Русский мир: в плену навязчивых идей. Заметки на полях российской истории

На модерации Отложенный

 

                           III.   В погоне за великокняжеским венцом

В середине 11 века великокняжеская Русь –первое русское государство-было сильной державой. Её воины славились боевой выучкой. Вместе с западно-европейскими наёмниками, именуемых кельтами, они служили в византийской армии, где они назывались тавроскифами. Из-за убийства в Константинополе знатного киевлянина  великий князь Владимир Ярославич, отказавшись принять извинения императора Константина Мономаха, начал против него войну. На Западе крестьянские поля вытаптывали отряды рыцарей-феодалов, В Киеве-дружины удельных князей. В Европе были написаны «Песнь о Нибелунгах» и «Хроники» Рауля Глаубера, в  Киеве – «Слово о полку Игореве» и «Повести  временных лет» Словом, обыкновенная  средневековая история  одной из европейских стран. Если бы не одно но. На феодальном  Западе верховная власть передавалась на основе права «майората», то есть от отца к старшему сыну от законной жены. Оно  имело силу закона , который юридически фиксировался здравствующим монархом в специальном указе о престолонаследии. Его содержание доводилось до общего сведения и он был залогом политической стабильности, так как любой претендент на трон, кроме определенного указом, сразу же объявлялся узурпатором, государственном преступником со всеми вытекающими отсюда последствиями. Право майората никогда не оспаривалось, хотя очень часто из-за генеалогических проблем, оно служило поводом для конфликтов.

В Киевской Руси действовало право замещения или очерёдности правления. После смерти князя великокняжеский престол  переходил к его старшему брату, правившему в другом городе. После того , как он принимал бразды правления , менялись и правители на местах. Некоторые из них, в силу разных причин, не хотели покидать родные уделы. Другие не желали признавать великого князя в качестве своего сюзерена.. Эта неписаная традиция «блуждающей» власти, оставшаяся от родо-племенных обычаев, породила среди русских князей сильнейший  сепаратизм.Он расшатал устои некогда мощного государства и к началу 30-40-х годов 12 века, сразу же после смерти  князя Мстислава Великого , сдерживавшего центробежные силы, Киевская Русь распалась. В 1167 союз северо-восточных князей взял Киев штурмом и опустошил его окрестности. Междуусобные войны продолжались несколько десятилетий. Неизвестный автор «Слова о полку Игореве» с горечью пишет о князьях-братьях,, «ковавших крамолу» друг  на друга» Отсутствие единства сделало Русскую землю военной добычей татаро-монгольской армии, скованной железной дисциплиной.  Вторжение Бату-хана остановило дальнейшее дробление Руси на мелкие уделы, но феодальные усобицы продолжались, но  теперь их провоцировало не право очередности , а желание во чтобы то ни стало получить от монгольского хана ярлык великое княжение. Русь не была  простым улусом татаро-монгольского государства Золотая Орда, чья территория включала в себя Западную Сибирь, Северный Хорезм, Волжскую Болгарию, Северный Кавказ и Крым. В русских княжествах сохранялась своя военно-административная система, во главе которой оставались князья. И едва ни каждый из них, также как и прежде, стремился занять великокняжеский престол. Занявший его всегда мог с помощью ордынской кавалерии расширить пределы своих личных владений, обвинив своих соседей в неповиновении ханской власти.

Первым великим князем в 1243 году стал старший брат Александра Невского Андрей, получившим ярлык из рук самого Бату-хана .В 1293 году младший сын Александра Невского Андрей Городецкий вместе с татарским военачальником Дюденеем напал на своего старшего брата Дмитрия Александровича и так разорил его земли, что «Дюденеву рать» сравнивали с Батыевым нашествием. Ещё раньше, по свидетельству летописцев, московский князь Иван Калита во главе своей дружины и татарской конницы не раз огнём и мечом проходил по землям соседних княжеств. После одного из его набегов, Тверское княжество-главный политический соперник Москвы- подверглось страшному разгрому. После него оно уже не оправилось, а Москва навсегда стала центром великого княжества. Её князья настолько усилились, что уже Дмитрий Донской передал великокняжескую власть своему сыну без ханского ярлыка.

