Венесуэла. Новый уровень
В Венесуэле курс местной валюты пробил очередной уровень и вышел на девятизначные величины - боливар котируется к доллару как сто миллионов к одному. Буквально два месяца назад в начале ноября он составлял 24 миллиона за доллар, а начинался 2018 год со скромных 50 тысяч. Такими темпами мы увидим к концу года миллиард за доллар, а в следующем неизбежно в ход пойдут триллионы. Попытка провести деноминацию фактически провалилась - новые деньги обесцениваются слишком быстро, так что в ходу в основном деньги старого образца, по ним и идут расчеты.

Понятно, что венесуэльцы могут об инфляции только мечтать - они попали в гипер, из которого экономического выхода нет, проблема решается исключительно политическими инструментами - либо введение нынешними властями жесточайшей диктатуры с тотальным контролем цен и отправкой в лагеря всех, кто рискнет нарушить директивные указания по контролю за ценами и валютному контролю, либо через снос нынешней власти с последующим периодом точно такой же диктатуры, но под другими лозунгами и с другими исполнителями.
Хоть как - но вариантов у страны уже нет, никакие реформы здесь не работают, система требует полной перезагрузки.
На самом деле антикризисные мероприятия по своей продолжительности займут (если, конечно, их проводить качественно и с пониманием всего комплекса вопросов) не такое уж и продолжительное время - острая фаза может занять от силы полгода-год, постепенный переход к нормальной ситуации - еще года три.
Проблема в том, что нынешняя власть не может пойти на подобного рода шаги - сейчас Венесуэла управляется исключительно штыками и страхом. На штыках сидеть невозможно, хотя править какое-то время - вполне. Поддержку режим Мадуро имеет только в среде люмпенов и маргиналов - у них вообще ничего нет, поэтому терять тоже нечего, а власть бросает им хоть какие-то объедки. Всё остальное население решает только один вопрос - куда и когда бежать. Торговля умерла - в подобных условиях ни производить, ни торговать невозможно, страна существует в системе распределения, товары беспощадно разворовываются всеми причастными к их движению, преступность зашкаливает. Каракас и раньше был предельно рискованным местом в плане криминала, сегодня он бьет все рекорды, которые, впрочем, остаются неизвестными - полиция практически не регистрирует преступления за исключением небольшого списка.

В общем-то, в Венесуэле сложились все предпосылки для разрешения кризиса сугубо по-латиноамерикански - через военную хунту. Любой сержант, захвативший сегодня местный телецентр и президентский дворец, будет воспринят населением с воплем облегчения. Весьма возможно, что подобые сюжеты начнут в скором будущем происходить. о всяком случае, Мадуро в очередной раз обвинил США в подготовке военного переворота в стране. По-видимому, основания опасаться у него есть, хотя как раз Штатам в этой ситуации ничего делать не нужно - сам Мадуро делает для сноса своего режима всё возможное. Зачем Штатам напрягаться?
Комментарии
Что до населения Венесуэлы, то оно сокращается и без Чубайся за счет вымирания без лекарств и массового исхода из зачумленной Чавесом и Мадуро территории.
Пока западные компании обрывали последние связи с режимом Мадуро, российская госкомпания расширяла местный штат и покупала новые помещения для своего офиса в Каракасе (по разным оценкам, на его содержание «Роснефть» тратит порядка $100 млн в год).
С покупкой TNK-BP в 2013 году «Роснефть» получила дополнительные доли в венесуэльских нефтяных месторождениях. Впоследствии российская госкомпания вложила в несколько СП $2 млрд. Еще $6 млрд «Роснефть» потратила на предоплаты по поставкам венесуэльской нефти.
Роль российской поддержки растет на фоне того, что другой крупный партнер, Китай, приостановил кредитные линии Венесуэле из-за невыплат. Ирония в том, что «Роснефть» сама сильно зависит от Китая — чтобы погасить полученные ранее кредиты на $35 млрд, Россия будет вынуждена еще много лет поставлять нефть китайской CNPC на невыгодных для себя условиях."