Сценарий "Анастасия. Судьба и память"

На модерации Отложенный

«АНАСТАСИЯ. СУДЬБА И ПАМЯТЬ»

 

Сценарий многосерийного телевизионного художественного фильма

 

 

Уважаемые друзья Русской Эскадры!

 

В ноябре 2020 года будут отмечаться печальные события Русского исхода, когда  тысячи   людей, в том числе и на военных кораблях, покинули  русский  Крым.

5 сентября 2022 года исполняется 110-летие со дня рождения Анастасии Александровны Манштейн-Ширинской, которая в возрасте 8 лет, вместе со своей семьей и другими русскими эмигрантами   оказалась в тунисском городе-порту Бизерта. Она прожила там всю жизнь, до декабря 2009 года, оберегая православные Храмы, русские могилы и сохраняя память о России. Много добрых дел сделала она и для тунисского народа. Она - последний свидетель и летописец Русской эскадры.

В октябре 2024 года будет отмечаться печальная дата: 100-летие  спуска Андреевского флага на кораблях  Русской эскадры в Бизерте.

Предлагается снять многосерийный телевизионный художественный фильм о судьбе русских людей за рубежом, взяв за основу судьбы Анастасии Александровны, ее родителей, морских офицеров и моряков Русской Эскадры, в том числе контр-адмирала М.А. Беренса, последнего командующего Эскадры, других русских людей на основе рассказов Анастасии Александровны, записанных мной  на видео- и аудиокассетах.

Сделанный на их основе документальный фильм «Анастасия» (режиссер В.П. Лисакович, сценарист и оператор Н.А.Сологубовский, студия «Элегия»), получил премию НИКА Российской киноакадемии за 2008 год как лучший неигровой фильм России.

Работа над сценарием художественного фильма-сериала о Русской Эскадре продолжается.

Предлагаю вашему вниманию концепцию фильма и некоторые эпизоды, какими я их вижу.

Имеется большой видео- и фотоархив.

Надеюсь, что найдутся кинематографисты и продюсеры, которых тема Русского исхода взволнует...

Н.А.Сологубовский

 

 

 «АНАСТАСИЯ. СУДЬБА И ПАМЯТЬ»

 

 

Концепция сценария многосерийного телевизионного художественного фильма

 

Общие положения

 

Фильм является художественной реставрацией документальных событий, имевших место, с элементами художественного вымысла. Используются аутентичные кино- и фотодокументы, а также сцены, снятые под кино- и фотодокумент.

 

Главная героиня: Анастасия Александровна Манштейн- Ширинская. Ее образ создают три актрисы: они играют соответственно девочку Настю, 8 лет, молодую женщину 30 лет и женщину лет семидесяти. Большая часть рассказов Анастасии Александровны, приведенных в сценарии, заснята на видео. Предлагается художественно восстановить сцены (эпизоды) с участием актеров, сохранив ее речь, поведение, атмосферу и обстановку, в которой эти видеодокументы сняты.

 

Предлагается создать в фильме две «жизненные линии»: «Анастасия» и «Алексей».

 

Главные герои линии «Анастасия»:

Анастасия Александровна,

ее родители,

Контр-адмирал М.А.Беренс командующий Русской Эскадры.

Другие герои: русские моряки и офицеры Русской Эскадры и члены их семей, оказавшиеся в Тунисе, французские офицеры и тунисские граждане.

 

Главные герои линии «Алексей»:

Илья Стеценко, журналист,

его родители, Николай и Ира, прадед Лукьян, машинист паровоза, и Алексей, дед, генерал в отставке.

Алексей встречается с Анастасией трижды: мальчишкой (имя – Лешка) в Гражданскую войну, во время Второй Мировой войны в Тунисе, куда он прибывает как советский офицер связи с союзниками,   и в девяностые годы в тунисском городке Хаммамет, куда его привозит его внук Илья.

Алексея играют соответственно три актера: мальчика Лешку, молодого мужчину 35 лет и мужчину лет 70-ти.

 

Другие герои:

Сергей Петров, российский журналист, Москва,

Евгений Ларин, внук русского эмигранта, Бизерта,

Николай Беренс, российский морской офицер, внук Евгения .Беренса, первого командующего Красного Флота,

потомки русских эмигрантов во Франции, родственники русских эмигрантов, которые живут в России и в Украине, граждане Туниса и Франции.

 

Предлагается такая композиция фильма:

каждая серия начинается с крупного плана Анастасии Александровны и ее слов на определенную тему ( из уже снятого на видео рассказа Анастасии Александровны).

Каждая серия заканчивается русской или украинской песней или пением русского церковного хора.

В каждой серии параллельным монтажом идут сцены Прошлого и Настоящего линии «Анастасия» и линии «Алексей».

 

Обязательные постоянные темы, «красные линии» всех фильмов:

Тема русской книги (языка, культуры).

Тема православия.

Тема Русского корабля, Андреевского флага, Русского, Советского, Российского Военно-Морского Флота. В каждую серию включается эпизод, рассказывающий об истории Флота и России.

Тема Севастополя.

Тема голубого моря и голубого неба, бескрайних просторов России и Украины.

Тема цветущего сада (Россия и Украина).

 

Музыкальный ряд: в фильме русские люди часто поют русские и украинские песни. Но должна быть и новая, оригинальная, русская музыкальная тема, которую может написать современный российский композитор.

 

Далее излагаются наброски сценария фильма с включением некоторых, уже разработанных эпизодов.

 

АНАСТАСИЯ. СУДЬБА И ПАМЯТЬ

 

Начало фильма: на экране, на фоне голубого моря появляется титр названия фильма и  титры:

Любое совпадение имен, фамилий и фактов жизни героев нашего фильма с именами, фамилиями и судьбами реальных людей совершенно случайно.

 

                                                              ДЕТСТВО

 

Первая серия фильма. В этой серии рассказывается о детстве Насти и Лешки и их родителях.

 

Эпизод. 2009 год. Интервью. Современная Россия. Журналистка, молодая и бесцеремонная, берет интервью у режиссера документального фильма «Анастасия» Виктора Лисаковича.

(Субтитр: Москва, январь 2009 года).

- Вы думаете, тема Гражданской войны, исчезнувшей русской эмиграции заинтересует россиян? – спрашивает журналистка. – Ваш новый фильм про какую-то Бизерту. Ведь и об этом Никита Сергеевич уже все рассказал.

- Думаю, что он только приступил к этой теме.

- А разве Михаилом Булгаковым, его романом «Белая Гвардия» и фильмом «Бег» не все сказано?

- Этим сказано очень мало.

- Но нет актуальности…. Никаких бунтов, митингов и тем более революций России не грозит.

- И вы это говорите после «оранжевой революции» в Украине?

- Это другая страна. В России теперь новые времена. Да и вообще России всего каких-то двадцать лет. Почему бы вам не сделать фильм о преуспевающих российских бизнесменах, где было бы много стрельбы и много секса? Современный зритель это любит.

Виктор Петрович внимательно смотрит на журналистку, сдерживает себя и говорит:

- Я вам отвечу, но при одном условии: вы это напечатаете! Вы напечатаете полностью мои слова!

 

Эпизод. 2008 год.

Африка. Белый мыс.

Анастасия Александровна сидит на высокои берегу и смотрит на море.

(титры: Африка. Тунис. Бизерта. Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн. Отрывок из фильм «Анастасия»)…

 Слова Анастасии Александровны:

«Русский народ с такой тысячелетней культурой…»

(Далее идут, чередуясь, эпизоды из жизни офицерской семьи Манштейн и семьи Стеценко, машиниста паровоза).

 

Эпизод. 1916 год.

Из жизни маленькой Насти.

 (В данной серии, как и в других, сценарий основан на записях рассказов Анастасии Александровны, которые хранятся у автора сценария).

Маленькая девочка бежит среди цветущих деревьев родительского имения Рубежное в Малороссии. Она спускается к реке Донец. Навстречу ей идут счастливые и радостные морской офицер с молодой дамой. Это супруги Манштейн, Александр Сергеевич и Зоя Дмитриевна.

Анастасия Александровна рассказывает о маме и папе:

– Мама моя привыкла быть женой моряка, хотя она была совершенно не из военной среды, родилась в Петербурге… Но она стала настоящей женой моряка. Так как мой папа был первый моряк в длинной семье Манштейнов, которые служили России с времен Петра Великого!

 

Эпизод. 1917 год.

 Маленьких городок Люботин под Харьковом, как и вся Российская империя,  переживает смутные времена. Отречение императора Николая Второго, Февральская революция.

Морской офицер Александр Манштейн, офицер посыльного корабля «Невка». Трагические события на Балтийском флоте. Провокаторы убивают морских офицеров.

События в Петербурге. Октябрьская революция.

 

Эпизод. 1918 год. Матросы корабля «Невка» спасают своего командира от озверевшей толпы.

Эпизод. Споры морских офицеров. Как быть? Часть офицеров переходит на сторону Красных. Александр Манштейн покидает Ревель (Таллинн), покидает семью и уходит с другими офицерами, в том числе и с контр-адмиралом М.А. Беренсом на юг России, к Белым.

Эпизод. Немцы на Украине. Большевики уходят в подполье.

 

Эпизод. 1919 год.

 Зоя Дмитриевна, мама Анастасии, с детьми, в товарном вагоне едет в родное Рубежное. Разоренная немцами и гражданской войной Украина глазами маленькой девочки.

