, таблички и объявления.


Немцы любят порядок. Чтобы не было путаницы, 17 августа 1938 года, евреев обязали принять ещё и еврейские имена. Мужчины должны были добавить имя «Израиль», женщины — «Сара». Через несколько месяцев в их паспортах проставили штемпель «J» — еврей.
Зачем? Было зачем. Через два месяца штурмовики точно знали, куда им нужно идти. Погром «Хрустальной ночи» не был началом гонений евреев — и до этого их притесняли и ограничивали в правах, но с этой даты началось их систематическое преследование, вылившееся в Холокост.
Порядок требует учета и статистики, нацистское руководство дало задание — приступить к работе над проектом новой, более подробной переписи населения. В анкеты 1939 года, уже входили сведения: о возрасте, поле, месте проживания, профессии, вероисповедании, семейном положении и расе. Всех переписали, евреев особо тщательно. Расу определяли по предкам, до второго колена. Теперь надо было обработать и систематизировать такую огромную массу информации.
Все собранные сведения, перенесли на специальные перфокарты, которые сортировала и обсчитывала машина Германа Холлерита, и когда в этом появилось нужда, ведомству Адольфа Эйхмана было совсем нетрудно составить реестр, содержащий подробную (Еврейский реестр) информацию обо всем еврейском населении Германии.
Умная и бесчувственная машина быстро составила полный и подробный список жертв, сгоревших в огне Холокоста.
* * *
Сама жизнь показывает, что не всё то, что предназначено для прогресса человечества, идет ему на пользу. Совсем не мишугене оказалась наша Злота, не говоря уже о её внуке, который, в отличии от некоторых умников, свободно говорит на трех языках, и последние лет двадцать заведует чем-то там серьезным в Гарварде.
Так что, когда будет очередная перепись населения и такое вдруг случиться, что вас не посчитали — не огорчайтесь, потому как рано или поздно, но обязательно исполнится обещание, данное Вс-шним:
«А сыны Израиля числом будут как песок морской, который не измерить и не исчислить…»
Примечания
[1] Мишугене — чокнутая.
[2] А нарише коп — глупая голова.
Комментарии