О профсоюзах и большевиках..
На модерации
Отложенный
"Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина" - так называлась статья Ленина, которая в советские времена входила в обязательный список литературы по курсу диалектического материализма, поскольку Ленин в ней попутно объяснял Бухарину, что такое диалектика и чем она отличается от эклектики. Но никто никогда не рекомендовал ни эту, ни другие статьи и речи Ленина в профсоюзной дискуссии для изучения истории КПСС или истории СССР, - не рекомендовали по одной простой причине: содержание этих выступлений Ленина слишком расходилось с трактовкой дискуссии о профсоюзах в советских учебниках. Официальная история сделала не то чтобы запретными, но крайне нежелательными и многие партийные документы, необходимые для изучения этого вопроса, в том числе Программу РКП(б), принятую в 1919 г. С нее и начнем, тем более что этот документ, дающий аутентичное представление о намерениях большевиков, и сейчас вспоминают крайне неохотно.
Программу РКП(б), принятую VIII съездом, писали марксисты, еще помнившие о том, что социализм в представлении основоположников - это самоуправляемое общество без государства. (Уже из этого представления, кстати, вытекала невозможность построения социализма в одной стране; но Сталин в 1939 г. эту проблему обошел просто: что построил, то и назвал социализмом. Благо из образованных марксистов к тому времени в живых оставался только один, да и тот в Мексике.) Самоуправление представлялось таким образом, что политика находится в ведении Советов (не сталинского Верховного Совета, а Советов образца 1917 г.), а экономика - в ведении профсоюзов и различных коопераций. О профсоюзах, в частности, в Программе сказано:
"5. Организационный аппарат обобществленной промышленности должен опираться в первую голову на профессиональные союзы. Они должны все больше освобождаться от цеховой узости и превращаться в крупные производственные объединения, охватывающие большинство, а постепенно и всех поголовно, трудящихся данной отрасли производства.
Будучи уже, согласно законам Советской республики и установившейся практики, участниками всех местных и центральных органов управления промышленностью, профессиональные союзы должны прийти к фактическому сосредоточению в своих руках всего управления всем народным хозяйством, как единым хозяйственным целым.
Обеспечивая, таким образом, неразрывную связь между центральным государственным управлением, народным хозяйством и широкими массами трудящихся, профессиональные союзы должны в самых широких размерах вовлекать последние в непосредственную работу по ведению хозяйства. Участие профессиональных союзов в ведении хозяйства и привлечение ими к этому широких масс является, вместе с тем, и главным средством борьбы с бюрократизацией экономического аппарата Советской власти и дает возможность поставить действительно народный контроль над результатами производства".
Чтобы понять, о чем здесь идет речь, необходимо знать, что заводами и фабриками в те времена управляли местные комитеты профсоюзов. В октябре 1917 г. большевики не раздавали рабочим заводы и фабрики, как принято считать; но еще задолго до Октября, столкнувшись с локаутами, пролетарии потребовали "рабочего контроля над производством". Придя к власти, большевики приняли соответствующий декрет - 16(29) ноября 1917 г. Процитируем из него несколько пунктов:
"6. Органы рабочего контроля имеют право наблюдения за производством, устанавливать минимум выработки предприятия и принимать меры к выяснению себестоимости производимых продуктов.
7. Органы рабочего контроля имеют право контроля всей деловой переписки предприятия, причем за сокрытие корреспонденции владельцы ответственны по суду... Владельцы обязаны предъявлять органам рабочего контроля все книги и отчеты...
8. Решения органов рабочего контроля обязательны для владельцев предприятий и могут быть отменены лишь постановлением высших органов рабочего контроля.
9. Предпринимателю или администрации предприятия предоставляется 3-дневный срок для обжалования в высший орган рабочего контроля все постановления все постановления низших органов рабочего контроля".