Эпизод. 2008 год. Африка. Белый мыс. Анастасия Александровна сидит на высоком морском берегу и смотрит на север. Ее голос:

– Я знаю, что я хотела бы вам показать. Белый мыс! Я часто прихожу сюда, когда есть возможность, чтобы кто-то меня подвез… Мы знали, что эта точка Африки – самая близкая к России. На этом самом месте маленькая девочка закричала туда, севернее: «Я люблю тебя, Россия!» (данный эпизод записан на видео)

Идут титры фильма на фоне голубого моря.

 

ЭВАКУАЦИЯ

 

Вторая серия фильма.

 

Начало: стоп-кадры кинохроники России и фотографии битвы за Перекоп в 1920 году.  

 

Эпизод. Современная Москва.

На стенах – семейные фотографии разных годов, от 20-х годов до наших дней. За письменным столом, перед компьютером сидит мужчина лет тридцати. Это журналист Илья Стеценко. На мониторе – стоп-кадры кинохроники и фотографии битвы за Перекоп сменяются слайдофильмом из фотографий семьи Стеценко разных лет.

Илья Стеценко рассказывает:

- Это фотографии моего прадеда Лукьяна, деда Алексея, отца Николая…Есть записи деда, такие скупые…Он очень любил собирать тексты песен. Есть его рассказы, снятые отцом на видео…. Прошло столько времени, но память помнит. И трогательная история встречи и любви Насти и Лешки. И еще врезался в память рассказ деда о Перекопе, о том, как белый офицер спас ему жизнь. Во время кавалерийской атаки Красных мой дед, а было Лешке тогда всего 13 лет, был тяжело ранен и истекал кровью. И представьте: Сергей Манштейн, брат Александра Манштейна, офицер, рана которого была смертельна, смог перевязать его, остановить кровотечение, но сам скончался… Потом деда подобрали санитары…

И вот о чем я думаю: есть страницы нашей истории, которые мы будем постоянно перечитывать, чтобы понять смысл событий. Первая Мировая Война, есть ли в ней смысл? Затем две революции в России. И страшная гражданская война! И интервенция Антанты! Столько событий, которые обескровили родину… Что случилось с русскими людьми? Почемубрат пошел против брата?

В руках Ильи – морской кортик.

- Этот кортик морского офицера – свидетель тех событий.

 

Эпизод. 2008 год.

Современная Бизерта. Общий план дома Анастасии Александровны в Бизерте. Она в своей комнате за рабочим столом:

– Может быть, легче всего, чтобы не потеряться по дороге, начать с того момента, когда мы покидаем Россию… навсегда! И это была… середина ноября 1920 года….

(Этот рассказ снят на видео)

 

Следуют эпизоды, в которых актеры восстанавливают картину трагедии Гражданской войны и интервенции Антанты в России, которая заставила моряков и их семьи покинуть родину.

 

Эпизод. 1919 год.

Россия и Украина, охваченные Гражданской войной. Поезд из Ревеля в Харьков. В вагоне - мама, Зоя Дмитриевна, с тремя дочками: Настей, Шурой и Ольгой. В Харькове – полный бардак. Они не могут ехать дальше. Пешком добираются до маленького городка, железнодорожного узла Люботин под Харьковом. Появляется машинист паровоза - Лукьян Стеценко. Рядом с ним оказывается сын Лешка. Ему 13 лет. Первая встреча с Настей, которой 8 лет. Детская любовь! А вокруг взрослые убивают и мучают друг друга. Гражданская война! Дети обещают не забыть друг друга. Благодаря Лукьяну на паровозе семья Насти добирается до Рубежного.

Лешка с отцом на паровозе возвращаются в Люботин.

 

Эпизод. Рубежное. В родовом имении Зою Дмитриевну встречает Сергей Манштейн, брат отца Насти. Сам папа Насти, Александр Манштейн – в Новороссийске со своим кораблем. Сергей уезжает в Белую Армию.

 

Эпизод. Оккупация. В Люботине немцы арестовывают Лукьяна, большевика, по доносу Василия, соседа, и уводят в тюрьму. Лешка остается один с мамой Лизой и малыми детьми. Он бежит на станцию с двумя своими братьями и видит, как немцы расстреливают схваченных. Но отца среди них нет.

Ночью появляется отец с двумя товарищами. Один из них – бывший матрос Черноморской эскадры Александр Радченко.

Разговор между ними: «Что делать?»

Лешка умоляет отца отпустить в Красную армию:

- Ну, иди! Только роклом не вертайся!

Лешка с конниками исчезают в ночи. Лукьян остается дома.

Утром голоса во дворе. Пьяный доносчик Василий, решивший, что Лиза одна, стучится к Лизе. Он предвкушает легкую победу над беззащитной женщиной.

Попадает в «объятья» Лукьяна. Лукьян дает ему нарок… «беречь Лизу!»

- Вернусь, убью, гадюка, если что с ней случится…

Лукьян прощается с Лизой. Вокруг плачущие дети.

- Я вернусь!

Садится на коня и исчезает. Лиза стоит, ни слезинки. Дети смотрят на маму и перестают плакать. Прекрасный пейзаж цветущего украинского сада.

Эпизод. Прощание в саду. Прощание Лукьяна и Лизы.

Звук: голос Лукьяна нашептывает Лизе слова украинской песни и напевает ее мелодию …

 

Эпизод. Ноябрь 1920 года.

 Перекоп. Гибель на Перекопе Сергея Манштейна и тяжелое ранение Лешки, кавалериста Первой Конной армии.

Звук: голос Сергея Манштена нашептывает другие слова, но напевает ту же мелодию…

На экране мы снова видим Перекоп. Стоп-кадры кинохроники и фотографии.  

(титры – Гражданская война в России. Ноябрь 1920 года. Крым. Перекоп.)

Панорама после страшного, беспощадного боя. Грязь, кровь, убитые люди и лошади. Мертвая тишина. Туман. Замерзает тяжелораненый белый морской офицер Сергей Манштейн.

Рядом с ним – тяжелораненый красноармеец Алексей Стеценко. Лешка приходит в себя, открывает глаза, видит снова кровавую рубку, исчезающую в тумане, слышит знакомую мелодию, шепчет слова, пытается напеть свою песню и опять уходит в забытье…

Мы понимаем, что мелодия и у офицера, и у красноармейца - одна и та же. Только слова разные, одни слова пели Белые, другие слова пели Красные…

 

Эпизод. 2008 год.

Современная Бизерта. Скромная комната маленького дома. Анастасия Александровна смотрит фотоальбом. Женские руки перелистывают страницы. Женский голос тихо называет имена:

- Это… Михаил Андреевич Беренс…, это моя мама….., а это мой папа, Александр Манштейн, это… это Сережа, его брат…»

На экране - фотографии. Это те же стоп-кадры кино- и фотохроники, какие были и в начале этой серии.

Анастасия Александровна говорит: «А это Сережа, он так и не вернулся с Перекопа…»

 

Продолжение эпизода «Перекоп». Белый офицер усилием воли приподнимается, достает бинт, начинает перевязывать раненого красного кавалериста, видит, что он - совсем мальчишка… Перевязав и остановив кровотечение, достает запечатанный конверт, засовывает его в карман шинели кавалериста, ложится на него, снова потерявшего сознание, пытаясь его согреть. Офицер достает морской кортик и смотрит в голубое небо. Высоко-высоко летят журавли. Офицер начинает напевать украинскую песню:…

«Дывлюсь я на небо тай думку гадаю, чому я не сокил, чому не литаю…»

Высоко-высоко летят журавли в голубом небе.

Красный кавалерист приходит в себя и видит над собой морской кортик, слышит песню и снова теряет сознание.

Офицер вкладывает в карман кавалериста морской кортик.

На фоне голубого моря в тумане виднеются силуэты кораблей, покидающих Крым.

 

Эпизод. Фрунзе и Врангель. Телеграмма Фрунзе Врангелю. Приказ Врангеля. Роль французов и англичан.

 

Эпизод. 2008 год.

Бизерта. Эвакуация из Севастополя, увиденная глазами восьмилетней девочки. Анастасия Александровна вспоминает:

– Эвакуация прошла быстро, в два дня надо было выйти кораблям, но паники не было, и это то, что я своим восьмилетним детским умом запомнила, что люди шли быстро, торопились, несли какие-то пакеты, но паники не было…

(Имеется видеозапись этого рассказа)

Анастасия Александровна рассказывает:

– Папин миноносец «Жаркий», которым он командовал, был разобран в арсенале, в доках. Все машины были разобраны. И папа, когда эвакуацию объявили, папа бегал по штабам, чтобы его тащили на буксире. Потому что моряк не оставляет свой корабль в городе, в который входит неприятель!

– Пришлось ли вам видеть стихи Николая Туроверова? Это был молодой казачий офицер. И Туроверов пишет:

Бахчисарай, как хан в седле,

Дремал в глубокой котловине.

И в этот день в Чуфут-кале,

Сорвав бессмертники сухие,         

Я выцарапал на скале:

Двадцатый год – прощай, Россия!

 

Эпизод. 1920 год.

Кавалериста Лешку с поля боя уносят санитары.

 

Эпизод. 1920 год.

Эвакуация. Вспоминает Анастасия Александровна.

