Египет: Мягкая победа оппозиции

Суббота стала самым спокойным днем, за последние 12 дней антиправительственных выступлений. На площади собрались несколько тысяч человек. Люди пришли целыми семьями, с детьми. Все подступы к Тахрир были взяты в плотное кольцо армии и народных дружинников, которые не препятствовали проходу людей, лишь тщательно проверяли документы и досматривали личные вещи на предмет потенциально опасных вещей. Из сообщений СМИ.

После последнего миллионного митинга на площади Тахрир, состоявшегося в пятницу 4-го февраля и требовавшего отставки президента Египта, последующие дни, людей на площади стало на порядки меньше. Начинают работать банки и магазины, есть намёки, что ситуация в Египте двигается к нормализации. Президент Мубарак, вроде бы не на месте. Так что происходит на самом деле? Кто выиграл и кто проиграл?

Как известно, акции протеста в Египте начались почти две недели назад и требования оппозиции поначалу были минимальны. Так, во время так называемого «Дня Гнева» 25-го января, по призыву оппозиции, на улицы вышло сравнительно немного людей (десятки тысяч) с требованиями улучшения экономической ситуации, политических свобод и отмены чрезвычайного положения в стране, которое в Египте уже много лет. Власти Египта назвали людей экстремистами и отказались даже обсуждать вопросы.

В ответ наступила «Пятница Гнева» 28 января, во время которой волнения охватили уже всю страну, в преддверии которой были и массовые аресты, и штурмы зданий МВД, и введения армии в населённые пункты. Мубарак распустил правительство, согласился на переговоры, но было уже поздно, всё больше людей выходило на улицы и радикальнее становились требования оппозиции. В конечном итоге, требование народа свелось к одному: отставке господина Мубарака. Во вторник, 1-го февраля, на улицу вышло уже два миллиона человек, с этим единственным требованием – «Мубарак уходи!». В пятницу 4-го февраля только на площади Тахрир собралось около миллиона человек, и этот день оппозиция назвала «последним днём Мубарака». Оппозиция собиралась идти к резиденции Мубарака. Эту угрозу восприняли всерьёз, и охрану резиденции усилили 60(!!!) бронемашинами. К митингующим приехал на переговоры министр обороны.

О чём уж они там договорились, можно догадываться судя по тому, что поход на резиденцию Мубарака был снять с повестки дня. Зато в воскресенье стало известно: …Вице-президент Египта Омар Сулейман провел в воскресенье переговоры с представителями оппозиции, в том числе и группировкой "Братья-мусульмане", деятельность которой в стране официально запрещена в течение 30 лет, сообщает агентство Reuters со ссылкой на участников переговоров… Сообщение прессы.

Таким образом, результат: люди, которых власть 30 лет в упор не видела и при первой возможности бросала в тюрьмы, вдруг оказались единственным возможным посредником между Мубараком и народом. Однако, поначалу ни о каких переговорах они слышать не хотели, и выдвигали Мубараку ультимативное требование: сначала уходи, а потом, возможно, мы будем разговаривать. Но со временем оппозиция всё-таки пошла на переговоры:

По словам одного из представителей "Братьев-мусульман", руководство этого исламистского движения намерено встретиться с вице-президентом Египта Омаром Сулейманом. Дата проведения переговоров не уточняется….

Желая соблюсти интересы страны, ее устои, сохранить ее независимость и не допустить иностранного вмешательства в наши внутренние дела, мы приняли решение вступить в диалог (с властями), чтобы понять до какой степени они готовы принять требования народа", - говорится в заявлении "Братьев-мусульман"….

Далее, когда переговоры начались, обе стороны пошли на уступки: Мубарак своими руками практически распустил свою «вертикаль». Стороны договорились создать комитет по конституционной реформе. Было заявлено об инициировании судебных преследования против коррупционеров, и возможность поделится властью с народом, пустив во власть оппозицию. В свою очередь оппозиция увела основную массу сторонников с улиц:

Государственное телевидение Египта сообщает, что вице-президент Омар Сулейман и представители оппозиции, включая запрещенное движение "Братья-мусульмане", договорились создать комитет по конституционной реформе.

Свои посты в правящей партии покинули также ее генеральный секретарь Сафуат аш-Шериф и сын президента Гамаль Мубарак, бывший секретарем партии по политическим вопросам.По данным информагентств, новым генсеком НДП был назначен известный египетский политик Хусам Бадрави, который возглавлял ее реформаторское крыло….

На первый взгляд, народ разошёлся, и оппозиция как бы не добилась желаемого, ибо главное требование было – отставка президента, а её не произошло. Последнее обстоятельство, наверняка окрылит россиянских политолухов, которые могут даже одеть Мубараку лавры победителя. Однако, надо понимать, россиянские СМИ исходят исключительно из россиянских пропагандистских задач.

Надо понимать, что на самом деле Мубарак просто физически не может уйти с поста. Его сразу отправят на тот свет или окружение или оппозиция. Вот он и торговался уже не за власть, а за жизнь. Уехать из страны как бывший правитель Туниса, Мубарак тоже не мог, ибо Египет – не Тунис. Вряд ли кто его захотел бы принять. Даже такая могущественная страна как США – и то не пошла бы на конфронтацию с новым правительством Египта, тем более из-за какого-то Мубарака не стали бы портить отношения с Египтом мелкие арабские соседи. Мубарак это понимал, точно зная, что уйти в отставку немедленно – это почти как пустить себе пулю в лоб.

С другой стороны, в египетской оппозиции наверняка адекватные люди, до которых довели это логичный момент. Поэтому, чтобы избежать подобного развития событий, но не отказаться от своих требований, господину Мубараку было позволено сохранить жизнь и лицо.