Однако опять-таки еще задолго до Октября "владельцы", в первую очередь иностранцы, начали вывозить капиталы за рубеж, бросая свою недвижимость на произвол судьбы; после Октября бегство не прекратилось, - и таким образом, еще до всяких конфискаций управление брошенными заводами стало переходить к профсоюзным комитетам, осуществлявшим рабочий контроль.
Снизу управляли профсоюзы, а сверху - наркоматы и "главки", учреждения бюрократические (поскольку в те времена бюрократическими именовались все невыборные учреждения, а "бюрократами", соответственно, все назначенные сверху, а не избранные снизу чиновники), - и здесь образовалась некоторая нестыковка, о которой речь впереди. Сейчас же обратим внимание на то, что в момент принятия Программы профсоюзные организации были лишь "участниками" местных и центральных органов управления промышленностью; в дальнейшем, по замыслу, должны были постепенно вытеснить все бюрократические государственные учреждения и все управление всем народным хозяйством сосредоточить в своих мозолистых руках.
Много говоря о роли и задачах профсоюзов, в том числе в области "широкого и всестороннего использования... специалистов науки и техники", налаживания взаимопонимания и сближения "разъединенных капитализмом работников физического и умственного труда", Программа ни словом не обмолвилась о "защите интересов трудящихся". Большевики считали, что эта функция профсоюзов, важнейшая в капиталистических странах, не актуальна при тех широчайших полномочиях, которые получили профсоюзы в Стране Советов. Они защищают свои интересы тем, что сами управляют.
Однако в России, как и во всем мире, профсоюзное движение родилось именно из потребности защищать интересы рабочих, и сами пролетарии, как впрочем, и многие старые профсоюзные работники, никогда об этом не забывали.
И тут выяснилось, что одновременно защищать свои интересы и эффективно управлять совершенно невозможно. Тем более что управлять они еще не научились, а в защите своих интересов имели достаточно богатый опыт. (В 80-е годы М.С. Горбачев провел аналогичный эксперимент: ввел выборность руководства на предприятиях, - и первыми застонали выборные руководители: они оказались связаны по рукам и ногам своими выборщиками...) Из этой-то коллизии в действительности и родилась знаменитая дискуссия о профсоюзах.
Троцкий на 10 съезде:
"...Профсоюзы сейчас живут и работают не так, как в конце 1917 или начале 1918 г., когда перед ними была в смысле организации хозяйства пустыня или местность, занятая нашими врагами. Теперь у нас есть более или менее стройная или неуклюжая система хозяйственных организаций. Говорят профсоюзам: "Вы должны расширить ваше организационное влияние на производство. Вы должны гораздо более, чем раньше, взять в свои руки непосредственное руководство организацией хозяйства"... Но что это значит? Но каким образом? Вы знаете, что борьба велась против сращивания. Профсоюзы в области хозяйства имеют, однако, перед собой наличный, существующий... государственный аппарат. Каким образом профсоюзы могут увеличить свою хозяйственную руководящую роль: мимо этого аппарата, через его посредство или путем организационного сращивания с ним? Это есть вопрос, с которым мы на каждом шагу сталкиваемся"
Протест Троцкого побудил некоторых членов ЦК перейти на его сторону. В результате на декабрьском пленуме ЦК раскололся пополам, даже с небольшим перевесом на стороне Троцкого: 8 против 7, и вот это уже было по-настоящему серьезно для Ленина.
Советские учебники обвиняли Троцкого в том, что в совершенно не подходящий для этого момент он навязал партии дискуссию. В том же упрекал его и Ленин. Однако сам Троцкий на съезде его обвинения опровергал (цитируем по стенограмме):
"В известный момент, в середине декабря, Зиновьев по телефону мне говорит: "Тов. Троцкий, дайте ваши тезисы для напечатания, потому что дискуссия прет со всех сторон, и дальше ее удерживать нет возможности. Я только что говорил с Лениным, и мы оба вам предлагаем это". Вот как было дело. Тов. Зиновьев, правда или нет? (Зиновьев: "Совершенно верно".)"