- На миноносце «Жаркий» сидело тридцать семей. Мы были в папиной каюте… отделены, каютка, хоть была маленькой, но мы хоть были отдельно, мама, трое девочек и собачка Буся…

– И тот же Николай Туроверов пишет:

Помню горечь соленого ветра,
Перегруженный крен корабля;
Полосою синего фетра
Уходила в тумане земля;
Но ни криков, ни стонов, ни жалоб,
Ни протянутых к берегу рук, -
Тишина переполненных палуб
Напряглась, как натянутый лук,
Напряглась и такою осталась
Тетива наших душ навсегда.
Черной пропастью мне показалась
За бортом голубая вода.

Были переполнены корабли. –Стояли плечом к плечу… Иногда невозможно было сесть… Но действительно: ни стонов, ни жалоб не было…

(этот рассказ заснят на видео)

 

Эпизод. Кортик. Кавалерист Лешка попадает в госпиталь Красных. Его лечит русский морской офицер, доктор. Он находит кортик и письмо и прячет.

 

Эпизод. 1920 год.

Буря в море. Рассказывает Анастасия Александровна:

– Ночью разыгралась страшная буря…«Жаркий» оторвался от «Кронштадта», который тащит его на буксире. А «Кронштадт», на котором было около трех тысяч человек, не мог задерживаться. Чего не хватало, так это угля! Третий раз, когда «Жаркий» оторвался, сказали: «Теперь пересаживайтесь на «Кронштадт». Если опять «Жаркий» оторвется, то его бросят!»

– И я помню, как руки спускались, чтоб нас принять на «Кронштадт», и как другие руки нас поддерживали. Мама спрятала собаченку к себе в муфту. А та такая была разумненькая , она все понимала…

(этот рассказ  заснят)

 

Эпизод. «Живой». Гибель миноносца «Живой», на борту которого было около трехсот человек…

 

Эпизод. 1920 год.

 Константинополь. Анастасия Александровна вспоминает:

- В Константинополь пришло 150 тысяч человек на 120-130 кораблях….

Еа фоне голубого неба идут титры. Высоко-высоко летят журавли. В цветущий украинский сад возвращается красный кавалерист Алексей Стеценко. Его встречают отец Лукьян и мама Лиза, братья и сестра...

 

РУССКИЙ БРОНЕНОСЕЦ

 

Третья серия фильма.

В декабре 1920 – феврале 1921 гг корабли Русской Эскадры приходят из Константинополя в Бизерту.

Анастасия Александровна вспоминает:

– Когда мы вошли в Бизерту… Это точно было 23 декабря 1920 года… Солнце, море, масса красочно одетых жителей, которые смотрели с удивлением на вход кораблей…

– Для населения это было необыкновенное явление, что столько народу - и женщины и дети – на военных кораблях…

Жители Бизерты обсуждают приход кораблей.

– Французы объявили сначала карантин, чтобы люди не разбегались, чтоб успеть сделать обыск… И были разговоры о большевистском вирусе, которым, конечно, измученным людям, перенесшим три года войны, и в голову не приходило! Кто-то пустил слух, что на «Кронштадте» какие-то богатства есть, какие-то деньги есть. Действительно, так оказались ассигнации, которые не имели никакой стоимости ни на каком рынке… – Карантин не долго длился, может быть, месяц…

(этот рассказ снят на видео)

Французские офицеры обсуждают приход русских кораблей.

 

Эпизод.

Детство Насти на броненосце «Георгий Победоносец».

Вспоминает Анастасия Александровна.

–На этом причале, на месте, где стоит этот маленький катер, встал в 1921 году старый русский броненосец «Георгий Победоносец», который оборудовали так, чтоб семьи всех моряков можно было поселить на «Георгии Победоносце». Были жители кормы и жители бака. У каждой семьи была каюта. На баке жили холостые люди, а на корме жили собственно матери с детьми. А мужья, военные офицеры, были еще на своих кораблях…

– Детство трудное, потому что, конечно, мы жили в одной каюте с мамой… Но у нас была школа. Достаточно было подняться по трапу из церковной палубы на батарейную палубу, и сразу было адмиральское помещение, где были созданы два класса… И преподавал мне генерал, который преподавал математику, астрономию в Морском корпусе. Его кадеты назвали «бог девиации»… (рассказ заснят на видео)

Дети на борту военного корабля.

 

Эпизод.

Школа на борту русского военного корабля.

Генерал, «бог девиации», учитель, обращаясь к детям:

- Ну, Бог с ней, с математикой. На сегодня хватит. Мы хотели бы поговорить с вами о другом… Сегодня праздник. Пойдемте на палубу.

Дети поднимаются на палубу, генерал ведет их к мачте, на которой гордо развевается Андреевский флаг. Детей ждет командующий Эскадры М.А.Беренс.

Генерал:

- Сегодня Михаил Андреевич хотел бы рассказать вам об Андреевском флаге.

Его рассказ об истории Андреевского флага и Русского Флота.

 

Эпизод.

История России. Петр первый просыпается, его видение будущего Андреевского флага. Петр решает создать Русский флот.

 

Эпизод.

«Где Россия?» Анастасия Александровна вспоминает:

– Мы здесь на «Георгии» лазили на марсы. И с марсов смотрели в открытое море. И мир был перед нами!

Дети на марсах. Всматриваются в голубую даль моря.

- А где Россия? - спрашивает мальчик.

- Вот там! – отвечает Настя.

- А какая она?- спрашивает совсем маленькая девочка.

- Огромный цветущий сад! - говорит Настя.

Ее сестренка Ольга спрашивает:

- А когда мы вернемся домой?

- Папа сказал, что скоро… Что Новый год будем праздновать дома.

- Ну да? – с сомнением переспрашивает мальчик Олег.

- Раз папа сказал, то так и будет! – убежденно говорит Настя.

 

Анастасия Александровна рассказывает.

– Французы всегда нам посылали и елку, и гостинцы, и, как видно, муку, и сахар. А повар Папаша и для елки делал пирожки, пирожные, и на Пасху делал такие куличи, что все помещения «Георгия» пахли куличами…

Французы приносят подарки детям.

 

Эпизод «Куличи».

Рассказ о поваре Папаша. Праздник Пасха.

 

Эпизод «Вальс».

Анастасия Александровна вспоминает, а актеры играют:

– Командующий эскадрой был контр-адмирал Михаил Андреевич Беренс. Я помню даже один случай, как я с ним вальс танцевала… Был какой-то праздник, пригласили и Михаила Андреевича, он пришел, скромненько стоял в дверях и думал, как же это так обратиться, чтобы видели, что он тоже пришел и поздравляет людей с праздником. Он поднял глаза и увидел, что я сижу на какой-то полке, наверное, с босыми ногами и, может, даже с грязными ногами, потому что мы бегали везде…

И он говорит:

- Ты хочешь со мной вальс потанцевать?

Я говорю:

- Хочу!

Спустилась, встала в третью позицию… Он наклонился, поцеловал мне ручку, поблагодарил и потом достойно удалился.

Эпизод « Я люблю тебя, Россия!»

Дети на марсах. Мачта военного корабля. Они смотрят на север. Совсем маленькая девочка кричит: « Я люблю тебя, Россия!»

 Один из мальчишек, это Коля Юргенс, передразнивает ее и добавляет: «Она тебя не услышит!»

Другие дети неодобрительно смотрят на него.

Настя: «Услышит. Обязательно услышит! Она добрая!»

 

Эпизод.

Тунисцы. Прогулка детей с родителями по городу Бизерте. Встречи с тунисцами. Русские и тунисские дети играют вместе на пляже.

На фоне голубого моря идут титры...

Эта серия также включает в себя эпизоды, рассказывающие о судьбу семьи Стеценко и начале новой жизни в Советской Украине.

 

 

ГИБЕЛЬ ЭСКАДРЫ

 

 

Четвертая серия фильма.

 

Эпизод. 1922 год. Потопление канонерки «Грозный».

 Два мичмана, узнав, что их корабль французы хотят продать, открыли кингстоны и затопили канонерскую лодку «Грозный».

Анастасия Александровна рассказывает:

– Французы их арестовали. Судья – его звали Гете, как писателя Гете. И я была в классе с его дочкой Жизель Гете, и знаю, что он очень за этих молодых офицеров, которые перерезали себе…, хотели покончить самоубийством… И их скоро выпустили, они уехали…

Французские и русские офицеры обсуждают случившееся.

 

Эпизод.

Кинохроника событий во Франции и СССР. (титр: 28 октября 1924 года Франция признала СССР и установила с ним дипломатические отношения).

Анастасия Александровна рассказывает:

– И французский адмирал Эксельманс, очень беспокоился и сделал все, что мог: собрал в последний раз на «Дерзком» людей, пожал каждому руку и обещал, что они могут взять с собой все, что им дорого…

 

Эпизод. Русские офицеры и матросы выстроены на палубе корабля. Михаил Беренс зачитывает последний приказ по Эскадре, приказ номер 147 командующего Русской эскадрой, 3 ноября 1924 года, порт Бизерта. Лица русских офицеров и матросов. Лица женщин и детей. Голос за кадром читает:

«Русская Эскадра прекратила свое существование.

Четыре года мы жили надеждой, что не дождемся никогда этого момента, но судьба решила иначе.

Я считаю своим долгом отметить то спокойное достоинство, с которым личный состав встретил это последнее и самое тяжелое испытание.

Четырехлетняя совместная жизнь в ненормальных условиях не могла не связать личного состава…

Пользуюсь случаем, чтобы принести сердечную благодарность всем моим сослуживцам и соплавателям и пожелать им успеха в устройстве их личной жизни до счастливого момента возвращения на родину, надеждой на который мы все живем».

 

Эпизод.

