По мотивам отрывка из романа В. Удода
На модерации
Отложенный
Дорогие участники ТМВ.
Это не пародия.
Прочитайте очень хороший отрывок из книги Владимира Удода "Жук".
Владимир позволил мне взять эпизод из отрывка для моего классического рассказа. Это художественный вымысел, это самостоятельное произведение, как Вы увидите, с вымышленными завязкой кульминацией и развязкой.
***
РАСПЛАТА
Солнце клонилось к горизонту, но летний зной ещё сохранялся. Красиво огибая небольшую деревню, река неторопливо несла свои воды, журчала на перекатах, шепталась с берегами. Плавно раскачивались ветви плакучей ивы, склонившейся над рекой.
Под ивой разместилась молодая пара: юноша сидел прислонившись к дереву, а девушка лежала рядом, играя с низко-склоненными ивовыми веточками.
Вдруг со стороны деревни послышались какие-то крики. Парень насторожился и прислушался.
-Что там? - спросила девушка.
-Не знаю? Может быть, опять воры?
-Какие воры?
-Ты разве не слышала, у нас в деревне объявились воры. Среди бела дня при живых хозяевах из домов исчезают деньги и ценные вещи. И при этом никто ничего не помнит.
- Ужас какой, - охнула девушка, прижавшись поближе к парню.
Людмила подметала пол в избе, когда в дверь тихо постучали.
- Заходите, - крикнула хозяйка.
В комнату вошли две цыганки: одна повыше и помоложе в красивом цветастом платье, вторая уже совсем немолодая, седовласая в тёмных одеждах.
- Хозяюшка, красавица, - запела молодая. - Позолоти ручку. Все расскажу, что было и что будет. Отвернётся ли муж к девице, иль сама кому дорогу перейдёшь.
-Да Бог с вами, добрые женщины, ступайте своей дорогой, нет у меня денег совсем, - Людмила ответила цыганке.
Но та что постарше решительно подошла к ней, схватила ее за руку и глядя в лицо быстро заговорила.
- Все скажу, красавица, всю правду расскажу, ничего не утаю. Судьба у тебя сложная будет. Ох, сложная! Отвернётся от тебя муж твой, отвернётся. Недобрые люди...
Цыганка крепко держала хозяйку за руку и смотрела ей прямо в глаза, проникновенно повторяя одни и те же фразы о том, как она расскажет всю правду и ничего не утаит.
Под ногами у Людмилы мягко и сладко поплыла земля. Голова закружилась. А на сердце так легко и хорошо стало, что она и забыла, как собиралась на дверь указать гостям непрошеным. Тем временем молодая цыганка лазила по столам и шкафам, ища деньги и ценные вещи.
Неожиданно со стороны входной двери послышался странный шорох. Обе цыганки повернули головы и замерли.
На пороге стоял огромный чёрный пёс. Шерсть на загривке и по всей спине вздыбилась, глаза горели зелёным ядовитым огнём, из оскаленной пасти текли слюни.
-Дьявол! - вскрикнула молодая и выронила из рук Людмилину шкатулку. Она с грохотом упала на деревянный пол, со звоном покатились стеклянные бусы и обручальные кольца.
- Волкодав, бешеный! - с ужасом прошептала старуха.
От чёрной собаки к ней шёл такой леденящий страх, что она не могла двинуться и замерла недвижимо как статуя.
Потом она собралась с силами оттолкнула руку Людмилы, которую все это время держала в своей руке и попыталась что-то нащупать в кармане юбки.
Пёс, заметив ее движение, в один прыжок оказался рядом с ней и схватил за руку. Хрустнули кости. Старая женщина истошно заверещала и с силой вырвала руку из страшной пасти. Молодая воровка, бросив все свои котомки, бросилась из дома. Вслед за ней выбежала с надрывным криком старая цыганка.
Людмила пришла в себя. Увидев залитый кровью пол, она посмотрела на собаку. Вся пасть в крови, а в зубах что-то блестело. Женщина наклонилась поближе к собачьей морде, охнула, схватилась за сердце, и грохнулась без сознания.
