От возмущения к культовому статусу: Париж отмечает 30-летие пирамиды Лувра
Париж (AFP) - Когда-то ее порицали как архитектурное "непотребство", но с 30-летием стеклянной пирамиды Лувра в пятницу она превратилась в заветный символ французской столицы.

Размещение модернистской пирамиды в центре дворца эпохи Возрождения первоначально рассматривалось как кощунство (Фото AFP/Кристоф Аршамво)
Один знаменитый писатель призвал к восстанию на улицах, когда эксцентричный министр культуры французского президента Франсуа Миттерана Жак Ланг впервые представил планы того, что сегодня считают шедевром китайско-американского архитектора Ю.М. Пей.
Размещение модернистской пирамиды в центре дворца эпохи Возрождения считалось кощунством, один сатирический журнал назвал ее гробницей и пошутил, что Миттеран - болевший раком - "хочет стать первым фараоном в нашей истории".
Пей - которому исполнится 102 года в следующем месяце - вспоминает, что "замечал много сердитых взглядов на улице", когда до 90 процентов парижан были, как утверждалось, против этого проекта в какой-то момент.
И все же в конечном счете даже непреклонный критик модернистских "уродств", британский принц Чарльз, объявил пирамиду "изумительной".
В следующие несколько дней JR, один из самых знаменитых уличных художников в мире, создаст огромный коллаж с помощью 400 добровольцев, чтобы отпраздновать ее 30-летие, раскрыв "Секрет Большой пирамиды".
Гениальный ход
Похожий на сфинкса Миттеран, приступив к исполнению ряда крупных проектов по трансформации французской столицы, подстраховался с самого начала.
"Это хорошая идея, но как и все хорошие идеи, это трудно сделать", - предупредил Ланга хитрый старый социалист.
Целое крыло Лувра было занято тогда французским министерством финансов, которое контролировало финансовые ресурсы государства, и его было бы трудно сдвинуть с места.
Огромный музейный "двор Наполеона был ужасной стоянкой для автомобилей", сказал Ланг агентству Франс-Пресс. "Музей находился в невыгодном положении, так как не имел центрального входа". Гениальный ход Пей был в том, что он соединил три крыла самого посещаемого в мире музея с обширными подземными галереями, купающимися в свете из его пирамиды из стекла и стали.
Его успех был таков, что консервативная французская газета "Le Figaro", которая много лет возглавляла кампанию против его "мерзкой" конструкции, отдала должное его таланту в приложении к 10-летию открытия пирамиды в 1999 году.
Пей, выросший в Гонконге и Шанхае, не был очевидным выбором для этой работы, так как он никогда не работал ранее с историческим зданием.
Но Миттеран был настолько впечатлен его модернистским расширением Национальной художественной галереи в Вашингтоне, что утверждал, что Пей является подходящим для Лувра человеком.
Пей, которому было за 60, когда проект начался, не был готов к той неприязни, с которой были встречены его планы.
Ему потребовалась вся его тактичность и саркастичный юмор, чтобы пережить ряд встреч с проектировочными чиновниками и историками.
"Вы здесь не в Далласе"
Одна встреча с французской комиссией по историческим монументам в январе 1984 года закончилась скандалом, когда Пей даже не смог представить свои идеи.
"Вы здесь на в Далласе!" - крикнул ему один из экспертов во время "ужасного заседания", где он чувствовал себя мишенью для анти-китайского расизма.
Даже тот факт, что Пей получил притцкеровскую премию, "нобелевскую премию по архитектуре", в 1983 году, не успокоила его недоброжелателей.
Ланг сказал агентству Франс-Пресс, что он все еще "удивлен ожесточенным сопротивлением" идеям Пей.
"Пирамида находится прямо в центре монумента, имеющего центральное значение для истории Франции (Лувр - бывший дворец французских королей)".
Тогдашний директор Лувра Андре Шабо подал в отставку в 1983 году в знак протеста против "архитектурных рисков", которые представлял замысел Пей.
Занимающий эту должность сегодня, однако, не сомневается, что пирамида помогла улучшить положение музея.
Жан-Люк Мартинес все больше убежден в этом, так как он работал с Пей в недавние годы по корректировке его планов, чтобы справиться с растущей популярностью музея.
Первоначальный дизайн Пей был рассчитан на два миллиона посетителей в год. В прошлом году Лувр принял более 10 миллионов.
"Лувр является единственным музеем в мире, вход в который является произведением искусства", - утверждает Мартинес.
Пирамида является "современным символом музея", сказал он, "иконой того же уровня", что и самые почитаемые произведения искусства, такие как "Мона Лиза" или "Венера Милосская".
Пей не одинок в получении таких яростных нападок из-за изменения заветного ландшафта Парижа.
В 1887 году группа интеллектуалов, среди которых был Эмиль Золя и Ги де Мопассан, опубликовала письмо в газете "Le Temps" с протестом против строительства "бесполезной и чудовищной Эйфелевой башни", "скандальной колонны из "жести с болтами".
Перевод. Оригинал публикации здесь:
Агентство Франс-Пресс. Фиакра Гиббонс, Жан-Луи Де Ля Вэсьер,
https://news.yahoo.com/outrage-icon-paris-marks-30-years-louvres-pyramid-031721644.html
Комментарии
Комментарий удален модератором