Безвиз по-японски: туристы-реваншисты

Гуманная практика советского правительства, позволявшая японцам посещать могилы их родственников на территории Курил, не оформляя для этого визу, оборачивается ныне неприглядной стороной. Японские радикалы используют разрешение на «безвиз» в качестве лазейки для пропаганды идеи «возвращения северных территорий».
Еще более отвратительно выглядят продолжающиеся акции по идеологической обработке российских граждан, посещавших Японию. Туристические группы в рамках всё той же программы «безвиза», прибывающие в Японию с Курил, специально обученными пропагандистами подвергаются идеологической атаке. «Четыре северных острова — территория Япония. Почему там живут русские?» — вот один из текстов, украшающих печатную продукцию реваншистского толка.
Напомним, что идея «безвизовых» обменов родилась в ходе посещения Михаилом Горбачевым Японии с официальным визитом в апреле 1991 года, и ее реализация стала символом подвижек в сторону улучшения советско-японских отношений. Такое решение явилось определенной победой японской стороны, ибо, пусть косвенно и на принципе взаимности, но Москва признавала южные Курилы, на которые упорно претендует официальный Токио, особой территорией.
С другой стороны, конечно же, принятое решение отвечало интересам и чувствам бывших жителей Курильских островов, обращавшихся с просьбами позволить им регулярно посещать могилы погребенных на островах родственников. С учетом особого отношения японцев к поминовению усопших введенный «безвизовый» порядок являлся гуманной мерой, против которой трудно возражать, особенно учитывая весьма преклонный возраст бывших японских жителей Курил.
Заметим, однако, что сложности с посещением могил создавались не советскими, а японскими властями. Москва не препятствовала посещению Курильских островов гражданами Японии на обычных основаниях, при получении советских въездных виз в установленном порядке. Проблема состояла в том, что МИД Японии фактически запрещал японцам в установленном порядке посещать эти территории, считая их «своими». Получение же советских виз рассматривалось японскими политиками и чиновниками как признание суверенитета СССР над Курильскими островами.
Хорошо зная ситуацию с «безвизовыми обменами», легко согласится с тем, что японское руководство по-своему трактует жест доброй воли России и использует его для лоббирования своих реваншистских взглядов.
Если в первые годы после начала таких обменов японская сторона проявляла заботу о том, чтобы воздерживаться от прямой пропаганды притязаний на острова среди их жителей, то в последнее время всё больше сообщений о том, что такая пропаганда активизируется.
Предполагалось, что большую часть туристов с японской стороны будут составлять бывшие жители указанных островов и их родственники. На практике лишь малая часть из японских туристов стремится посетить памятные для них места. Большинство из них пользуется данной возможностью в угоду своим политическим амбициям. Так, например, в июне 2003 г. на Курилы прибыла делегация из 65 человек. Только трое из них бывшие жители Курильских островов, остальные — депутаты парламента Японии, сотрудники МИДа, журналисты, функционеры японских так называемых «неправительственных организаций», а также активисты реваншистских движений», — отмечается в статье «Русской весны».
И среди них непременно присутствует «специалист по работе с русскими», исключенный из партии и депутатского корпуса, а затем отбывший тюремный срок за коррупцию при оказании японской «гуманитарной помощи» жителям Курил, называющий себя «пожизненным политиком» Мунэо Судзуки, нацепляющий при поездках в Россию значок действующего депутата японского парламента и в качестве «известного политического деятеля» получающий аудиенции у губернатора Сахалинской области и раздающий как «ближайший советник премьер-министра Японии» интервью ведущим российским СМИ.
Многие из таких пропагандистских «поделок» доводилось держать в руках — надувные глобусы с замазанными краской в цвет Японии Курильскими островами, а то и Южным Сахалином, шариковые ручки, открытки, пачки сигарет и даже конфеты-драже для детей с изображением «японских северных территорий» и соответствующими лозунгами и призывами.
Хотелось бы надеяться, что среди запланированных к обсуждению вопросов российская сторона обратит серьезное внимание на превращение «безвизовых обменов» из гуманитарных мероприятий доброй воли в откровенно пропагандистские акции, направленные на разложение наших людей, обращение их в участников по сути реваншистской кампании «за возвращение северных территорий». А то ведь всё это походит на какую-то локальную финансируемую из бюджета Японии «цветную революцию» на Курильских островах.
Комментарии
- Пил
- Где Курилы?