Путинская Россия все больше чувствует себя как крепость в осаде

Президент России Владимир Путин в Москве на прошлой неделе. (Алексей Никольский / Спутник / Бассейн / EPA-EFE / Shutterstock)

По Владимиру Кара-Мурзы

Участник DemocracyPost

В октябре 1998 года суд в Санкт-Петербурге начал слушания по делу в отношении Александра Никитина, отставного российского военно-морского офицера, который предупредил мир об экологических опасностях разлагающегося атомного подводного флота на крайнем севере России. За сотрудничество с норвежской экологической группой по докладу о ядерной безопасности Никитин был обвинен в «раскрытии государственных секретов». Он стал первым в постсоветской России человеком, которого Международная Амнистия назначилаузником совести.

Во главе обвинения против Никитина стояла Федеральная служба безопасности, или ФСБ, главный внутренний преемник России в КГБ, и ее недавно назначенный директор - петербуржец по имени Владимир Путин. «Бывший КГБ в этом случае призывает к стрельбе», - сказал в то время известный адвокат по правам человека из Канады Ирвин Котлер . «Если это действительно так, то россиянам есть о чем беспокоиться».

Возможно, даже сам Котлер не понимал, насколько пророческими окажутся его слова. У истории Никитина, по крайней мере, был счастливый конец: после тяжелого судебного процесса он был оправдан по всем обвинениям . Это была все еще Россия Бориса Ельцина, где парламент был местом для дискуссий, где СМИ могли критиковать правительство и где суды могли принимать решения по закону, а не по телефону. Приговор по делу Никитина был вынесен 29 декабря 1999 года. Через два дня Путин, человек, который выдвинул обвинения против Никитина, стал исполняющим обязанности президента России.

Из всех способов, которыми правление Путина преобразовало страну, пожалуй, наиболее тревожной является ее паранойя, управляемая государством. Это было также самой распространенной характеристикой организации, где Путин провел свои формирующие годы, КГБ. В путинской России противодействие правительству приравнивается к предательству страны - в чем обвиняли Никитина, когда он публиковал свой доклад. По его собственным словам, Путин рассматривает политических оппонентов как « национальных предателей », которые « собирают мусор в иностранных посольствах» . Их цель в его мировоззрении (или, по крайней мере, в описании его пропаганды) не состоит в том, чтобы улучшить жизнь в стране, но продвигать интересы своих иностранных кукловодов.

В прошлом месяце главнокомандующий вооруженными силами России генерал Валерий Герасимов сделал еще одно обвинение, заявив, что министерство обороны США запустило новую стратегию с кодовым названием «Троянский конь», которая опирается на «использование потенциала протеста». «пятой колонны» для дестабилизации »страны изнутри (« пятая колонна »- термин из гражданской войны в Испании, описывающий диверсантов и враждебных агентов внутри своей территории). Далее Герасимов сказал, что Соединенные Штаты используют «цветные революции» и «мягкую силу», чтобы свергнуть правительства, которые им не нравятся.

Генерал только повторил его главнокомандующего. Выступая на ежегодном заседании совета директоров ФСБ, Путин заявил, что иностранные спецслужбы наращивают активность «на российском фронте», и заявил, что только в 2018 году его бывшие коллеги разоблачили почти 600 сотрудников внешней разведки и их агентов внутри страны. Кремлевский лидер призвал свои службы безопасности быть еще более активными, в том числе путем «повышения безопасности национальных информационных ресурсов».

Эта работа уже началась. Ранее в этом году российский законодательный орган принялрешение о отключении российского Интернета от Интернета. Мера, предложенная офицером КГБ, ставшим законодателем Андреем Луговым, которого разыскивает британская полиция в связи со смертельным радиоактивным отравлением российского перебежчика Александра Литвиненко в Лондоне в 2006 году, сделает российское онлайн-пространство автономным от глобальных сетей, как это было сделано в Китае. , Разница в том, что коммунистическая партия Китая строила «Великий брандмауэр» в этой стране в течение многих лет, начиная с появления Интернета. Весьма сомнительно, что аналогичные действия могут быть предприняты в стране, где онлайн-пространство практически не ограничено и где 75 процентоввзрослого населения пользуются Интернетом на регулярной основе. Известный российский журналист сравнил эти попытки с «отключением электричества по всей стране». , , это просто невозможно ». В прошлом месяце тысячи россиян собрались в центре Москвы, где произошла одна из крупнейших демонстраций оппозиции за последние годы, чтобы осудить попытки Кремля« изолировать Россию »и потребовать свободу в Интернете.

Между тем, новый российский закон, вступивший в силу в конце марта, налагает существенные штрафы и сроки административного заключения на всех, кто выражает «патентное неуважение» к правительству. Закон уже использовался в Ярославле, где чиновники требовали от местных СМИ удалять сообщения о непристойных антипутинских граффити. Мера следует в худших традициях российского государственного контроля над речью, от Статута цензуры при Николае I до запрета коммунистической эпохи «антисоветской агитации и пропаганды».

«Это не первый случай, когда российские власти пытаются« заставить людей любить Родину », как обычно, путая Родину с самими собой», - сказал Лев Шлосберг, один из немногих региональных законодателей оппозиции в России, когда он представил символический законопроект, который наказывать чиновников за неуважение к правам и свободам граждан: «Все предыдущие попытки закончились ... распадом государств, которые пытались заставить людей любить их ... Где Российская империя? Где Советский Союз? [ Как и династия Бурбонов во Франции], российские власти ничего не поняли и ничему не научились ».