Украина 1924 год. Лешка уезжает учиться в Москву, столицу СССР, в кавалерийское училище. Он везет с собой кортик и письмо, надеясь найти адресата, старшего лейтенанта Императорского Флота Александра Манштейна.

 

Эпизод.

Анастасия Александровна рассказывает, а актеры играют:

– Вспоминаю, как спускали Андреевский флаг… в последний раз! Когда мы уже прожили на кораблях больше четырех лет. Это было 29 октября 1924 года… Когда были собраны все офицеры, ученики Морского корпуса, адмирал Беренс, Тихменев… И когда в 17 часов 25 минут раздалась последняя команда «На флаг и гюйс!»… И через минуту – «Флаг и гюйс спустить!»… У всех была одна и та же мысль! Непонимания, полного отчаяния! Флаг Петра! Слышишь ли ты, Великий Петр? Слышите ли вы, Сенявин, Ушаков, Нахимов? Ваш флаг спускают! И всякий знал, что спускают так, чтобы не поднять на следующий день…

– Потерянные глаза людей, которые в последний раз были русскими офицерами… Все мы плакали – и это я помню – на корме «Георгия Победоносца»…

Лица русских офицеров и матросов. Лица женщин и детей.

…Идут титры на фоне красного заката.

 

БРАТЬЯ

 

Пятая серия фильма.

 

Судьба двух братьев, Михаила и Евгения Беренс.

В Бизерту прибывает франко-советская комиссия, чтобы решить судьбу кораблей Русской Эскадры . В составе советской делегации – Евгений Андреевич Беренс, в недавнем прошлом – главнокомандующий Красным флотом, старший брат контр-адмирала Михаила Андреевича Беренса, последнего командующего Русской Эскадры …

Анастасия Александровна:

– Что поражает, так это то, почему братья не встретились? Михаил Андреевич, который командовал Эскадрой, и Евгений Андреевич, который вступил на службу Ленина и Троцкого…

Французское правительство взяло подписи у пяти членов советской комиссии… Никаких контактов с русскими, у которых забирают корабли…

 

Эпизод.

Осмотр делегацией русских военных кораблей. В командирской рубке одного из них, на столе лежит папка с надписью: « От командира эскадренного миноносца «Жаркий» Императорского Черноморского Флота старшего лейтенанта Александра Манштейна. Рапорт красному командиру корабля».

Один из французских офицеров вместе с Евгением читают название. Офицер видит, как Евгений раскрывает эту папку, и уводит других членов делегации продолжать осмотр.

 

Эпизод.

 Встреча братьев. Братья Беренс встречаются тайком благодаря этому французскому офицеру, симпатизирующему русским.

Евгений, понимая, что среди французов есть друзья, протягивает французскому офицеру незапечатанный конверт со словами: «Прошу передать это моему брату… Это письмо его матери».

Француз качает головой, письмо не берет и говорит Евгению: «Побывать в Тунисе и не увидеть Карфагена…»

Евгении понимает по глазам француза, что будет встреча с братом.

Дорога в Тунис.

Руины Карфагена в пригороде Туниса.

Встреча братьев. Разговор о судьбе России и о долге русского офицера. Евгений рассказывает, как Советская власть думает создавать новый Красный флот. Михаил делится своими соображениями по этому поводу. Он говорит, каким видят новый флот остающиеся в Тунисе морские офицеры.

Говорят братья и о теме возвращения офицеров-эмигрантов в Советскую Россию. Евгений дает понять, что каждый должен решать сам. И говорит о том, что в Европе есть эмигранты, русские офицеры, которые не отказались от вооруженной борьбы против Советской России.

Михаил дает понять, что и среди морских офицеров в Бизерте тоже есть такие настроения, что есть офицеры, которые даже против возвращения военных кораблей на Родину.

Когда Евгений осматривает руины Карфагена и слушает рассказ французского офицера, Михаил пишет ответное письмо для матери и письмо любимой женщине.

Содержание писем мы узнаем в других сериях фильма…

 

Эпизод. Любимая женщина Михаила.

После возвращения в Советский Союз Евгений долго ищет, но все же находит любимую женщину Михаила и передает ему письмо. Она рассказывает свою тяжелую жизнь в годы гражданской войны. Евгений узнает от нее, почему Михаил никогда не отмечал Новый год… И просит ее передать ему ее фотографию для Михаила.

Она передает письмо для Михаила. Вместе с фотографией.

 

Эпизоды, рассказывающие о судьбах русских кораблей.

 

Эпизод.

 Михаил Беренс получает письмо и фотографию любимой женщины…

.

В конце фильма идут титры на фоне голубого моря, появляются и исчезают фотографии кораблей Эскадры.   Звучат печальные мужские голоса, звучит песня о гибели «Варяга».

 

РУССКИЕ

 

Шестая серия фильма.

Жизнь русских в Бизерте. Анастасия Александровна рассказывает:     

– И вы знаете, эти корабли сразу увели французы в Арсенал…Это последнее пристанище нашей Русской Императорской эскадры……..И больше русские офицеры своих кораблей не видели…

 

Идут различные эпизоды о судьбах русских офицеров, жизнь детей, мамин труд, русские молитвы… Слышен голос Анастасии Александровны.

- Корабли ушли… Надо было искать жилье, работу, укореняться в Бизерте, в Тунисе… Рыков, капитан второго ранга, просил, чтобы работу ему дали хоть на каком-нибудь катере, буксире маленьком…

Мой дорогой Михаил Андреевич Беренс строчил на машинке сумочки дамские из кусков кожи… Не приняв французского гражданства, он лишился работы…

Папа делал шлюпки на продажу, рамки, модели кораблей… Вот эта модель, это французский корабль, это он сделал. Как-то он сделал ходули, так вся улица, все дети на этих ходулях ходили…Он умел все делать своими руками, но что он не умел, так брать за это деньги…

Мы, дети, пошли уже во французские школы. И мама говорила: «Мне не стыдно идти в чужой дом прислугой работать для того, чтобы мои дети могли учиться…»

– Конечно, я теперь понимаю, что и отец, и мать раньше умерли, раньше срока, потому что они работали! Мама как вол работала! Я помню, как она, стирая холодной водой, в каком-то…, чан большой, деревянная доска, и течет эта холодная мыльная вода. А она еще поет… и говорит стихи Никитина:

« Эх ты, Русь моя, Русь державная, моя Родина православная!»

– Я помню, как мама перенесла с достоинством разлуку со своей страной. Как она позже скажет: «Потерявши голову, по волосам не плачут! А мы потеряли Родину! Так что жаловаться не приходится!»

– Я уже начала зарабатывать частными уроками. Наши подруги из французской школы ходили на цветочную прогулку. Все барышни, красиво одетые, гуляли по воскресеньям, ходили там прогуливаться… А нас в это время приводили в церковь. Батюшка жил в этой квартире. Одна комната была для церковной службы, где я читала «Часы» по-славянски. И еще я занималась кадилом, вовремя его разводила, уголь… во дворе, и я подавала батюшке, когда нужно…. А когда батюшка был мной недоволен, то он говорил на «вы» и в нос:

– Почему это у вас кадило керосином воняет?

А это я его поскорее развести, понимаете…

 

Эпизод.

В Москве Алексей Стеценко в поисках старшего лейтенанта Манштейна выходит на   Евгения Беренса, одного из офицеров Красного Флота. Евгений рассказывает ему, где теперь Александр Манштейн.

 

Эпизод. Танцы. Анастасия Александровна рассматривает фотографии в семейном альбоме:

– Я родилась в двенадцатом году…(Она смотрит на свое фото) Тогда мне было лет восемнадцать…

 

Эпизоды жизни тунисцев, французов, итальянцев и русских в Бизерте.

Анастасия Александровна рассказывает. Ее голос за кадром.

- Потому что я помню, я уже ходила на бал. Это было бальное платье. Оркестр играл все танцы. А у нас они преподавались в прогимназии «Георгия Победоносца». И мы учились танцевать: вальс, шатон, падекатр, падепатинер, падеспань. Я очень любила краковяк! «Танцевала рыба с раком и петрушка с пастернаком!» Мы дети так пели!» Столько живости, столько изящества! Мы не дошли до мазурки. И я всю жизнь… где-то… жалела, что я не умею танцевать мазурку… И вот в большом зале Сосьете францэз, под этим светом, под люстрами, прекрасно танцевать! Это был первый мой бал! Как Наташа стоит и думает, пригласит или не пригласит…

 

Эпизод. Ширинский.

Анастасия Александровна смотрит на другие фотографии:

– А это мой муж, тогда он еще не был моим мужем. Ширинский! Из Ширинских – мусульман в Крыму. Он стал очень хорошим техником по починке всех электрических вещей. Так что он открыл свою… такую маленькую… для починок… ателье, в котором он чинил в Бизерте электрические вещи…

– Я здесь 87 лет! В Тунисе! У Туроверова написано: «Напряглись!» Чтоб не стонать! У меня не было русского гражданства, русского паспорта. Я тоже не брала никакой другой и не просила. Я ждала, когда оно придет... Так же, как и мои родители…

 

Разные эпизоды. Русские и тунисцы….

Анастасия Александровна рассказывает о том, как русские работали в Тунисе.

- Не имея гражданства, русские работали землемерами, – жеометр по-французски, – строили дороги, прошагали тунисскую землю вдоль и поперек…

– И даже вот говорили, что если вы видите палатку, то лучше бы знать вам русский язык, потому что это наверняка кто-то из них - русский...

