1941. Ладожские «Баржи смерти»

На модерации Отложенный

1."Ладожский титаник" (баржа из Ленинграда).

17 сентября 1941 года произошла крупнейшая катастрофа на Ладожском озере, которая долгое время оставалась в тени молчания. Десятилетиями о ней не вспоминали, а документы, раскрывающие историю этой драмы, хранились в Центральном Военно-Морском Архиве под грифом «Секретно». На погибшем в шторм судне было более тысячи курсантов военно-морских училищ, выпускники Военно-медицинской академии, офицеры ряда Управлений ВМФ; а также множество гражданских лиц, в том числе женщин и детей. Первопричиной этой трагедии стало игнорирование организаторами транспортировки самых элементарных правил безопасности и просто здравого смысла.

Днем 16 сентября началась посадка на деревянную баржу. Она была совершенно не пригодна к использованию на беспокойной Ладоге и, кроме того, сильно перегружена. Всего на нее загрузили до 1500 человек, две полуторки с грузом и несколько легковых автомашин.



Примерно в двадцать три часа буксир «Орел», на котором находился руководивший эвакуацией этой группы контр-адмирал А.Т. Заостровцев, повел баржу к восточному берегу. Капитаном буксира был Иван Дмитриевич Ерофеев, который считался одним из лучших знатоков капитанского дела и ладожского района. Он уже видел признаки приближавшегося шторма, но убедить командование отложить этот рейс ему не удалось.

Канонерская лодка «Шексна», которая должна была обеспечивать безопасность перехода буксира «Орел» и баржи, ушла вперед и больше не появлялась.

Вскоре после полуночи ветер стал усиливаться, небо заволокло тучами и начался шторм, который к 2-3 часам ночи 17 сентября достиг 7-8 баллов. Под ударами волн корпус дал течь, в переполненный людьми трюм стала поступать вода. Курсанты пытались заткнуть трещины одеждой, но вода быстро прибывала. Старые помпы быстро вышли из строя, 4 ведра ситуацию исправить не могли. Когда люди стали выбираться на палубу, их сбивал толстый брус рулевого управления, который болтался от ударов волн. Было еще темно, и многие погибали, попав под удар этого бруса.

Наконец все вышли из трюма. Их взорам предстало бушующее озеро и постепенно оседающая в воду баржа. С приближением рассвета волны стали перекатываться по палубе. Главной заботой стало держаться всеми силами за любой выступ, щель, предмет, друг за друга, но это становилось все труднее и труднее. Каждая очередная волна смывала людей за борт десятками. 

С рассветом появились вражеские самолеты.Они сделали несколько заходов на баржу, сбросили бомбы и на бреющем полете расстреливали из пулеметов плавающих в воде людей. По самолетам открыли огонь из пулеметов и нескольких винтовок, которые были на буксире и барже, но это давало только небольшое моральное утешение. 

Главным врагом для всех был холод. Температура воздуха в течение суток колебалась от +4 до +9, а воды от +10 до +12,5 градусов. От переохлаждения даже у очень сильных людей тело быстро коченело.

Одна из волн особенно сильно ударила в стену рубки и унесла ее в пучину вместе со всеми, кто в ней был. Вскоре над водой остались только небольшие участки палубы в носовой и кормовой части. «Орел» приступил к спасению людей и принял на борт 216 человек - для маленького буксира это был абсолютный предел. На пути к Новой Ладоге он вновь был атакован вражеской авиацией, но уцелел. Около 16 часов к остаткам баржи подошла канонерская лодка «Селемджа» и сняла с нее 24 человека. Это были последние спасенные в этой крупнейшей ладожской трагедии. 

Общие потери: более тысячи человек.

2. Другая баржа (в Ленинград).

В ту же ночь в обратном направлении канонерская лодка "Селемджа" вела баржу, на которой были 460 бойцов пополнения войскам Ленфронта и груз муки. Из доклада командира канлодки «Селемджа» капитана 3-го ранга М. И. Антонова: "17. 1Х. 3 часа 25 минут. Сила ветра дошла до 6 баллов. Сорвана крышка люка трюма. Течь воды в трюме — 3 часа 50 минут. Шквал силой ветра до 9 баллов. Волна на барже ломает кнехты, корпус трещит, вода в трюмах прибавляется. Люди с баржи просят помощи. Слышна стрельба из винтовок. Подтянуть баржу, чтобы снять людей, невозможно. Крен достигает 35 градусов. Буксирные троса лопнули. Баржу понесло к берегу к банке Северная Головешка. Приказал барже отдать якорь. Остался держаться до рассвета."

Из нового доклада командира канлодки: "С рассветом, кроме осколков от баржи и плавающих мешков муки, в районе Северная Головешка ничего нет.Одновременно канлодка отражала налеты авиации."

Утром эта канлодка просто болталась в озере, не предпринимая никаких действий. Позже ушла спасать людей с "ладожского титаника", и то только после того, как ее капитану пригрозили оружием. Людей с ее баржи стал спасать подошедший ТЩ-122, однако он был атакован немецкой авиацией и в бою потерял почти весь экипаж. Из книги З.Г. Русакова "Нашим морем была Ладога: Моряки Ладожской военной флотилии в битве за Ленинград.": "...Из датированных этим же числом донесений оставшихся в живых армейских командиров и политработников выясняется, что на потерпевшей бедствие барже в Ленинград следовали бойцы и командиры пулеметных батальонов 001 и 013 с большим запасом вооружения и боеприпасов..."