Когда до мужа Людмилы по деревенскому телеграфу быстро долетело , что его жена мертва, а этот мохнатый чёрт Жук к ней никого не пускает,
Гаврила бросил все дела и рванул домой.
Возле дома стояли соседи, встревоженно перешептываясь. Войдя в дом, хозяин увидел лежащую в крови на полу жену и собаку, положившую кровавую морду ей на живот.
-Господиии! - заревел как медведь Гаврила. - Жук, что здесь случилось?
Собака встала, подошла к хозяину и положила перед ним что-то непонятное.
Мужчина присел, чтобы лучше разглядеть. Когда Гаврила понял, что принёс ему Жук, его, крепкого деревенского мужика, чуть не вырвало. На полу, тускло поблескивая золотым кольцом, лежал человеческий палец с длинным почерневшим ногтем.
- Мать твою! Это что такое? - заорал Гаврила, обращаясь к собаке.
От его крика пёс прижал уши, а Людмила жалобно застонала.
- Людочка, родная моя, жива!
Слезы заблестели на лице мужчины, он рванулся к жене, поднял, уложил на кровать.
- Люда, Господи! Как ты меня напугала. Я думал тебя убили. Что здесь случилось?
Людмила какими-то пьяными глазами смотрела на мужа. Потрогала голову, нащупала здоровенную шишку на затылке, поморщилась. Потом огляделась, ещё раз взглянула на мужа и спросила.
- Гаврилушка, у меня сильно болит голова. А откуда здесь кровь?
Деревенские потом рассказывали, как из дома Гаврилы вылетели две цыганки с криками: Дьявол! Дьявол! Они со скоростью звука пронеслись вдоль деревни и скрылись в ближайшем лесу. В их брошенных в доме котомках обнаружились все пропавшие ценности деревенских жителей.
А у Гаврилы с Людмилой по осени пропал Жук. Поговаривали, что его отравили. Но тела собаки никто не видел. Возможно, Жук ушёл в лесную чащобу, да там и сгинул.
Весной же, когда оттаяла и вскрылась река, на одном из перекатов обнаружили обезображенное тело старой цыганки. На правой руке у неё не было указательного пальца.
Комментарии
Но это уже нечто другое. Отдельное.
Рассказ понравился. Хотя, жутковато немного.
Это эксперимент:)
Мне трудно оценивать Ваш рассказ, Елена, потому что я знаю подлинную историю. Поэтому с интересом почитаю мнение коллег.
Попробуйте абстрагироваться от Вашей истории:)
Я это очень хорошо знаю. Писать реал, особенно свой и переживания свои, очень легко. А вот для вымысла нужно вдохновение или стимул.
Когда-то , говорят, Л.Толстой сказал о творчестве Л.Андреева - Он пугает, а мне не страшно.. А меня Л.Андреев не испугал, он меня ошеломил. И Рассказом о семи повешенных и Жизнью Василия Фивейского, и многим другим..
Уважаемая Елена, прошу Вас, бросьте Вы это волынку с кульминациями и развязками. Пишите просто, чтобы люди были ошеломлены и не могли оторваться от чтения. Чтобы они или смеялись от вашего рассказа, или плакали..
Я думаю это Вам по силам. Не обижайтесь.)
Большое спасибо за честное мнение. Это очень важно для меня.
Но Вы меня не знаете.
Я слабый писатель. Пытаюсь научиться писать рассказы. Если я не пройду обязательную стадию понимания правильной конструкции классического рассказа и его воплощения в текст, мне никогда не стать лучше. Пусть я пишу ещё слабо сейчас, но я пишу правильно. А со временем придет опыт и лёгкость, я надеюсь.
Это как готовить блюдо. Сначало вы готовите по рецепту, а потом, когда основы пройдены, уже начинаете добавлять что-то своё:)
Согласны?
Возьмите русскую песню "Хуторок" - готовый триллер и переложите её в рассказ. Будет здОрово.:-)
Сергей, а Вы пишете прозу?