Он остаётся президентом, однако, президентом при фактически новой конституции. Элементом выполнения условий, наверняка была отставка руководства правящей партии. То есть у господина Мубарака останется его резиденция, телефон и секретарша, однако, вопросы будущего устройства решать будут без него. То есть, он являться чем-то средним между свадебным генералом и господином Горбачёвым после ГКЧП, когда он и оставался как бы президентом, но президентом непонятно каким.

Зная немного восточные правила ведения дел, мы с уверенностью можем утверждать, что кулуарные договорённости по всем этим вопросам были достигнуты ещё до пятницы, провозглашённой как «последний день Мубарака». Официальные переговоры состоялись уже для внешнего использования, чтобы продемонстрировать народу, прессе и всему миру, как бы ход переговорного процесса. А митинг и войска на улицах – это чтобы каждая сторона могла продемонстрировать другой стороне свой ресурс.

Так, оппозиция, собрав миллион человек в пятницу, показала, что при необходимости может выставить и даже более этого количества граждан, готовых штурмовать резиденцию президента подручными средствами. В субботу граждан в основном распустили по домам, но часть оставили кричать под окнами – чтобы официальная часть переговоров шла хорошо, без заминок и чтобы противоположная сторона ничего вдруг не забыла из оговоренного накануне в кулуарах.

Очевидно для нас только одно: наличие мозгов в голове у господина Мубарака, у господ из египетской оппозиции, однако более всего – у администрации Белого Дома. Почему всё в порядке с маслом в голове у Мубарака и египетской оппозиции очевидно из того, что у Мубарака хватило масла в мозгах вовремя слив воду сохранить себе жизнь. Его противников тоже нельзя назвать глупыми людьми, ибо они с одной стороны четко поняли мотивацию оппонента, с другой – слегка умерили своё рвение и амбиции, тем самым сделав то, что хотел народ, относительно малой кровью – жертв ведь могло быть много и много больше. Читатель спросит, а как же назначение виноватых? И с этим всё будет хорошо. Деятели, которые устраивали провокации против протестующих, пойдут в качестве виноватых стрелочников, для сатисфакции.

Однако умнее всего повела администрация США, что видно хотя бы на примере этого сообщения BBC

Американский госдепартамент дистанцировался от комментариев, сделанных бывшим американским послом в Египте. Их смысл заключался в том, что Вашингтон, вероятно, хотел бы, чтобы президент Мубарак временно остался на посту. Госдепартамент заявил, что Фрэнк Виснер не выполняет официальной функции после краткого визита в Египет на прошедшей неделе и что выраженное им мнение - сугубо персональное. Американский вице-президент Джо Байден вновь разговаривал со своим египетским коллегой Омаром Сулейманом и подчеркнул необходимость конкретных реформ и определение четких сроков перемен.
Как легко догадаться – господин бывший посол США в Египте не пятилетний мальчик, и всегда думает, что говорит, ибо то, что говорит посол той или иной страны – это как бы говорит президент той или иной страны. Поскольку господин Мубарак был давним если не союзником, то хорошим партнёром США, который не дружил с Ираном – для Белого Дома было бы очень нездорово резко отказаться от своего партнёра и послать ходоков к оппозиции, которая, по прогнозам ЦРУ и прочих правильных служб, неминуемо побеждала. Поэтому с одной стороны, у Белого Дома были личные заявления господина Обамы, которым тот потребовал реформ в Египте, делая реверанс оппозиции, с другой - были слова бывшего американского посла. Посол тоже как бы приободрил господина Мубарака, но в то же время получил как бы официальную взбучку у своего руководства.

Здесь мы видим прекрасный и впечатляющий пример мудрой внешней политики, в которой у государств не бывает каких-то постоянных друзей, а есть только постоянные интересы. Интерес США в том, чтобы с одной стороны не побить горшки с народом огромной страны, контролирующей Суэцкий канал, с другой – чтобы не потерять доверие своих многочисленных союзников по всему миру, которые на примере Мубарака видят, что если они будут слушаться старшего партнёра – то в час Ч, который рано или поздно наступает у любого диктатора, они по меньшей мере будут не растерзаны.

И российские сравнения

Иное дело внешняя политика россиянской федерации, где всегда тупо ставят на проигрывающую лошадку. Так было с Грузией, когда Москва до последнего момента поддерживала господина Шеварднадзе и в итоге получила врага в лице господина Саакашвили. Так было с Украиной, в 2004-м, когда Москва упорно поддерживала господина Януковича, и в итоге получила врага в лице господина Ющенко. Так было и с Милошевичем, и с Саддамом Хуссейном, и со многими другими, итогом чего стала почти народная примета: кого Кремль поддержит – тот обязательно проиграет. Как следствие стоило тому же ранее непроходному господину Януковичу начать дружить с США, а пани Тимошенко, имевшей все шансы стать президентом, начать дружить с Москвой - события стали развиваться с точностью до наоборот. Видимо у Москвы или рука тяжёлая, или карма плохая, или мало масла в голове политических советников.

Поэтому остаётся только надеяться, что когда площадь Тахрир случится где-то в России – в Кремле надают своим старым советникам поджопников, и пригласят новых, ибо старые однозначно доведут своих патронов до виселицы. А ещё лучше пригласить новых советников сейчас, чтобы они объяснили кто в Росси настоящая оппозиция на сегодняшний день. Настоящая оппозиция в России – это не какая-то «другая Россия» и «оранжевые», которых даже не ОМОН, а народ с удовольствием отдубасит если они соберутся не в том месте и не в то время. Настоящая народная оппозиция – это русское национальное движение, ибо русский вопрос - главный вопрос сегодняшней России.