Дальнейшая история России определяется почти одновременно завершимся  во 2-ой половине 15 века двуединым военно-политическим процессом : войнами с Золотой Ордой за обретении государственной независимости и  усилением борьбы за ликвидацию княжеских уделов.С 1380 по 1480 год, за сто лет пролегшие между Куликовской битвой и несколькими сражениями  на реке Угре, коими закончилось татаро-монгольское иго, к Москве было присоединено более 10 крупных княжеств, а также огромные территории Великого Новгорода. Противостояние стремящегося к единоличной власти великого Московского князя и отстаивающих собственную независимость удельных князей достигло своего апогея в последней феодальной войне, длившейся около 30 лет, с 1425 по 1453г.г.

Войска звенигород-галицкого князя Юрия Дмитриевича и его сыновей Дмитрия Шемяки и Василия Косого дважды занимали Москву, изгоняя оттуда великого князя Василия II.  Его, в  борьбе с князьями-сепаратистами поддерживал первый казанский хан Улуг-Мухаммед, хотя ранее между ними было несколько военных столкновений. Называя татарскую помощь «поганым сговором нечестивца с бусурманом» Шемяке , с помощью духовенства, удалось собрать значительные силы и разбить московские полки.  

Великий князь Василий бежал с поля битвы, укрылся в Троице-Сергиевом монастыре, но был выдан его монахами.По приказу победителя он был тут же низложен и ослеплён. Под конвоем монахов слепой князь, с этого времени получивший прозвище Тёмный,, был отправлен в Углич, а Шемяка «воссел на Москве». За то, что рязанский епископ Иона поддержал его притязания на московский престол новый великий князь назначил его митрополитом. Внутренняя смута последней феодальной войны впервые в истории в истории России вышла за её пределы. В неё оказались втянуты Византия, папство, Польша, Турция и Литва, стремившиеся использовать сложившуюся ситуацию в собственных интересах. Дело дошло до того, что константинопольский патриарх отлучил русских от церкви.

В это же самое время Русь под именем Московии, становится известной в Европе как могущественное государство. Известный английский писатель и историк Джон Мильтон в своём трактате «Московия» указывает,что «великий московский государь князь

Иоанн III первым прославил русское имя до тех пор неизвестное».

Но и ИвануIII не удалось окончательно сломить «удельную вольницу детей боярских»Для этого ещё понадобится террор опричнины , «смутное время» с его «семибоярщиной», передавшей власть польскому королю. На протяжении десятилетия русские земли грабили польские рейтары, служившие московским  царям шведские наёмники, разбойничьи банды Ивана Болотникова и Илейки Муромца с присоединившимися к ним отрядами мелкопоместных дворян. В безумии анархии безвластья впервые появились проблески идеи государственного  единства, стихийно заявленной городским «посадским человеком» Козьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. Она  выразилась в виде   организации вооруженного сопротивления  польской интервенции и возвращения на  престол русского царя.

Это идею можно назвать и национальной , так как народ её горячо поддержал, потому что хорошо понимал, что множество отечественных и чужеземных господ гораздо хуже, чем один свой собственный хозяин. Православное духовенство также было солидарно со своей паствой. Власть католического короля не сулила ему ничего хорошего.

В 1613 году на царство был избран 16-ий сын патриарха Филарета Михаил Романов. Выбор был не случаен и своекорыстен. Молодой царь не мог существенно ограничить власть князей, бояр и церковных иерархов, так как по свидетельству современника «возрастом был юн, умом не смышлён, телом хил, а нравом не крут». Сразу после коронации Михаил самоустранился от государственных дел, поручив их сначала своему отцу, а затем боярам, близким к семье Романовых.. Судя по всему, за рубежами своего царства он не пользовался большим авторитетом. Во всяком случае, через 20 лет после своего восшествия на престол, царь Михаил так и не смог вернуть из польского плена своего отца, где он и умер в 1633году. Правление следующего царя, Алексея Михайловича почему-то считается   спокойным, а сам он получил прозвище «Тишайший» Возможно, оно должно было подчеркнуть личные качества царя, любившего сентиментальные  прогулки на природе и соколиную охоту. Сама же эпоха «смиренномудрого монарха»  называлась современниками  «бунташным веком». Превращение  свободных хлебопашцев  в крепостных, непомерные налоги и невероятная коррупция привели  к восстаниям в Москве, Великом Новгороде и Пскове, а затем на всю Россию прогремела крестьянская война Степана Разина. При Алексее Михайловиче произошёл церковный раскол, явившийся предтечей всех наших революций и даже, в каком-то смысле, сегодняшнего образа мысли.     