(этот рассказ записан на видео)

 

Эпизоды, в которых создаются образы русских, тунисцев, французов и итальянцев тех лет.

Сахара, песчаная буря, палатка, из нее доносится русская песня…

Русский - киноактер. Съемки французского фильма. Кинокомедия.

Русский открывает балетную школу. Русская дает  уроки  танцев. Первые па балета.

Русский духовой оркестр. На итальянских похоронах.

Русский священник. Идея построить Православный Храм. Во славу Эскадра и Александра Невского.

 

Эпизод. Москва.

 Будни кавалерийского училища в Москве. Алексей Стеценко – лучший кавалерист.

 

Эпизоды. Тунис.

Русский художник Александр Рубцов.

Русский композитор Горчаков

Русская музыкальная школа.

Ученики – тунисские дети.

 

Эпизод.

Москва. Преждевременная смерть Евгения Беренса в 1929 году.

 

Эпизод.

Тунис. Трудная жизнь Михаила Беренса. Его прощание с кораблями. Письмо матери Михаилу Беренсу и его ответное письмо. Размышления о судьбе России.

 

Эпизод.

Украина. Поездка Алексея в Люботин. Дед Лукьян говорит с горечью о событиях в Советском Союзе. Он, большевик, предчувствует беду.

 

Идут титры фильма на фоне дюн пустыни Сахары. Изнурительный труд работающих под палящим солнцем русских и тунисских геодезистов.

 

ХРАМ

 

Седьмая серия фильма.

В ней рассказывается, как была построена русская православная Церковь Александра Невского в Бизерте.

Анастасия Александровна рассказывает:

– В начале тридцатых годов пришла мысль построить этот Храм… в память Эскадры…Собирали деньги…Конечно, в первую очередь, эмигранты давали. Но и французы давали, и тунисцы. И все делалось своими руками…

 

Эпизод. Бизерта.

Русские люди строят Храм в Бизерте. Тунисцы и французы помогают.

Анастасия Александровна рассказывает:

– Как назвать этот Храм? Все мы страдали, зная, как стирается память о тех, которые защищали Россию веками… Сразу пришла мысль об Александре Невском…

 

Эпизод. История России.

На высоком мысу князь Александр Невский с дружиной ждет недругов. Его разговор с дружинникам. На горизонте появляется черная туча. Это крестоносцы вторглись на русскую землю.

 

Эпизод.

 Анастасия Александровна рассказывает (есть документальная видеозапись):

– И вот здесь, как раз за иконой Александра Невского был хор. И много людей пело, и моя мама пела здесь. Ну, она с детских лет пела в церковном хоре, и как пишет Блок:

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, потерявших радость свою…

 

Эпизод.

Москва. Алексей – свидетель разрушения Храма Христа Спасителя.

 

Эпизод. Икона «Тайная вечеря».

Анастасия Александровна рассказывает:

– «Тайная вечеря», которую нарисовала мадам Чепега. Когда приезжал один митрополит, я показала ему эту икону и говорю: «Александра Эрнестовна рисовала «Тайную Вечерю»!» А он сказал что-то вроде того, что у да Винчи, Леонардо да Винчи лучше вышло. Я, что может быть, не по-христиански, сказала:

«Но у нас не было времени так долго ждать. Нам надо было молиться вовремя!»

 

Эпизод.

Севастополь. Сын Евгения Беренса, Николай Беренс, советский морской офицер, на палубе нового советского военного корабля, только спущенного на воду. Поднимается советский военно-морской флаг. Панорама Севастополя.

 

Эпизод. «Верую!»

Православные, мусульмане, католики, протестанты…

Анастасия Александровна вспоминает (ее рассказ снят на видео):

– С шестидесятых годов я одна не могла содержать семью священника. И было тридцать лет перехода пустыни! Так вот, я могу сказать, что помогали все! И у меня… лучше всего… мои три самые большие приятельницы в Бизерте: туниска – мусульманка, две француженки, из которых одна – католичка, а другая – протестантка… За все усилия я так благодарна! И приходил католический священник, и католические монашенки, которые до сих пор здесь живут. И приходили и американцы, и немцы, и голландцы, чтобы показать, что Церковь служит, что Церковь живет!

 

Андреевский флаг в Храме.

Мраморная доска с фамилией Беренса.

Мраморная доска с фамилией Манштейна.

Шкатулка в Храме. В этой шкатулке – горсть севастопольской земли, взятой у стен Владимирского Собора.

Общий вид Церкви Александра Невского в Бизерте. Надпись на Храме:

«Блаженны изгнаны правды ради, яко тех есть Царство Небесное».

Анастасия Александровна:

– Вы знаете, самая дорогая доска – вот эта, мраморная, на которой – имена кораблей, пришедших в Бизерту…

Мы видит названия кораблей.

Звучит церковное хоровое пение.

 

Эпизод.

Советская Россия, тридцатые годы. С коня на мотор. Алексея Стеценко направляют учиться в летное училище.

Голубое небо и в нем советские летчики. Идут титры фильма.

 

Итальянский самолет. С голубого неба панорама на Церковь Александра Невского в Бизерте.  Свист бомбы. Рядом с церковью взрыв, наступает чернота…

 

 

ВТОРАЯ МИРОВАЯ

 

 

Восьмая серия фильма.

Вторая мировая война и судьбы наших героев.

 В этой серии рассказывается о судьбе Михаила Андреевича Беренса,  участника антифашистского Сопротивления, и его смерти 20 января 1943 года, когда уже разворачивались бои в на подступах к городу Тунис. До разгрома немецко-итальянской группировки оставалось всего четыре месяца.

 

Эпизод. Танки.

Кровавый закат под Хаммаметом. Кадры подбитых танков. Тишина.

Голос мужской за кадром: «Есть в Тунисе долина под Хаммаметом. В ней до сих пор все выжжено и ничего не растет. Здесь до сих пор стоят разбитые Шерманы союзников. Их башни и пушки повернуты в сторону моря. Здесь был последний бой Второй Мировой войны в Северной Африке. Но не смогли танки пройти последние километры. Немцы отчаянно сопротивлялись, зная, что проиграли, зная, что обречены.  Среди танкистов-союзников были и русские парни…»

(Для информации: все русские люди в Тунисе – и это факт!- встали на сторону союзников, на защиту России – Советского Союза и сражались с фашистами.

И под Хаммаметом до сих пор стоят основы Шерманов, которые можно снять для фильма).

 

Православный Храм в Тунисе.

Звучит церковное хоровое пение. Панорама по черной мраморной доске в Храме Воскресения Христова с именами русских, погибших в Тунисе во время Второй мировой войны:

ВЪЧНАЯ ПАМЯТЬ

ФЕДОРОВЪ КИРИЛЛЪ

ЮРГЕНСЪ НИКОЛАЙ

ГРУНЕНКОВЪ МИХАИЛЪ

АЛЕКСАНДРОВЪ НИКОЛАЙ

ШАРОВЪ КИРИЛЛЪ

ХАРЛАМОВЪ ГЕОРГIЙ

Русская колонiя Тунизiи своимъ сынамъ, павшимъ на поле брани

1939 -1945

(Для информации: в этой серии мы рассказываем, кратко, о судьбе каждого из них и о судьбах других тоже)

 

Эпизод. 1939 год. Москва.

Советский полковник Алексей Стеценко учится в Академии имени Фрунзе. Его товарищ Александр Галкин, летчик, возвращается из Испании, рассказывает о боях с фашистами, о французах-антифашистах и говорит, что рано или поздно будет война Германии и Советского Союза. Галкин советует Алексею учить иностранные языки.

 

Эпизод. 1939 год.

 Нападение Германии на Польшу. Как герои нашего фильма, живущие и в России, и в Бизерте, реагируют на начало Второй мировой войны…

Первые бомбежки Бизерты.

 

Эпизод. 1939 год. Владимир Пеньяков.

   Русский офицер, эмигрант Владимир Пеньяков, который работал в Северной Африке геодезистом, приходит на призывной пункт в Лондоне, просит записать его добровольцем в английскую армию, а ему, пятидесятилетнему, говорят: «По возрасту не подходите!» Пеньяков уезжает в Египет и там его, знатока Сахарф, арабского языка, принимают в действующую армию,.

 

Эпизод. 1939 год. Коля Юргенс.

 Анастасия Александровна рассказывает, смотря на фото (этот рассказ записан на видео):

– Вот мальчик сидит, это Коля Юргенс, который стал во время войны военным летчиком и пропал… без вести… И он никогда не вернулся из какого-то рейда….

Молодой русский парень Коля Юргенс уезжает из Туниса в Алжир записываться добровольцем во французское военное училище. Первые боевые задания. Первый сбитые нацистские самолеты. Последний вылет…

Голос за кадром: «Его мама Мария Ивановна до самого последнего дня своей жизни часто сидела у берега моря и смотрела вдаль. Она верила, что ее Коленька вернется именно со стороны моря».

 

Эпизод. 1940 сгод. Бомбежки Бизерты.

Анастасия Александровна рассказывает (записано на видео):

– Мы уже переживали войну с тридцать девятого года… Здесь Бизерту страшно бомбардировали. Во-первых, в сороковом году бомбардировали итальянцы, в сорок втором году – бомбардировали американцы. Даже в мой дом снаряд, который где-то прошел….

 

Кинохроника боев в Северной Африке.

