дети после 9 класса покидают школы

 

Эксперт Елена Михайлова рассуждает о том, что все больше российских детей уходят из школы после 9 класса, предпочитая максимально быстро получить профессиональное образование:

Центром экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС выявлена тенденция «достаточности» 9-летнего школьного образования для социализации подростков. В 2005 году после 9-го класса шли получать профессиональное образование 34% школьников, в 2015 – уже 45%, к 2019-му — 53,6% учеников.

Рост этой группы молодёжи продиктован, на мой взгляд, исключительно внешними социальными причинами, а не тем, что изменились в худшую сторону умственные способности детей. Семьям в регионах нередко не прокормить подростка до окончания 11 классов и вуза. В то же время есть вопросы к адекватности системы образования требованиям рынка труда. Последний не готов достойно оплачивать труд работников – и подростки это осознают, не желая тратить время на знания, стоимость которых рынок не оценит и не оплатит, увы. Гастарбайтеры стоят дешевле…

Для правителей низкий уровень образования – удобно, ибо обеспечена высокая управляемость такой аудиторией. Для технологического порыва и постиндустриального общества это – смерть. У молодёжи есть иллюзия, что она «доберёт» компетенций и «корочек» через учёбу на курсах или дистанционно. Нет сформированного навыка поиска, усвоения и оценки информации, не говоря о практическом применении.

Поэтому в моих глазах зафиксированная тенденция отражает неспособность государства обозначить образ будущего для населения и его, населения, растерянность. Дети после 9 класса покидают школы в логике «спасайся, кто может». Они делают ставку на горизонтальные лифты, на сеть, а не на вертикальный карьерный взлёт. И эта «грибница» живуча, она выстрелит когда-то, где-то, чем-то.

Поэтому стоит поискать, какие ещё тенденции в экономике имеют шаг в «10% за десятилетие». Это могло бы показать любопытные корреляции с поведением молодёжи. Сама же — как мама троих детей не старше 5 класса – я не против того, чтобы ребёнок получил в училище профессию после 9 класса и дальше сам определил свою траекторию на полное среднее и высшее образование, самозанятость или работу по найму. Самореализация есть и в «удовольствии от работы, за которую ещё и платят», и в том, что «я делаю неприятную работу, потому что за неё достойно платят». В этом выборе, увы, пока не хватает перемен в стране в части системы оплаты труда, где низкая производительность труда может оплачиваться и заоблачно, и минимально.

Но «грибница» выходцев из 9 класса урожайна и всё-таки устойчива, страна почувствует эффекты от её деятельности обязательно.