                                      IV. Католическое обручение и православная свадьба

Превращение Московского царства в своеобразную цивилизацию русского мира способствовало два знаменательных события.

Одно из них внешнее. В 1453 году пал Константинополь и завоеванная турками-османами перестала существовать православная Византийская империя.

Другое- внутреннее. В 1480годув союзе с Казанским ханством была одержана окончательная победа над Большой Ордой и великий Московский князь Иван 3 становится одним из самых могущественных монархов своего времени. Первый посол Московии при дворе султана Баязета был единственным из многочисленных иностранных представителей, кто во время дворцовых приёмов «на колени не становился, а достойно и сильно говорил стоя».

Москва, которую до сего времени на Западе почти не замечали, превратилась в важнейшего игрока на его политической сцене.

В Москву прибыл посланник папы римского Павла II и предложил Ивану III руку воспитанницы папы Зои, дочери брата последнего византийского императора Фомы Палеолога. Князь согласился и в июне 1471 года , за месяц до своей смерти, папа Павел II совершил в Ватикане обряд обручения.. Он разослал правителям тех стран, где должна была проезжать невеста великого князя, письма с просьбой оказывать ей надлежащие почести. Прекрасная гречанка с триумфом проехала по Италии, Германии и Польше, а затем, через Псков и Новгород,  прибыла в Москву санным путём. Подробностей московского венчания не сохранилось. Известно лишь, что после свадьбы Зоя Палеолог перешла из католичества в православие и стала называться Софьей Фоминичной. Брак с племянницей византийского императора настолько укрепил международный авторитет Московского государства, что в христианской Европе его стали рассматривать в качестве гаранта её собственной безопасности и противовеса от агрессивных устремлений  мусульманской Османской империи. Как ни странно, но международные успехи молодого русского государства имели катастрофические последствия для его социально-политического и культурного развития. Оказалось , что собственное величие пережить гораздо труднее, чем былое унижение.   

                             V.  Киевские интеллектуалы и московские грамотеи

Политический триумф Московского национального государства разрушительно подействовал  на мировоззрение и общественное самосознание русского человека, «обученного письму и счёту».Он был достигнут не образованными людьми, сидевшими в монастырских кельях, а княжескими дружинами и народными ополчениями на полях жестоких сражений. Сам же русский «книжник» в Москве  со времён Киевской Руси ни сделал вперёд ни единого шага. При Ярославе Мудром и Владимире Мономахе, действительно заботившихся  о народном просвещении, было множество училищ, где наряду с греческим и латинским языками, преподаватели, приехавшие в Киев из Константинополя, обучали разным наукам.

«Доброе дело, говорили в Киеве в  11 веке «мужи книжные и философы»,-всякому христианину читать книги, ибо занятие сие для праведника то же самое, что оружие  для воина и парус для корабля»

В Москве же в 16 веке, где школ практически не было, монашествующие грамотеи  хвастались своим презрением к усердному чтению. «Братие,-поучали они,-не высокодумствуйте. Эллинских и латинских борзостей не знайте, ритарских астрономов не глядите , философии  не учитесь!»

Прежде, в Киевской Руси, зная языки, книжник любил проводить время за чтением научных трактатов по минералогии, медицине, логике, истории, психологии и риторике.