Дискуссия о профсоюзах была успешно использована для проведения выборов на съезд по платформам и в результате - подбора ЦК по фракционному принципу. О том, во что превратили выборы на съезд Зиновьев, Сталин и Ко, немало горьких слов сказали на съезде не только депутаты, не принадлежавшие ни к одной из двух "цекистских" фракций, но и сторонники "платформы 10-ти". Это была генеральная репетиция будущей "борьбы с троцкизмом", и как ни старался Ленин, сдержать своих сторонников ему не удалось. Фактически выборы проводились под лозунгом "за Ленина или против Ленина", и проголосовать за какую-то иную платформу (а их было 5) в этой ситуации могли разве что люди, принципиально отвергавшие такую постановку вопроса. Они оказались в меньшинстве.
На съезде, как известно, была принята резолюция "О единстве партии", запретившая фракции и группировки, но роковое значение этой резолюции сильно преувеличивается - именно потому, что и съезды (в то время ежегодные) и ЦК принимали резолюции в огромном количестве и отменяли их так же легко, как принимали; потому что и без всяких отмен часто жили не по принятым резолюциям (жизнь диктовала свое), а порою, по свидетельству самого Ленина, просто забывали о них. В конечном счете все зависело о того, в чьих руках окажется та или иная резолюция, кто и как будет ее применять. И если было на съезде нечто, сыгравшее действительно роковую роль, так это именно подбор ЦК по фракционному принципу. ЦК покинули Крестинский (член Политбюро), И.Смирнов, Преображенский и Серебряков, возглавлявшие Секретариат и Оргбюро, но имевшие неосторожность поддержать Троцкого в его протесте. На их место пришли будущие верные соратники Сталина: Молотов (возглавивший Секретариат и Оргбюро), Ворошилов, Орджоникидзе, Ярославский - фигуры совершенно иного калибра, А в Политбюро место Крестинского занял Зиновьев. Таким образом Троцкому было обеспечено твердое меньшинство в ЦК - на все случаи жизни; победить во внутрипартийной борьбе он уже не мог в принципе.
Ленин считал новых членов ЦК своими искренними сторонниками, надеялся с их помощью укрепить свои позиции. Но они оказались друзьями Сталина. Когда Ленин понял это и "пожалел", как предрекал ему Троцкий на съезде, было уже слишком поздно. профсоюзы... Что профсоюзы? Новая экономическая политика отодвинула их от всякого участия в производстве и уже в 1921 г. сделала совершенно неактуальными споры о том, каким образом они должны увеличивать свою роль в управлении хозяйством. И, покончив с нэпом в конце 20-х, Сталин не вспомнил о Программе РКП(б) 1919 г., - о ней вообще предпочитали больше не вспоминать.
Комментарии
Тезис,"что одновременно защищать свои интересы и эффективно управлять совершенно невозможно"-на мой взгляд не бесспорен.Любой индивидуальный предприниматель решает эту дилемму для себя ,но также она разрешима, в принципе ,и для коллектива.
Вообще оптимальный путь решения задачи осуществления эффективной и при этом социально направленной экономики-скандинавский социализм.Туда бы и желательно двигаться.
Сегодня отсутствие развитого профсоюзного движения в РФ является отягчающим фактором формирования гражданского общества и соответственно вменяеимого диалога общество-власть и работодатель-работник. 90 лет назад закладывались сегодняшние проблемы профсоюзного движения. У меня есть вывод, что развитое профсоюзное движение в том понимании , которое было у большевиков раннего периода, уже было не нужно в более позднем формате социализма, где бюракратическое управление окончательно вытеснило самоуправление, о котором кстати последнее время вспоминают вновь почему то связывая с поздним социализмом. От того что я своим маленьким детям ложку стану называть вилкой результат будет один -они ее так же будут называть её вилкой и спорить с окружающими которые будут делать замечания.