Общие потери: более 400 человек.



Карта района перевозок


3. Октябрь 1941, катастрофа при перевозке заключенных.

8 октября 1941, в рамках операции по эвакуации заключенных из ленинградских тюрем, около 2500 заключенных были вывезены по железной дороге на станцию Ладожское озеро, затем направлены пешей колонной к пристани в деревне Морье, где их погрузили на баржу. Трюм был разделен на 3 отсека: немецкие пленные, женщины и остальные заключенные. Из-за повреждения буксира баржа была брошена и оставалась без движения 5 суток. В трюме началась резня: уголовники убивали политических, отбирали еду и одежду. Сломав перегородку, уголовники ограбили и изнасиловали многих женщин. Из-за страшной духоты заключенные пытались выбраться наружу, но охрана открыла по ним огонь. В Волхов этап прибыл только 15 октября. Погибшие на барже были выгружены на берег реки Сясь и захоронены бойцами истребительного батальона Сясьского ЦБК. Место захоронения на местности обозначено не было. Официальное расследование было произведено только в начале 1960-х. В 1989–1991 захоронение частично обнажилось. Поиском останков и их перезахоронением занимался поисковый отряд «Совесть», г.Сясьстрой (руководитель – Алексей Вашкуров). 22 и 23 июня 1991 были перезахоронены останки около 200 человек. На месте перезахоронения был установлен крест.

Общие потери: около 400 человек.

Из доклада по катастрофам 17 сентября:

"1. Начальником перебросок через Ладожское озеро капитаном I ранга тов. Авраамовым была допущена чрезмерная перегрузка баржи. Может быть, если бы баржа не была так перегружена, то она бы и выдержала вышеуказанный шторм.
2. Очевидно, был допущен просчет при предсказании погоды.
3. Отсутствие порядка в речном пароходстве и беззаботность к этому со стороны капитана I ранга Авраамова, благодаря чему было потеряно в поисках буксира 4 драгоценных часа хорошей тихой погоды.
4. Проявлена была халатность в организации охранения баржи в пути следования, благодаря чему канлодка «Шексна» была загружена разными пассажирами, охранение несла плохо, а в момент бедствия баржи и бомбежки ее неприятельским самолетом «Шексны» совсем не было.
5. Командир канлодки «Селемджа» капитан III ранга Антонов до преступности оказался осторожен. Имея полную возможность оказать помощь и спасти людей, он долго не подходил, а когда после угроз оружием подошел и стал спасать, то мог спасти только 24 человека.
6. Считаю так же, что плавучие средства, предоставляемые для перевозки людей через Ладожское озеро, и особенно, в осеннее бурливое время, мало пригодны. В Новой Ладоге, куда мы прибыли после спасения, сообщалось, что в этот день, 17 сентября, помимо нас были разбиты еще 2 баржи, в том числе, одна с пулеметным батальоном..."


Нельзя не заметить, что основной причиной таких больших потерь стала вопиющая неорганизованность и преступная халатность советского командования, а не действия противника. Проводкой 2-х барж руководил целый контр-адмирал, а толку? Капитан канлодки "Селемджа" Антонов нагло бросил и свою баржу, и "чужой" не спешил помочь. Знал, что перегруз уменьшит его шансы уцелеть при налете немцев. Капитан канлодки "Шексна" вообще все бросил и свалил вместе с кораблем. И оба этих трусливых капитана, заметьте, не боялись ни целого контр-адмирала, ни сталинских репрессий. Ведь все знали: сталинская власть борется по-серьезному только с "политическими", а на таких ублюдков ей было наплевать. Просто удивительно, с какими дерьмовыми командными кадрами СССР вошел в эту страшную войну...

Немногие выжившие с "ладожского титаника" описывали достойное поведение перед смертью молоденьких курсантов. Они изо всех сил старались хоть чем-то помочь женщинам и детям. К сожалению, их лучшие порывы души были бессильны перед суровой природой и тупостью начальства...

После победной войны прославленным советским адмиралам пришла пора писать героические мемуары. Но эти ладожские трагедии не получили даже коротенького упоминания в мемуарах флотского начальства, ответственного за перевозки по Ладоге: адмирала В.Ф.Трибуца, адмирала Ю.А.Пантелеева, контр-адмирала А.Т.Караваева и прочих. 

Видимо, излишне напоминать о том, что насчет гибели нескольких сотен "зэков" вообще никто не заморачивался. Кстати, в их числе были несколько крупнейших советских ученых, арестованных по 58-й статье: изобретатель первого в мире радиозонда доктор тех. наук Молчанов П.А., и другие.

Источники:

Ладожские караваны https://www.proza.ru/2013/08/05/632

Живые - помните погибших! https://voenflot.ru/pomni/blytov-v-blytova-o-gibel-kursantov-1941-god

Ладожский "Титаник" https://hist-etnol.livejournal.com/6055797.html

Забытое былое http://syasnews.ru/raznoe/1988-zabytoe-byloe