Ярослав Мудрый  собственной властью в 1047 году поставил митрополитом Киевским  русского священника Илариона, человека выдающихся дарований и автора знаменитого «Слова о законе и благодати». Киевский правитель понимал, что образованные кадры-фундамент церкви и тратил на образование  огромные средства . Только в Новгороде на его «хлебах было 300 юношей, отобранных для «учения книжного»

В 16-17 веках едва умеющий читать московский священник неистово кричал : «Богомерзостен перед Господом всяк любящий геометрию. Не обучался я диалектике и философии, но разум Христов имею!»

Почему в Киеве было множество по-настоящему высокообразованных людей, а в Москве само понятие образования сводилось к элементарному умению «жалобу бумажную написать, пергаментик кляузный составить да «Отче наш» складно прочесть».

Киевский интеллектуал прилежно изучал античную и византийскую культуру и, по мере своих знаний пытался понять окружающий его мир, тесно соприкасавшийся с Востоком и Западом. Он , по своей истинно христианской скромности, не считал, что у него есть ответы на все вопросы мироздания..

Московские священники учились несравненно меньше, но жили в могущественной державе, одержавшей немало побед над армиями католических и мусульманских стран.

Гордость за силу государства, слугами которого они являлись, очень быстро переросла в великодержавную спесь и московские книжные люди, в первую очередь православное духовенство, исполнились злым духом хвастливого тщеславия, замешанном на чувстве национального превосходства, которого не было у самого народа, создавшего Московское царство ценою огромных потерь.

                                 

                                         VI.      Третий Рим игумена Филофея

Церковные иерархи, ставшие националистами, начали активно пропагандировать

идею»Третьего Рима», выдвинутой псковским игуменом  Филофеем. Его нисколько не смущал тот факт, что до Московии никогда не доходил ни один апостол, что там не бывало собственных богословов, внёсших заметный вклад  в христианское вероучение, а сам народ был сплошь неграмотен.

  Да и сам Рим в то время продолжал оставаться духовным центром христианского  мира. В нескольких посланиях, написанных для Ивана III  он говорил о том, что первый Рим пал из-за ересей , которые укоренились  там в первые века существования христианства. Второй Рим-Константинополь  погиб, потому, что Господь наказал его за унию с безбожными католиками . Ныне истинное христианство существует только в Московском царстве.

Оно является третьим Римом, а четвёртому «не бывать во веки веков». Залогом этого служит непоколебимая верность русского царя православной вере.

« Твоя держава православная , благочестивый государь, -наставлял  великого князя Филофей,- и ты один ты во всей поднебесной христианский царь». Идея Третьего Рима было своего рода политическим проектом, не имеющим никакого отношения к самому вероучению.

Главным в ней было то, что внедрённая в общественное сознание, она позволяла церкви оценивать степень верности монарха православию , делая таким образом митрополита фактически первым лицом в государстве.

Возвеличивание великокняжеской власти давало церкви огромные материальные выгоды,  но не исключало и конфликтов. В летописи сообщается о борьбе митрополита Геронтия с Иваном III , закончившейся победой иерарха. и покаянием государя. Поводы для противостояний были разнообразными: политическими, экономическими и культово-догматическими. Действительным же содержанием конфликтов была нарастающая борьба между великим князем и всё той же удельной боярско –княжеской оппозицией, ныне возглавляемой митрополитом под лозунгом «священство выше власти».

Возник он не пустом месте. Когда, после обретения независимости ,  Московское государство начало  создавать  собственную систему управления,  то оказалось, что в стране нет ни одного юриста, способного взяться  за её  разработку. Поэтому за его основу были взяты хорошо знакомые церковно-монастырские порядки, что сразу же сделало православных иерархов самыми влиятельными политиками, а забота о церковном благополучии основной государственной заботой. Именно тогда возникло и живёт по сей день  представление об особой духовности  православной  России, которая , как и многое другое, не более чем мираж в пустыне, возникающий перед взором усталого странника.

В отличии от светской власти, церковная была готова к выполнению административных функций.

Десятильники, дворецкие, дьяки, тиуны, волостели и целый ряд других чиновников составляли многочисленный отряд епархиальных управленцев, имевших весьма отдалённое отношение к духовным делам. Митрополит был самым богатым из церковных иерархов. По писцовым книгам 1492-1508 г.г. он владел 100 тысячами десятин земли  и четырьмя  тысячами крестьянских дворов. Монастыри были самыми крупными землевладельцами и ,кроме того, монополистами на рынке оптовой торговли рыбой и солью. Православная церковь в целом и отдельные монастыри в частности превратились в самые богатые сельскохозяйственные и промышленные предприятия страны.