Сережа, ее сын, вспоминает (мальчик-актер играет эту сцену):

– Помню, мне петуха подарили, он гулял здесь, в этом саду, направо-налево, как все петухи. И помню все эти взрывы: бум-бам! И я сказал: «Если эти дураки будут продолжать, то они убьют моего петуха!» Земля подрожала, так что мы думали, что и дом на нас свалится… Но я не так боялся, потому что мама наша привыкла не бояться!

 

Эпизоды 1941 год. Великая Отечественная…

 В эпизодах рассказывается, как герои нашего фильма, живущие в России и Бизерте, реагируют на нападение Германии и ее сателлитов на Советский Союз. Советская семья, семья русского эмигранта, тунисская семья, французская семья, итальянская семья.

 

Эпизод. Севастополь 1941 год.

 Николай Беренс, командир советского военного корабля «Перекоп», своевременно получает приказ. Он своевременно готовит свой корабль к встрече возможного врага. И вот - первый налет фашистов на еще спящий Севастополь. Корабли Советского военно-Морского Флота дают должный отпор. Фашисты не прорвались к городу.

 

Эпизод. Бургиба, 1942 год.

Лидер тунисского народа Бургиба пишет письмо из фашистской тюрьмы своим соотечественникам. Он призывает их выступить против фашистской Германии.

 

Эпизоды. Северная Африка. 1942 год.

Полковника Алексея Стеценко со знанием английского и немецкого языков направляют офицером связи в английскую армию в Египет. Он знакомится с русским эмигрантом, полковником Владимиром Пеньяковым, у которого идея - создать «летучие спецотряды» английской армии для действий против фашистов в Ливии. Алексей рассказывает ему эпизоды из боев Красной Конной армии, о тачанках и их боевой силе. Владимир решает вместо тачанок использовать открытые пикапы. Так рождается первый «спецназ», который входит в историю Второй Мировой Войны как «Русская армия Попского».

Алексей получает от Владимира, который нападает ночью на немецкий штаб и захватывает документы, ценнейшие разведданные о задаче Гитлера, поставленную перед Роммелем: разгромить 8 армию англичан, перерезать Суэцкий канал, войти в Ирак и с юга захватить нефтепромыслы Баку.

Сталин получает ту же информацию от Черчилля, сопровождаемую призывом помочь, и понимает, что в данном случае англичане его не обманывают. Упорное сопротивление советских войск заставляет Гитлера бросить танки Тигры, самоходки Пантеры и другую новейшую технику, предназначавшиеся для Роммеля и покрашенные в желтый цвет, под Сталинград. И в ноябре1942 года разворачиваются почти одновременно главные бои двух великих битв  Второй Мировой войны: танковой битвы при Эль-Аламейни и наступление советских войск под Сталинградом.

 

Для информации: в 2022 году будет отмечаться 80-летие этих битв, что уже само собой является важным поводом для создания новых   кинопроизведений.

19 ноября1942 года началось наступление Советской Армии под Сталинградом в рамках операции «Уран».

23 ноября в районе Калача замкнулось кольцо окружения вокруг 6-й армии вермахта.

И в ноябре 1942 года союзники, понимая, что Гитлер не пошлет Роммелю никаких подкреплений,  переходят в наступление. Начинается завершающий этап битвы при Эль-Аламейне— сражения, в ходе которого британские войска под командованием Монтгомери разгромили североафриканскую итало-немецкую группировку Роммеля.

В мае 1943 года бои на Североафриканском театре военных действий Второй мировой войны закончились победой союзников. Капитулировала 150-тысячная немецко-итальянская группировка. В параде Победы, который состоялся в мае в Тунисе, участвовали и русские патриоты, герои этой серии нашего фильма.

Те, кто остался жив.

 

Эпизоды. Великая Отечественная…

Сталинградская битва, окружение и разгром немцев, наступление Советской Армии продолжается.

 

Эпизод. «Икона».

 Судьба иконы Христа Спасителя. Рассказывает Анастасия Александровна (есть видеозапись):

– С эвакуации Одессы… икона была у папы на «Жарком», в его каюте. Папа ее спас из тонувшей баржи… Если посмотреть, видны… остались вокруг головы отверстия от гвоздей. Это был прибит, наверное, золотой венчик… Он сорван! И с тех пор она висела в нашем доме всегда! Я даже под лампадкой иногда кончала свои уроки, потому что мама хотела, чтоб я ложилась спать. Я делал вид, что ложилась, а потом перед лампадкой что-то доучивала… А потом эта икона уже в этот дом попала в тридцать восьмом году…

В ноябре сорок второго года Бизерту эвакуировали. Здесь немцы и итальянцы были до мая сорок третьего года. И квартира была нараспашку, и выбиты стекла, и ставень не было, двери не закрывались… И икону никто не тронул! Она так и осталась висеть! Многое пропало, но икону не тронули!

 

Эпизод. Советские танки.

 Православные христиане в Советском Союзе собирают деньги на танковую колонну.

 

Эпизоды.

 Бои в Тунисе против фашистов, в которых участвуют французы, англичане, американцы, тунисцы, русские…

 

Эпизод. 1942 год. Папа и Бобби на фронте. Анастасия Александровна вспоминает (записано на видео):

– Когда высадились немцы, папа был в городе на границе с Алжирией, откуда шли американцы… Папа сел на велосипед, взял свою собачку Бобика и поехал, а фронт вдоль Меджез эль Баба, границы, держали американцы. И он со своим паспортом русского эмигранта, но с фамилией Манштейн… Ему не пришло в голову, что он – русский для немцев. Это он может быть русским! И едет из американских линий, понимаете? А для тех, которые его пропускали, фамилию Манштейн они хорошо знали, что это был немец, который в России против союзников! А папа очень спокойненько ехал и приезжает домой. Мы ахнули здесь, а он, очень веселый, говорит: «Я показывал – Бобби едет!» А солдаты: «Здравствуй, Бобби!» А потом немцы: «Здравствуй, Бобби!» Как он замечательно смог доехать!

Мы видим, что песик Бобби всю дорогу сидел на очень важном пакете с документами, которые должен был доставить Александр Сергеевич. Когда, добравшись до места, он берет пакет в руки, то видит, что пакет - мокрый. Бобби стыдливо отворачивается…

 

Эпизод. Русская санитарка Шура.

Шура, сестра Анастасии, добровольцем уходит на фронт. У нее – своя санитарная машина, приобретенная на собственные деньги. Она спасает раненых: и союзников, и русских, и немцев. Ее машину с большим красным крестом на крыше бомбят и американцы, и немцы.

 

Эпизод. Последнее письмо Михаила Беренса.

 Алексей всегда имеет при себе письмо Сергея Манштейна. Он помнит, что в Москве Евгений Беренс ему сказал: «Ищи Александра Манштейна в Бизерте!» Но сначала ему надо встретиться с Михаилом Беренсом и получить от него важные новости. Он находит его тяжело больным: в холодном, дождливом январе 1943 года, во время выполнения антифашистской операции Беренс заболевает воспалением легких.

Михаил Беренс сообщает ему, как он может найти Анастасию, и, зная, что Алексей вернется в Россию, просит его передать письмо своей любимой женщине.

 

Эпизод. Встреча Лешки и Насти.

Алексей, тот самый Лешка, и Анастасия, та самая Настя, неожиданно встречаются в Бизерте. Алексей передает семье Манштейн письмо Сергея Манштейна.

Детская любовь вспыхивает снова. Но подлая война снова разлучает наших героев.

 

Эпизод. Коля Юргенс.

 Последний вылет Коли Юргенса. Его самолет подбит, и он направляет его на немецкий танкер с горючим для танков Роммеля.

 

Эпизод.   Восстание советских военнопленных.

В Храме Воскресения Христова в Тунисе есть черная мраморная доска с надписью: ПАМЯТИ СОВЕТСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ, ПОГИБШИХ ВО ВТОРУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ В ТУНИСЕ И ЛИВИИ. ПОСОЛЬСТВО РОССИИ В ТУНИСЕ

Титры: Двадцать тысяч наших соотечественников томились в плену в Тунисе, в немецких концлагерях. В память о них служат панихиды в Храме Воскресения Христова в столице страны, городе Тунис. Здесь же, в столице, – могила последнего командующего Эскадры, контр-адмирала Михаила Андреевича Беренса.

Советские военнопленные в концлагере под Хаммаметом. Они строят укрепления под Энфидой, последней линии обороны немцев. С помощью Французского Сопротивления, патриотов-тунисцев и французов,  они устраивают побег. Встреча с англичанами, отрядом Владимира Пеньякова и русскими эмигрантами, добровольцами в частях Сопротивления. Освобожденные пленные, советские солдаты и офицеры, сразу берут в руки оружие и идут в бой с фашистами.

 

Эпизод. Сражение под Энфидой.

Немецкие солдаты, расстреляв все снаряды, бросаются на раскаленные стволы своих орудий, предпочитая смерть плену.

 

Эпизод. Сражение под Кассерином.

Для американских парней-танкистов – это первое боевое крещение. Они схватываются с бывалыми танкистами Роммеля и погибают. Но немецкий прорыв захлебывается: танки застывают без горючего.

 

Эпизод. Коля Юргенс. Продолжение.

 Коля Юргенс направляет свой горящий самолет на немецкий танкер. Его последние слова: «Россия, прими мой подарок!» Страшный взрыв.

Гусеницы немецкого танка застывают на месте.

 

Эпизод. Сражение под Кассерином. Продолжение.

