Почему сгорел Нотр-Дам

 

Как-то я слушал одного французского искусствоведа, рассказывавшего про французские соборы. И вот, говоря о соборе Парижской Богоматери, он рассказал, что французские соборы во Франции были изначально очень косячно спроектированы с точки зрения инженерного гения. Поэтому они со временем стали разрушаться, иногда в самый неподходящий момент. Так, был случай, когда в каком-то городе кафедральный собор обрушился прямо во время службы, убив кучу народа.

Разумеется, этой проблемой сильно озаботились серьёзные люди, и они стали думать, как бы сохранить туристические объекты, ой, простите, «памятники мировой архитектуры». В результате долгих поисков, архитекторы наконец нашли элегантное решение: подпирать здания контрфорсами, в частности аркбутанами. Вот такими:

На примере собора Парижской Богоматери последние, как видим, выглядят очень изящно, романтично напоминая вёсла корабля.

Если кто-то не знает, сообщаю, что Нотр-Дам расположен на небольшом острове, и на него можно полюбоваться со стороны Сены, так что сравнение собора с плавсредством вдохновило не одного поэта. К тому же здание находится в самом центре Парижа (на бывшем «еврейском» острове, ныне Сите), а гербом Парижа является опять же кораблик, под которым начертана гордая как галльский петух надпись «Fluctuat nec mergitur», что в переводе с латыни означает «Плавает, но не тонет». Ну мы-то с вами знаем, что именно не тонет — но французам про то неизвестно.

Однако вернёмся к контрфорсам. Со временем эти «костыли», имеющие целью помогать зданиям не обрушиться, стали восприниматься молодыми архитекторами как украшательство — то ли болонская система тому виной, то ли память как у гуппи, но это так — и они стали проектировать здания и сооружать контрфорсы без каких-либо расчетов, а чисто для красоты, как глазу приятно.

Поэтому проблема устойчивости средневековых готических соборов остаётся поныне очень острой. То есть, мягко говоря, их обрушение — это просто вопрос времени. И Нотр-Дама это тоже касается — его много раз перестраивали и «подновляли», поэтому в каком там состоянии эти аркбутаны, насколько хорошо они сделаны и какую гниль они держат — никто из ширнармасс не знает.

А теперь подумайте: в Нотр-Дам проходили какие-то, то ли ремонтные, то ли реставрационные, работы… Не исключено, что там было обнаружено нечто настолько критичное, от чего собор должен был в скором времени рухнуть. Бывает такое состояние у конструкций — «сгнило настолько, что это можно только обрушить», ремонтировать невозможно, поскольку любая попытка что-то делать грозит обрушением. Если бы такое обрушение произошло «на ровном месте», то это были бы стыд, позор и шкандаль. А если пожар — то это совсем другая песня! Это эффектно, красиво, трагично и драматично! А, главное, цивилизованно. И никто как бы не виноват.

Кстати, как бы чисто случайно уцелел терновый венец Христа и 16 медных статуй, с середины XIX века стоявших на крыше собора, их буквально на днях увезли «на реставрацию». Совпадение? Хе-хе, не думаю.

PS. Мне вспомнился сильный пожар Троицкого собора в Санкт-Петербурге в 2006 году. МЧС России экстренно привлекло пожарные вертолеты. Вылили воду с подвесных систем, и собор спасли, сгорел только купол. Вот так это делают, когда реально хотят потушить.

А теперь посмотрите на лица парижан:

Очевидно же, что они расстроены пожаром. Разве нет? Кстати, некоторые французские СМИ написали, что за недавний период времени во Франции сгорели 5 или 6 католических церквей.

Источник: https://vamoisej.livejournal.com/5269156.html

1
563
5