Монастыри играли важную военно-стратегическую роль как в обороне государства от внешних нашествий, так и в  во внутренних военных конфликтах. Монашеские обители представляли собой сильные крепости, ограждённые высокими и толстыми стенами с башнями и глубокими рвами. Такой неприступной твердыней, к примеру,      

 был Кирилло-Белозёрский монастырь. По периметру его стен были расположены 33 башни с бойницами и амбразурами. Под стать ему были Соловецкий монастырь и Троице-Сергиева лавра выдержавшие в 17 веке длительные осады.. Так что претензии духовенства на власть опирались на серьёзные силы, представлявшие немалую угрозу для московских правителей. Иван Грозный, по свидетельству побывавшего на Московии  англичанина Горсея, говорил ему, что монастыри  захватили себе в собственность третью часть городов, посадов и деревень в его царстве».

Не желая дальнейшего усиления  церкви, по инициативе  Ивана Грозного  в 1551 году был созван Стоглавый собор, названный так потому, что его решения были собраны в ста главах.

Дебаты велись вокруг проблем  «церковного строения», поставленных самим царём, именовавшегося на соборе «богом почтенным». Иван Грозный подверг духовенство уничтожающей критике. Он поставил ему в вину , что священники, призванные быть для мирян образцом высокой нравственности , забыли о своём предназначении. Они «живут во всяком бесчинии , пьянствуют, а службы совершают не по уставу. В храмах сквернословят и дерутся, бия друг друга лампадами по головам, грамоту знают плохо, учить не умеют, а потому православный народ никакому благочестию не научен, молитв не знает, в церквах ведёт себя как в корчме, стоит в шапках, шумит, смеётся, ругаются так, что и у иноверцев не творится такого бесчестия»

О неблаговидном поведении священников и монахов писал и князь Андрей Курбский :

«духовенство московское водит дружбу с сущими во властех, с которыми  вместе хохоча   пьянствует непотребно и скачет превесело, а те им дары преподносят и всякие сладкие пищи».  Известный писатель Максим Грек  для преподавания богословия, приглашённый  в Москву, но затем попавший в тюрьму, где провёл около 30 лет удивлялся тому, что  :  «иноки и люди духовного сана часто обильно напиваются с утра и  во все дни пребывают в смехе, пьянстве и игрищах, теша себя  гуслями, бубнами и дудками».

Для исправления всеобщей безнравственности Стоглавый собор решил усилить надзор за

поведением духовенства, а также установить строгий контроль за частной жизнью мирян. Им, под страхом суровых наказаний, было запрещено играть в шахматы и на музыкальных инструментах, устраивать и смотреть представления скоморохов, брить бороды, пить по будням крепкое вино  и общаться с иностранцами, как с неисправимыми еретиками, сбивающих простой народ с пути праведности и послушания.

Такой более чем скромный результат  привёл царя в ярость.. Он обвинил  священников в государственной измене. Предлогом послужил отказ митрополита Филиппа благословить предпринятый против Новгорода карательный поход, когда, как писал один из его участников, «царь наш возжелал отправиться грабить  свой народ, свою землю и города».

После того как  низложенный митрополит  был задушен в Отрогском монастыре Малютой Скуратовым , жестокие репрессии обрушились на всю церковь

Во всей Новгородской земле были разгромлены и ограблены все монастыри. Казнены были многие видные православные иерархи. Архиепископ Новгородский  был зашит  в медвежью шкуры и затравлен  собаками, Многие видные православные иерархи были сожжены на кострах, утоплены  или обезглавлены, а их  отрубленные головы «страха ради».разбрасывались во дворах церквей.

И всё же на полную секуляризацию церковных и монастырских имуществ  Иван Грозный не решился.

