Этот путь придется пройти
На модерации
Отложенный
17 января президент Дмитрий Медведев на встрече с руководством обеих палат Федерального собрания заявил о необходимости давать должный отпор проявлениям национализма. Чтобы это сделать, по словам Президента, "особое внимание должно уделяться русской национальной культуре". Своим мнением о национальном вопросе с Русским Журналом поделился Матвей Ганапольский, культовый российский журналист, общественный деятель, ведущий радиостанции «Эхо Москвы».
Одна из основных задач, которые решает государство – это равновесие в обществе. Это равновесие социально-экономическое, то есть это равенство и стремление к тому, чтобы между самыми бедными и самыми богатыми не было зияющей пропасти. Это политическое равновесие, прописанное в Конституции. И это, конечно, равновесие национальное. У нас живет 124 нации, и они требуют особого внимания. Вот почему, говоря, что мы боремся с национализмом, по сути, президент Медведев выдвигает программу. Он показывает всему обществу, на чьей он стороне. Это значит, что он на стороне общемировых и общеевропейских ценностей. А именно: нет хороших и плохих наций, есть люди здоровые, а есть - с больной головой, которые видят все вокруг неудачным ровно потому, что рядом с ними живут представители другой национальности.
Возьмем показательные примеры. Вот Индия. Индия вся поголовно говорит не только на своих бесконечных наречиях, количество которых бессметно, но и на английском языке, который остался от Британии колониальных времен. То же самое, например, в Пакистане. Но, замечу, ни Индия, ни Пакистан не потеряли, собственно, своей культуры. И когда мы смеемся, например, над фильмами Болливуда, надо заметить, что Болливуд не превратился в Голливуд, а так Болливудом и остался. Культуре наша, как и язык - это определенный мостик связи всех национальностей, которые живут на территории Российской Федерации. Это, если можно так сказать, забота о лодке, об общей лодке, в которой мы плывем. Поэтому президент прекрасно знает, что русская культура занимает главенствующее место в Российской Федерации. Он говорит крайне важные вещи. Другое дело, что наблюдается некая трудность... Президент говорит. А что получается потом из его призывов, из его указов?..
Поэтому, конечно, хотелось бы большей последовательности. Хотелось бы, чтобы за словами следовали бы и дела.
Вопрос о создании структуры в духе министерства национальностей дискуссионен. У меня, например, по этому поводу нет своей точки зрения. Министерства, как мы знаем, никогда не определяли собственно жизнь. Ведь министерство – это не более чем структура, которая проводит в жизнь при Советском Союзе идеи коммунистической партии, а сейчас – идеи демократически избранного президента. Если Медведев считает, что подобные министерства создавать не надо, значит, он, как президент всех абсолютно россиян без исключения, видимо, чувствует и видит, что вопрос межнациональной гармонии можно решить без создания министерства, где будут бегать чиновники, у которых будут высокие зарплаты, а у чиновников будут секретари, а у секретарей будут помощники, и куча денег будет идти туда.
Поэтому, по всей видимости, у Президента Медведева есть ответ, как достичь межнациональной гармонии и без создания профильного министерства.
В проведении национальной политики в нашей стране многое упущено. В истории России было довольно много ступенек, идущих вниз. Во-первых, чеченские войны, которые, так или иначе, противопоставляли чеченцев и другие национальности, хотя, по сути, чуть не переросли в российско-чеченскую войну. Многие ее так и называют. Это ужасно, потому что, по сути, русско-чеченская война была гражданской войной. Это была война граждан одной и той же страны, только разных национальностей, что, конечно, нормальным не назовешь.
Тяжелейшую проблему подбрасывает и сама жизнь в лице многочисленных мигрантов, легальных и нелегальных, которые приезжают сюда и которые, фактически убегая от тяжелейших условий в своих странах, пытаются в России найти свой второй дом. И здесь, конечно, очень многие граждане забывают, что они не живут на своей территории в пятом поколении, а в основном-то они тоже мигранты, только в советские времена подобных мигрантов называли "лимитчиками". Но граждане часто это забывают, и им все равно, кто будет мести улицы. Эту малоквалифицированную работу они и сами исполнять не хотят, но их одновременно раздражает какой-то нерусский, который это делает, и тогда появляется вот это словосочетание, которое пока что достаточно тревожно и звучит так: «Понаехали тут». Это, на мой взгляд, лакмусовая бумажка отсутствия здоровья в межнациональных отношениях. Вот это две главные проблемы.
Медведеву или любому другому человеку, который придет к власти в 2012 году, предстоит в какой-то степени, как это ни странно, бороться с устоями внутри самого российского общества. А именно, я бы так сказал, с менталитетом вчерашнего дня, с неприятием чужака. И выступление президента Медведева и его призыв, который мы услышали, лежат в русле модернизации в широком смысле, только межнациональные отношения не изменишь, предположим, построением или устранением какого-то министерства.
Секрет гармонии в межнациональных отношениях лежит, с одной стороны, в экономике и в политике, а с другой - в душах человеческих, в том слове, которое называется «толерантность». Когда мы говорим про Запад, то мы знаем, что там, в Америке, толерантность рождена отпором, который мог дать любой американец другому присутствующим у него оружием, поэтому все немножко боятся. Европа прошла через кровавейшие войны, прежде чем объединилась в Объединенную Европу, состоящую из 400 миллионов человек и 27-ти государств. А вот Российская Федерация, видимо, переживает такой внутренний надлом, какой-то определенный кризис, я бы так сказал, самоидентификации себя как многонационального общества. Но этот путь придется пройти.
Комментарии