Немецкий полковник фон Штауффенберг, будущий руководитель «заговора генералов» против Гитлера, тяжело ранен. Его доставляют в немецкий госпиталь в Хаммамете, где его спасает русский доктор, бывший морской офицер. В бреду тяжелораненый фон Штауффенберг проклинает Гитлера. Русский офицер и тунисская медсестра делают все, чтобы его слова никто не услышал. Но Алексей Стеценко узнает об этом от Михаила Беренса и пробирается в Хаммамет, чтобы встретиться с немецким полковником.

 

Эпизод. 1943 год.

Москва. Кинохроника.

Советские офицеры смотрят американскую кинохронику о победе союзников в Тунисе. Алексей Стеценко, который привез эту хронику, рассказывает. «В 1943 году немецко-итальянская группировка капитулировала в Тунисе. Толпы ликующих по случаю изгнания гитлеровцев. Среди тех, кто приветствует победителей, есть и русские, кто остался жив! Многие погибли!»

Среди участников парада, проезжающих на джипах мимо трибуны, на которой генералы Эйзенхауэр и Монтгомери, мы видим Алексея Стеценко и Владимира Пеньякова.

 

Эпизод. 1945 год. Капитуляция.

Сережа, сын Анастасии Александровны, рассказывает (записано на видео):

Дон-дон-дон! «L’Allemagne a capitulé! L’Allemagne a capitulé!» Да, я это отлично помню… А я не понимал это слово, я спросил у мамы, это что значит: «капитюле»?

Вместо мамы ему ответила его бабушка:

- Это значит, что мы, русские, победили! – тихо сказала Зоя Дмитриевна, мама Анастасии Александровны,   и заплакала.

Она повернулась к иконе Христа Спасителя и перекрестилась.

 

Эпизод.

Красный закат в Хаммамете. Застывшие в последнем броске сгоревшие американские танки. Рядом с ними – погибшие танкисты: американцы, англичане, новозеландцы, русские…

Застывшие тела немцев и итальянцев среди руин древнеримского городка под Хаммаметом. Последняя линия обороны. З

вучит русское церковное хоровое пение.

Голос за кадром:

«Есть долина под Хаммаметом. В ней до сих пор все выжжено и ничего не растет. Здесь до сих пор стоят разбитые Шерманы. Их башни и пушки повернуты в сторону моря. Но не смогли они пройти последние километры. Среди танкистов были и русские парни…Кирилл Шаров и Георгий Харламов».

Снова панорама по черной мраморной доске в Храме Воскресения Христова с именами русских, погибших в Тунисе во время Второй мировой войны:

ВЪЧНАЯ ПАМЯТЬ

ФЕДОРОВЪ КИРИЛЛЪ

ЮРГЕНСЪ НИКОЛАЙ

ГРУНЕНКОВЪ МИХАИЛЪ

АЛЕКСАНДРОВЪ НИКОЛАЙ

ШАРОВЪ КИРИЛЛЪ

ХАРЛАМОВЪ ГЕОРГIЙ

Русская колонiя Тунизiи своимъ сынамъ, павшимъ на поле брани 1939 -1945

 

АНДРЕЕВСКИЙ ФЛАГ

 

Девятая серия фильма.

Субтитр: 1956 год. Тунис добивается независимости.

Разные эпизоды. Жизнь Анастасии в Тунисе.

Анастасия Александровна в Бизерте – учительница математики.

Уроки в школе, уроки дома. Среди ее учеников – мальчик по имени Бертран, будущий мэр Парижа.

Анастасия Александровна помогает ему, спасает, лечит, заботится и провожает в последний путь.

 

Эпизод.

Строительство нового Храма в центре столицы Туниса.

 

Эпизод.

Болезнь и смерть Зои Дмитриевны, мамы Анастасии Александровны.

 

 

Эпизод.

1964 год. Смерть и похороны Александра Сергеевича Манштейн.

Анастасия Александровна: забота о живых, забота о храмах, забота о русских могилах.

К Анастасии приезжают ее дочери и внуки.

Ее регулярно посещает Бертран Деланоэ, мэр Парижа

 

Эпизод.

Приезжает на постоянную работу в Тунис отец Дмитрий, православный священник из Москвы. Это решение РПЦ принимает по настоянию   митрополита Кирилла, будущего Патриарха, который, получив письмо от Анастасии Александровны и других русских прихожан, лично приезжает в Бизерту, чтобы встретиться с ней.

К ней приезжают журналисты, о ней снимают фильмы и пишут статьи.

 

Разные эпизоды. Жизнь Алексея в Советском Союзе.

События 1991 – 1993 гг. Крах Советского Союза.

Самоубийство его боевого товарища, Александра Галкина, героя Испании. Тяжелые переживания Алексея.

 

Эпизод. Книга.

Анастасия Александровна начинает писать свою книгу воспоминаний.

(Эта тема - одна из сквозных «красных линий» для всего фильма)…

Голос за кадром:   «Бизерта. Последняя стоянка», книга воспоминаний Анастасии Александровны на французском и на русском языках выдержала уже несколько изданий и награждена Литературной премией Александра Невского.

Голос Анастасии Александровны:

– Я хочу сказать спасибо моим учительницам-француженкам, которые меня научили писать по-французски. Потому что смогла и по-французски книжку написать.

- Почему по–французски?

- Потому что я точно знала, что верила, что книгу во Франции уж наверняка издадут. И ни о чем другом не спрашивайте…

 

Эпизод. 2008 год, Андреевский флаг.

Российские моряки в гостях у   Анастасии Александровны. Она рассказывает:

– Когда сегодня в Бизерту входят корабли под Андреевским флагом, Анастасия Александровна у моряков – самый почетный гость!

Бизерта. Праздник на российском военном корабле «Перекоп»! Голоса: «Бабу! Наша Бабушка!»

Анастасия Александровна:

– Гардемарины сзади держали, другие шли впереди, и я могла летать над «Перекопом»! И такой оркестр играл!

 

Анастасия Александровна передает Андреевский флаг эскадренного миноносца «Жаркий» российским морякам для музея в  Санкт-Петербурге.

 

Эпизод.

Открытие нового Памятника морякам на кладбище Бизерты.

Мы видим надпись на памятнике:

– В память о моряках Русской эскадры и всех российских людях, покоящихся в тунисской земле…

Актриса, играющая Анастасию Александровну, идет по кладбищу. Подходит к могиле своего отца, Александра Манштейна. Цветущая мимоза склонилась над ней.

 

Церемония возложения венков на кладбище Бизерты. Строй российских моряков. Андреевский флаг. Команда: «Смирно!» Лица гардемаринов и офицеров. Анастасия Александровна стоит около памятника русским морякам.

Слова морского офицера:

– Сегодня Анастасия Александровна Ширинская присутствует на этом волнующем событии. Флаг эскадренного миносца «Жаркий» в 1996 году был передан делегацией Санкт-Петербурга, отреставрирован художниками Русского музея и размещен у могилы Кутузова в Казанском соборе. Мы помним эту Эскадру, эскадру державную, несломленную, славную, ушедшую в поход на века…

Анастасия Александровна говорит:

– Корабли специально заходят в Бизерту, чтобы положить цветы на их могилы…, и я…, и перед их могилами проходят маршем под древние русские напевы с Андреевским стягом!

Звучит марш «СЛАВЯНКА». Анастасия Анастасия Александровна с морскими офицерами.

Андреевский флаг в церкви. Церковь, освещенная лучами солнца.

Анастасия Александровна снова вспоминает:

– Печальное 29 октября 24 года… Команда «На флаг и гюйс!»… и через…, через минуту…

Звучит грустная музыка.

Часы в комнате Анастасии Александровны навсегда остановились на 17. 25.

Фотографии моряков и офицеров Эскадры…

 

Эпизод. Увидеть Севастополь!

Анастасия Александровна посещает умирающую женщину, вдову русского морского офицера:

– И я была из последних, которая из Бизерты приезжала к ней. Я говорю: я была из последних, потому что я и оставалась последней… И она меня еще прекрасно помнила с детских лет! И она, меня увидев, вдруг как-то ожила сразу! Меня она узнала! И ее последние слова были: «Ты приехала из Севастополя!»

Она знала, что я в Бизерте живу, но это ушло на задний план. Она видела только Севастополь! И прибавила к этому: «Если бы ты знала, как мне туда хочется!»

Это были ее последние слова…

(Этот рассказ Анастасии Александровны записан на видео)

 

Эпизод. 1923 год, Андреевский флаг.

Михаил Андреевич Беренс рассказывает мальчишкам-гардемаринам Морского корпуса в Бизерте о Севастополе.

На русском военном корабле в Бизерте «Георгий Победоносец» празднуют Рождество.

Анастасия Александровна вспоминает:

– Родители наши каждый год поднимали бокалы: « На будущий год – в России!» – и так ждали годами, так и умирали с достоинством…

– До конца эти люди хотели нам передать русскую культуру! И вот это, может быть, самое утешительное то… в этой трагедии, то, что они передали эту культуру! Они передали! Поэтому каждый из нас, кто может что-то сохранить и передать, тот обязан это сделать!

Анастасия Александровна:

– В измерениях времени семьдесят лет – это ничто! Поэтому наше поколение знало: такая страна, такая цивилизация тысячелетняя, с такими качествами русского народа не может погибнуть!

Анастасия Александровна говорит:

- И вот, когда я осталась одна, из тех, которые пришли сюда. Дожив до 95 лет, сохранив память – мне это было дано для чего? Чтобы я сидела и скучала? Нет!

Анастасия Александровна читает наизусть стихи Бунина:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И роса, и полуденный зной..