В царствование его сына Фёдора, слабоумного, но очень набожного человека, у руля правления его шурин Борис Годунов, проводивший  в отношении церкви

более мягкую политику. Покушения царя на церковное имущество были прекращены. Он разогнал её верхушку во главе с митрополитом Дионисием. и отдал митрополичий престол своему старому другу  ростовскому архиепископу Иову. Тот в свою очередь заместил главные церковные должности верными сторонниками Годунова, который  начал широко использовать  услуги церкви  в своих собственных  и близким к нему людей. Важным актом в этом отношении явилось в 1589 году учреждение  самостоятельной Московской патриархии.

Иван Грозный, опасавшийся появления в своём царстве двух центров власти,  не предпринял к этому никаких шагов в течении всего своего правления.  После его смерти   такой опасности уже не существовало. Все, кто хоть в малейшей степени  мог противостоять власти  царя, были истреблены опричниками, давших ему клятву забыть отца и мать ради его интересов. Казни, пытки, погромы. Страна была разорена. С запада и востока ей грозили внешние враги. В 1564 году под Полоцком русская армия потерпела сокрушительное поражение.  Через пять лет крымская кавалерия, усиленная отрядами турецких янычар, разорила южные русские земли., а в 1572  году крымский хан дотла сжёг Москву. Чудом уцелел только Кремль. Хан разграбил 36 городов, жители которых были уведены в плен, откуда были проданы в рабство на невольничьих рынках черноморских портов. Войско опричников при приближении татаро-турецких войск разбежалось».

Соблазнённый лёгкой добычей крымский хан вновь вторгся в Московию, но его орда была наголову разбита земскими воеводами Воротынским и Хованским в грандиозной битве при Молодях. После этой великой победы Иван Грозный отдал приказ «умертвить неверных псов-опричников всех до единого». Под страхом лютой казни было запрещено употреблять само слово «опричник».

С помощью опричнины Грозному удалось запугать непокорную  титулованную знать и церковных иерархов. Однако исторически неизбежная борьба за укрепление центральной власти на деле превратилась в бессмысленный массовый террор, который вместе с неудачной Ливонской войной, крымско-турецкими нашествиями , голодом и чумой привёл страну к глубокому экономическому упадку. К концу правления Ивана Грозного, в 1584 году в Москве и сопредельных с ней территориях засевалось не более 16% пашни, а в новгородско-псковском районе всего 7. Остальные земли не обрабатывались, как  крестьяне были истреблены опричниками либо бежали в Сибирь. Одна лишь православная церковь, при обшей разрухе, ничего не потеряла. Незадолго до своей смерти, последовавшей в 1584 году «убоявшись суда Господня за дела свои сатанинские»  и ожидавшего его «пламени адского,, он приказал вернуть митрополиту всю хранившуюся в казне «рухлядь», то есть всё сокровища, награбленные по всей стране за годы опричнины.

Отношения между церковью и государством начинали постепенно улучшаться. Однако спустя немногим более полувека, они вновь осложнились.

 

                                 VII.    Патриарх Никон и протопоп Аввакум  

В 1649 году, за три года до того как патриархом стал Никон, было обнародовано знаменитое Уложение царя Алексея Михайловича, содержащие нечто вроде свода законов Московского государства. Им были существенно ущемлены интересы православной церкви: ограничивались масштабы церковно-монастырского землевладения, учреждался Монастырский приказ,ведавший управлением церковными землями, не подотчётный церковным властям. Кроме того, Уложение предусматривало подсудность духовенства гражданскому суду. Никон относился к Уложению с ненавистью и  называл его «проклятой книгой», а его установления –  «наущениями дьявола».

