Почему сгорел Нотр-Дам
Как-то я слушал одного французского искусствоведа, рассказывавшего про французские соборы. И вот, говоря о соборе Парижской Богоматери, он рассказал, что французские соборы во Франции были изначально очень косячно спроектированы с точки зрения инженерного гения. Поэтому они со временем стали разрушаться, иногда в самый неподходящий момент. Так, был случай, когда в каком-то городе кафедральный собор обрушился прямо во время службы, убив кучу народа.
Разумеется, этой проблемой сильно озаботились серьёзные люди, и они стали думать, как бы сохранить туристические объекты, ой, простите, «памятники мировой архитектуры». В результате долгих поисков, архитекторы наконец нашли элегантное решение: подпирать здания контрфорсами, в частности аркбутанами. Вот такими:
На примере собора Парижской Богоматери последние, как видим, выглядят очень изящно, романтично напоминая вёсла корабля.
Если кто-то не знает, сообщаю, что Нотр-Дам расположен на небольшом острове, и на него можно полюбоваться со стороны Сены, так что сравнение собора с плавсредством вдохновило не одного поэта. К тому же здание находится в самом центре Парижа (на бывшем «еврейском» острове, ныне Сите), а гербом Парижа является опять же кораблик, под которым начертана гордая как галльский петух надпись «Fluctuat nec mergitur», что в переводе с латыни означает «Плавает, но не тонет». Ну мы-то с вами знаем, что именно не тонет — но французам про то неизвестно.
Однако вернёмся к контрфорсам. Со временем эти «костыли», имеющие целью помогать зданиям не обрушиться, стали восприниматься молодыми архитекторами как украшательство — то ли болонская система тому виной, то ли память как у гуппи, но это так — и они стали проектировать здания и сооружать контрфорсы без каких-либо расчетов, а чисто для красоты, как глазу приятно.
Поэтому проблема устойчивости средневековых готических соборов остаётся поныне очень острой. То есть, мягко говоря, их обрушение — это просто вопрос времени. И Нотр-Дама это тоже касается — его много раз перестраивали и «подновляли», поэтому в каком там состоянии эти аркбутаны, насколько хорошо они сделаны и какую гниль они держат — никто из ширнармасс не знает.
А теперь подумайте: в Нотр-Дам проходили какие-то, то ли ремонтные, то ли реставрационные, работы… Не исключено, что там было обнаружено нечто настолько критичное, от чего собор должен был в скором времени рухнуть. Бывает такое состояние у конструкций — «сгнило настолько, что это можно только обрушить», ремонтировать невозможно, поскольку любая попытка что-то делать грозит обрушением. Если бы такое обрушение произошло «на ровном месте», то это были бы стыд, позор и шкандаль. А если пожар — то это совсем другая песня! Это эффектно, красиво, трагично и драматично! А, главное, цивилизованно. И никто как бы не виноват.
Кстати, как бы чисто случайно уцелел терновый венец Христа и 16 медных статуй, с середины XIX века стоявших на крыше собора, их буквально на днях увезли «на реставрацию». Совпадение? Хе-хе, не думаю.
PS. Мне вспомнился сильный пожар Троицкого собора в Санкт-Петербурге в 2006 году. МЧС России экстренно привлекло пожарные вертолеты. Вылили воду с подвесных систем, и собор спасли, сгорел только купол. Вот так это делают, когда реально хотят потушить.
А теперь посмотрите на лица парижан:
Очевидно же, что они расстроены пожаром. Разве нет? Кстати, некоторые французские СМИ написали, что за недавний период времени во Франции сгорели 5 или 6 католических церквей.
- Шли реставрационные работы и, именно, кровли.
А могло стать эдак, что реставрировать кровлю было значительно, более затратно, нежели построить новую, тем более, что качество новой кровли будет выше?
- Хватало ли денег на реставрацию и не было ли нецелевого использования средств?
- Очевидно, что кровлю по первоначальному проекту отреставрировать не смогли.
А что с деньгами по первоначальному проекту?
- В связи с реставрационными работами, отправка в мастерские медных статуй, как раз-таки, вопросов не вызывает, а вот, терновый венец Спасителя, хранившийся в подвалах Собора, скорее всего, был отправлен "за компанию" в целях контроля за
его текущим состоянием!
В этом ключе, интересно, так же, сообщение, просквозившее с экранов ТВ в день ЧП о том, что некая группа энтузиастов, приблизительно, за полгода до пожара обследовала собор, зафиксировав, как было сказано, каждый бугорок, осуществив,
таким образом, тщательнейшую подготовку к восстановлению Собора в случае его утраты...
Кроме того, ежели посмотреть на фотографию шпиля Собора, то мы увидим на нём сферу. Подобные сфер...