День придет – Господь сына блудного спросит:

 «Был ли счастлив ты в жизни земной?»

Цветущий сад в Бизерте.

Цветущий сад в Люботине.

Цветущий сад в Подмосковье.

 

. Мы слышим голос Анастасии Александровны:

– Я перечувствовала такую поэзию Бунина, которая соответствует всей моей жизни! Надо уметь в самых простых вещах чувствовать этот дар жизненный, что вам дано!

(Есть видеозапись этого рассказа Анастасии Александровны)

Идут титры фильма на фоне цветущего сада. Звучит красивая русская морская песня….

На российском военном корабле «Перекоп» в Севастополе поднимается Андреевский флаг. Мы видим Николая Беренса среди других офицеров.

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ

 

Десятая серия фильма.

Эпизод. Российский паспорт.

Приходит день, когда Анастасии Александровне в Посольстве России в Тунисе вручается российский паспорт.

 

Эпизоды. Поездки в Россию и на Украину.

Главная героиня фильма совершает поездку по России, посещает родные места и встречается со многими людьми.

 

Эпизод. «Надо крепиться!» Анастасия Александровна рассказывает:

– Мне до сих пор говорят, а что бы вы… вернулись бы в Россию? Я говорю: «Теперь бы? Если мне было бы тридцать лет меньше!» А то я не могу, понимаете, переходить из одной комнаты в другую, здесь кто-то мне дает… под руку ведут меня. А было бы мне тридцать лет меньше, я бы вернулась! Мне говорят: «А что бы вы делали?» Я говорю: «Что бы делала? То, что мы делали здесь, не имея прав! Мы крепились!»

 

Эпизод. Русский романс.

 В маленьком комнате, за рабочим столом, который всегда служил и столом обеденным, Анастасия Александровна смотрит свои переводы русских романсов и напевает на французском:

– Je revenais chez moi, l’âme chavirée de joie... Parunbonheur…

– Я ехала домой, душа была полна…

Татьяна, еедочь, поет:

– Je revenais chez moi, l’âme chavirée de joie...

Анастасия Александровна:

– Я папе говорила: «Папа, ты поешь это совершенно неправильно. А он мне говорил: « Какая важность! ЗатосвыражениемИяпомню: «Deux guitares derrière les murs…» – этояперевела! – chantaient la detresse… tout mo name est plein de toi… И здесь было «ля» опять…

Татьяна разучивает песню и поет:

– …par un bonheur tout neuf, difficile à comprendre…

Анастасия Александровна поет:

– Очи черные, очи жгучие, очи страстные и прекрасные, как люблю я вас…

(Этот рассказ записан на видео )

 

Эпизод. 2005 год. Кортик.

 Алексей Стеценко в московском квартире. Его внук, журналист Илья Стеценко, пришел проститься с дедом: его направляют на работу журналистом в Тунис:

-   Это хорошо, что ты едешь в Тунис, - говорил дед. -   Помнишь, я тебе рассказывал, что тогда… в двадцатом году… меня подобрали… раненого… на Перекопе и отправили в госпиталь. Ты знаешь, кто меня спас…

 

            Видения Алексея, когда он раненым лежал на промерзшей перекопской земле: офицер, который делает ему перевязку, кортик, который он вкладывает в карман Алексея…

- Возьми кортик и передай.

- Кому, деда?

- Анастасии Александровне Ширинской–Манштейн. Она живет в Бизерте, в Тунисе есть такой порт… Скажи, что от меня…

 

 

Эпизод. 2000 год. Бизерта.

Илья приезжает в Тунис и посещает Анастасию Александровну в Бизерте. Передает ей кортик. Говорит, что дед ее помнит, но очень болен. Анастасия Александровна не принимает подарок: «Пусть этот кортик хранится у Алексея Лукича!» На недоуменный взгляд Ильи она отвечает: «Я надеюсь его увидеть живым! А к вам у меня просьба... Прошу вас съездить в Рубежное и привезти…! Вот, я нарисовала, где взять…»

 

Эпизод. 2009 год. Москва.

 Кинорежиссер В.П. Лисакович говорит журналистке о России, ее великом Прошлом и великом Будущем.

 

Эпизод. 2000 год. Встреча в Хаммамете.

 В Тунис к своему внуку Илье приезжает дед, Алексей Стеценко. Он снова встречается с Анастасией Александровной.

Они сидят в шезлонгах на берегу моря и вспоминают. И улыбаются…

Им есть что рассказать друг другу…

 

Голос за кадром читает письмо. Мужчина пишет женщине о любви. И мы понимаем, что это письмо Михаила Андреевича Беренса Любимой женщине.

 

На фоне голубого моря идут титры фильма…

 

После титров мы видим снова улыбающиеся лица Насти и Лешки в цветущем саду. Смех становится все тише, изображения молодых счастливых лиц исчезают в этом буйстве весенних цветов…

 

На экране появляется слова стихотворения, которое читает голос за кадром:

 

О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской - их нет.
Но с благодарностию – были».
Василий Андреевич Жуковский

 

 

Эпизод. «Эпилог. ВОЗВРАЩЕНИЕ ЭСКАДРЫ»

Титр:
 «Ноябрь 2020 года».

Стоявшие  в севастопольской бухте  военные корабли  под флагами России погрузились в ночную тишину. Аркадий Саркисов, вахтенный начальник крейсера "Москва", поднялся на мостик. Наползал густой предрассветный туман. Офицер вошел в рубку, сел на диванчик, раскрыл книгу «Бизерта. Последняя стоянка» Анастасии Александровны  и продолжил чтение эпопеи эсминца «Жаркий».  Но усталость после трудового дня взяла верх ...

Пальцы разжались, книга опустилась на стол. Лейтенант задремал…


Вдруг он вздрогнул. По севастопольскому рейду явственно прокатился гул орудийного  выстрела.
Лейтенант выбежал на мостик. Что за дьявол?! Бухты не узнать... В глубине силуэты кораблей, вспышки залповых огней. Офицер схватился за бинокль. С противоположной стороны, с моря, прямо на него выплывала из тумана колонна кораблей. На мачтах развеваются Андреевские флаги! Свои! Вот отчетливо обозначился головной корабль. Лейтенант узнал его по фотографиям из книги: это эсминец «Жаркий»! На мостике -  командир корабля старший лейтенант Манштейн.

 Да, это он! Улыбается и машет рукой.
- Караул и музыканты наверх! - успела только мелькнуть мысль в голове лейтенанта. Эсминец «Жаркий» медленно прошел вглубь бухты, следуя к месту своей стоянки. Той самой стоянки, от которой он ушел на буксире в Черное море…
Из мглы выплыл новый корабль –  «Беспокойный». За ним -  эскадренные миноносцы «Капитан Сакен», «Дерзкий», «Гневный», «Поспешный», «Пылкий», «Цериго», «Звонкий», «Зоркий». Появились силуэты огромного «Кронштадта», линейного корабля «Георгий Победоносец», крейсера «Алмаз»…

Перед лейтенантом - канонерские лодки «Грозный» и «Страж», подводные лодки «Тюлень», «A.G. 22», «Буревестник», «Утка», на которой гордая фигура Нестора Монастырева, летописца Русской эскадры......
Из тумана выдвинулись огромные грозные  башни главного калибра «Алексеева». На его борту  в строю стоят молодые гардемарины: в Севастополь возвращается Морской корпус.
Приблизился «Генерал Корнилов»: адмиралы Кедров и Беренс с другими морскими офицерами стоят на мостике   крейсера и отдают честь  родным берегам...
Зазвучали аккорды «Славься»...
Дрогнул древний колокол Херсонеса, загудели колокола Владимирского собора. Раздался перезвон севастопольских, санкт-петербургских, московских, киевских, минских  и других православных  соборов и церквей. В Севастополе горожане, радуясь и приветствуя друг друга, устремились к Графской пристани и набережным...
Родина получила весть о возвращении Русской эскадры из изгнания...
И вдруг из тумана -  новая колонна!    Знакомые до боли силуэты советских линейных кораблей "Севастополь", "Новороссийск", крейсеров "Дзержинский", "Михаил Кутузов", "Нахимов", "Красный Кавказ", "Красный Крым", "Куйбышев", "Керчь", "Слава", "Фрунзе"...На этих кораблях сражались с фашистами советские офицеры и матросы…
Развеваются советские военно-морские и Андреевские флаги...
Торжественный благовест…
Колонны  кораблей проходят одна за другой, это видения истории России,  и исчезают в густеющем тумане Севастопольской бухты...


Настойчивый, пронизывающий   металлический звон разбудил вахтенного начальника. Аркадий Саркисов пришел в себя и прислушался. Судовой колокол отбивал шесть часов утра. Лейтенант вышел на мостик.
Та же  Графская пристань,  еще залитая электрическим светом, над которой развевается Андреевский флаг    рядом  с  флагом Советского Военно-Морского флота. В утренней дымке вырисовываются белые силуэты старых фортов, помнящих отгремевшие  войны,  строгие линии военных кораблей России.

И  просыпающийся к новому дню Севастополь, город Русской Славы...

Со стапелей спускается в море новейших российский фрегат с названием «ЖАРКИЙ».

Камера панорамирует на девочку, которая держится за мачту и кричит «Россия услышала меня!»

 

Идут титры…

 

 

 

Автор сценария - Николай Сологубовский.

Москва – Тунис – Бизерта – Рубежное – Харьков – Люботин – Севастополь - Хаммамет.

1985 -2019 гг.