Сам патриарх был неравнодушен к мирским благам. Он грабил страну в масштабах до того невиданных. За шесть лет, с 1652 по 1658 г.г., он сумел стать, за исключением царя, самым богатым человеком Московского царства. Посетивший Москву в середине 17 века архидиакон Антиохийского патриарха Макария Павел Алеппский писал, что  « в то время как прежде было пожаловано от царя патриархии в угодье 10 тысяч крестьянских домов, Никон довёл число их до 25 тысяч, ибо всякий раз, как умирает кто-либо из бояр, патриарх является к царю и выпрашивает себе часть крестьян и имений умершего. Он взял себе во владение много озёр, кои приносят ему большой доход рыбы и соли, а ещё он забирает себе половину доходов монахов»

Постепенно царь Алексей Михайлович понял, что обогащение и возвышение Никона грозят самодержавию прямым подчинением патриархии. Всё ясней становились претензии Никона на первую роль в государстве, сделав царя простым исполнением патриарших указаний. Поняв это, Алексей отстранил  патриарха от участия в государственных делах, а в 1667 году он был низложен. На созванном  соборе царь открыто обвинил патриарха в попытках заменить собою самого  «помазанника Божьего», и детально перечислил все «обиды, утеснения и беспокойства», причинённые ему властолюбивым главою церкви. Одним из таких беспокойств была культовая реформа церкви, включавшая в себя сверку  по греческим оригиналам текстов богослужебных книг, а также изменение  некоторые ритуальных правил. Например, указывалось осенять себя крёстным знамением не двумя, а тремя пальцами.. Реформы Никона встретили сильное сопротивление во всех слоях тогдашнего общества. Главными его выразителями были протопоп Аввакум и Иван Неронов, которых поддерживали коломенский архиепископ Павел, князь Львов и немало других высокопоставленных священников и мирян. Несмотря на сильное сопротивление , приводящее к бунтам, царь решил продолжать церковную реформу, прибегнув к массовым репрессиям.

Аввакум вместе с женой был сослан в Тобольск, а затем в Забайкалье. Его сторонники, после бичевания и «урезывания языков», в «веригах железных» были брошены в подземные казематы отдалённых монастырей.. По всей стране ловили «стояльцев за старую веру», пытали, «лечили кнутом», вешали, рубили головы и сжигали. Но, в отличии от католической инквизиции, отправляющей еретиков на костёр после суда церковного трибунала, русских инакомыслящих сжигали без суда и следствия в железных клетках или в специально вырытых для этого «яминах огненных».

Сам Аввакум , после 10 лет забайкальского плена был возвращён в Москву. Там он продолжал борьбу против « никоновой заразы», за что и был отправлен в Пустозёрский монастырь, где после 15-летнего «затвора в земляной темнице», по приказу царя Фёдора Алексеевича, был заживо сожжён в деревянном срубе. Интересно отметить, что в написанном им в заточении, «Житии», он яростно протестует против жестокого обращения с ним и его единомышленниками, в то же самое время сам жаждет стать палачом своих идейных противников.

«А что, государь,- восклицал он, -как бы ты дал мне волю, я бы их, что Илья-пророк, всех бы перепластал в один час. Первого бы Никона, собаку, рассёк бы начетверо, а потом бы всех никониан». Преследования старообрядцев приняло ожесточённый характер после издания в 1685 году специального царского Указа, где в 12 статьях раскольничество было официально запрещено. За тайное исповедование старой веры и укрывательство её сторонников было предусмотрено публичное бичевание, ссылка в Сибирь и денежный штраф. Для тез, кто перекрещивал православных в старообрядчество и «возводил хулу на церковь православную» предусматривалась смертная казнь –сожжение в деревянной клети, сложенной из «малых брёвнышек или жердей внушительного вида»

Государственный террор заставил старообрядцев, распавшихся на ряд «толков» и «согласий» искать убежищ в труднодоступных местах Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также засекречивать свою деятельность.

Церковный раскол  впервые разделил  русское православное государство  на два противоположных лагеря, у каждого из которых было своё мировоззрение и  своя вера. Правящая элита, оставшаяся на позициях никоновского православия, стало проникаться равнодушием к родной старине. Новоявленные еретики-старообрядцы начали ненавидеть православное государство, приписывая ему порчу древнего православия Киевской Руси. Это равнодушие одних и ненависть других начали тянуть общественное сознание в разные стороны. В следующем столетии это противоречие, подпитываемое реформами Петра Первого и идеями европейского Просвещения, стало основной темой в появившихся  российских газет и журналов, а ещё через четверть века вывело русских дворян на Сенатскую площадь. (Продолжение следует)