Что такое деградация

В каком-то посте я упомянул о деградации — и какие-то из комментаторов привели странный пример, как они понимают это слово: деградация, дескать, это когда уменьшаются доходы граждан. Ну вы поняли — всё строго по лекалам рыночной демократии, монетизация всего.

А вот ведь ничего общего. Деградация сложной системы — это уменьшение не ценника, а ее сложности, то есть числа частей, их разнообразия и связей между ними.

Но лучше конкретный пример. В старом книжном шкафу, куда я давным-давно не заглядывал, я нашел книгу Игоря Россоховатского практически со всеми его рассказами. Россоховатский был украинским писателем-фантастом, относился скорее ко второму эшелону и писал несколько занудно. У него была одна тема, вокруг которой крутилась все время его мысль, и к этой теме он подходил с разных сторон, откусывал по кусочку, осмыслял и записывал.

Волновало его будущее человечества. Он считал, что в нынешней биологической форме человеку не светит ничего, и магистральное направление — создание искусственных кибернетических организмов, сигомов, как он их называл, которые смогут сами себя менять по вкусу.

А дальше всякие аспекты этой темы. Как лучше подойти технически, стоит ли добиваться биологического бессмертия, где лучше применять сигомов, как люди будут на них реагировать, какие изменения в обществе это произведет — и т.п.

Книжка издана в Киеве, в 1989 году, а купил я ее в Донецке, в книжном магазине. Тираж 100 тысяч экземпляров.

Прошло тридцать лет.

Теперь в Киеве о будущем не думают. Таких книг не пишут и не печатают. И в Донецк не привозят. Ничего этого теперь нет. В лучшем случае, может, перевели какого-нибудь западного трансгуманиста — и то сомневаюсь.

И если советские издатели знали, что на Украине найдется сто тысяч человек, которым тема постчеловека интересна, то сегодня я сомневаюсь, что смогу легко найти вна Украине хоть кого-то, кто бы понял, о чём вообще речь, и с кем можно в принципе обсудить подобные темы.

Вот это и называется деградацией.