Присоединитесь?
В самом тексте довольно много штампов, просвечивает и Гоголь с "несущим свои воды" Днепром, и "Собака Баскервилей"...
В т.н."завязке" парень с девушкой потом исчезают бесследно, зачем они были? Я бы начала сразу с "Гаврила, беги домой, Людку твою уби-и-или!", он прибегает, видит ужасную картину, потом Людмила приходит в себя, рассказывает, что случилось. В конце сообщение об отсутствии пальца у утопленницы уже не производит эффекта. Если бы её, например, поймали на очередном воровстве, это бы пригодилось)
Елена, мне, как и Сергею, кажется, что Вам мешает увлечение теорией. Рецепты блюд с фантазией тоже интереснее, чем то, что делают все вымеренно до грамма)
Зачем на чужой сюжет? Мне кажется, что не всем понятно, почему я так выделяю термин "классический рассказ" и малая форма. Владимир согласился с моим призывом, но поставил не произведение малой формы, а отрывок из романа. Что не есть рассказ. Это отрывок из большой формы.
Именно поэтому я предложила ему написать два рассказа, основанных на отрывке его романа.
Написала я его примерно за один час, специально акцентируясь на чётких завязке, кульминации и развязке. Целью была структура.
В той форме, которую Вы предлагаете нет завязки. Конечно, так можно писать, но я пока к этому ещё не готова. Слабый я писатель:)
Теперь яснее? :))
Ляля, меня как-то озадачивает отрицание структуры классического рассказа многими участниками сообщества.
Почему?
Ведь это все равно, если бы поэты мне сказали, не учи теорию стихосложения,
Рифмуй как в голову придёт и все у тебя получится.
Ляля, Вы пишете стихи. Я заглянула. Вы учили теорию стихосложения? Или пишете как в голову придёт?
В литературном произведении главное - посыл, что человек хочет сказать миру, зачем вообще тратит своё и чужое время. Техника - необходима, это как бы само собой, неграмотная неряшливая речь - неуважение к читателю.
Ну, и когда " по учебнику" - скучно, имхо в квадрате, я всегда предпочту индивидуальность канонам. Я люблю подтескты, "двойное дно", намёки и загадки для читателя, открытый финал и т.п.
Вы спросили про меня, я не учила теорию стихосложения ) Иногда заглядываю узнать что-то конкретное, если нужно (например, сколько слогов в хокку). Я и рассказы иногда пишу, "Портрет Марты" вышел в финал международного конкурса при Лондонском издательстве.
Я ведь уже давно пишу прозу, мемуарно повествовательную, как в голову придёт. И только, когда пошла на классы, поняла как много времени потеряла.
Мой бывший учитель по прозе советовал побольше отрываться от реала, для начала держать жёсткую форму рассказа (так легче) и развивать художественный вымысел. И он прав, я это тоже знаю.
Сюда я пришла не выставлять законченные произведения, а оттачивать перо, выдумывать, пробовать. Найти соратников по прозе.
Ведь лозунг ТМВ:
"Твори, выдумывай, пробуй... "
Но у меня создаётся впечатление, что это не приветствуется, не пойму пока почему. Возможно, здесь не рады новичкам. Посмотрим.
Зайду к Вам почитать рассказ:)
Почему такая оппозиция.
Иногда критические замечания, наоборот, убеждают автора в своей правоте. Помните, как в "Служебном романе" про сапоги: "Слишком вызывающе!"- "Да? Хорошие сапоги, надо брать!")))
Я понимаю, что ты согласился на просьбу Елены, но я не думаю, что ты ждал такого результата... А помочь...так от помощи не откажется наше сообщество. Пусть Лена разместит своё произведение, напишет - к обсуждению, и мастера откликнутся, выскажут предложения, замечания. Возможно у Елены самой появятся просьбы к определённым сообщникам, через личные сообщения. Вариантов много. Мы все прошли эти пути. И я согласна, Володя, с тобой: пусть набивает руку, ищет свой стиль...разве кто-то против. Удачи Елене!