Оправдание приватизации

Почему же гиганты россйиской нефтяной отрасли в 1995-96гг. были  не проадны, а что называетася отданы "в хорошие руки"?

Для начала вспомним, в каких условиях это происходило:
- достигнув пика в 1989 году, добыча нефти падала 6 лет подряд и даже никак не срагировала на резкий рост цены в 1990-1991
- цены на нефть, за исключением вызванного войной в заливе роста 1990-1991гг. были низки с 1986 года, т.е. целых десять лет, будущий рост цене предполагался, но ни в коем случае не был гарантированным
- нефтяные компании контролировались сомкнувшимся с коррумпированым госменеджментом криминалом, были непрозрачны с точки зрения финансов и управления

А теперь по сути.

1.В преддверии выборов 1996 года Ельцину надо было перетянуть и главное закрепить на свой стороне крупный бизнес, который после триумфальных для левых выборов в Госдуму в декабре 1995, активно начал бегать к Зюганову.

2. Серьезных российских денег в стране не было - не накопили еще. Единственным покупателем который был способен выложить за приватизируемые предприятия серьезные деньги был иностранный капитал.

3. Но иностранцы вовсе не рвались покупать российские нефтяные компании - сказывались и низкие цены на нефть и крайне сложная политическая ситуация, с угрозой прихода к власти коммунистов. И масса, сопровождавших такую покупку, чисто российских проблем.

4. Кроме того, продавая нефтяную отрасль в руки иностранцев Россия фактически передавала под иностранный контроль становый хребет экономики, а кто контролирует экономику тот со временем будет контролировать и политику. Поэтому иностраннный бизнес к приватизации не допустили.

5. Впрочем по трезвом размышлении были в России люди, способные заплатить миллиард долларов, скажем - за Юкос. В случае конкуретно Юкоса то был Отари Квантаришвили, фирмы которого вместе с фирмами коррумпированного госменеджмента Юкоса, выбрали у Юкоса нефти более чем на миллиард долларов без оплаты - и платить даже и не собирались. И практически у каждой государственной нефтекомпании был свой такой Квантарашвили.
Так что были в России покупатели - бандиты. И заплатили бы ни за нефтекомпании деньгами, у них же и украденными.

6. В принципе, имеет право на жизнь вопрос - а почему бы не отложиь приватизацию на будущее, когда цены на нефть существенно выросли? Скажем на 2000-е?
Ответ достаточно прост:
- а откуда в 1995 году было взяться уверенности что спустя какое-то время цены на нефть вырастут?
- кроме того, в этом разрезе нефтекомпании де-факто, лет через пять, стали бы собственностью криминала, который безмерно усилился, выкачав бы из них не миллиард долларов - как в случае с Юкосом в 1995 году - а миллиарды долларов.


Т.е. по факту откладывание приватизации было тождественно передаче основной отрасли страны в руки криминала, накачиванию его миллиардами долларов и в итоге - угрозой переходом власти в стране в руки криминала.

7. Какие же цели преследовала дармовая приватизация середины девяностых?
- вывод станового хребта экономики из-под контроля криминала, недопущение резкого усиления криминала с угрозой перехода к нему власти
- главной необходимостью было сделать эффективной основную отрасль российской экономики. Именно поэтому не годился второй справедливый путь - приватизация через раздачу акций населению. Эффективность достигается через появление реального хозяина. Десятки миллионов акционеров таковыми хозяевами не были бы.

8. И чаямая эфективность была достигнута.
- спад добычи был остановлен уже через год после приватизации
- на рост цен в начале 2000-х нефтяная отрасль отреагировала резким 40%-ым приростом добычи, уже в первый год высоких цен, 2000-ый, добыча выросла на 12%, а в советское время в аналогичных условиях 1990-1991 гг., она лишь ускорила падение

Так что тут четкий выбор, в котором никак не хотят определиться россйиские левые:

- либо нефтяная отрасль за относительно вменяемые (но все равно небольшие - по понятиям 2000-х) деньги была бы продана и перешла под контроль иностранного капитала или криминала,

- либо она передается задаром крупному российскому бизнесу, который делает ее эффективной, выводит из-под контроля криминала, а по росту цены на нефть уплачивает огромные налоги

- поскольку делиться своими выросшими вследствии роста цены на нефть доходами бизнес желал не особенно сильно, усиление государства и дело Ходорковского были запрограммированы еще в момент приватизации, в середине 90-х и именно с этим а так же с тем, что была необходимость "разобраться" с Чечней вторым президентом России был номинирован "силовик".

Т.е. в реальности вопрос в том, что отдав задаром в середине 2000-х нефтяные компании, Россия к моменту начала роста цены на нефть получила эффективный нефтяной сектор экономики, который быстро и очень сильно нарастил добычу, а усилившееся стараниями Путина государство, сумело стать главным получателям выгод от роста цен и роста добычи - изымая в виде налогов 70% выручки нефтяных компаний.

Т.е. то, что бюджет недобрал в 1995, с лихвой, десятикратно, он взял в 2000-х.