Марксизм в России. Ленин.(окончание)

На модерации Отложенный

Особое место в наследии Ленина занимают его предсмертные статьи, написанные с 23 декабря 1922 года по 2 марта 1923 года и опубликованные в доступной широким массам печати только в 1956 году после 20 съезда в годы «хрущёвской оттепели». Это свидетельства личной трагедии, признание ошибок, в чём-то смена взглядов и попытка что-то изменить.

В «Письме к съезду» (которое соратники назвали политическим завещанием) написанным в конце 1922 года и зачитанном в 1924 году Н.К Крупской  на 13 съезде РКП(б)  Ленин так и не назвал своего преемника. Оценки он даёт нескольким возможным, прежде всего Троцкому и Сталину, отмечая их недостатки. (Некоторые сомневались в его подлинности, видимо, по конъюнктурным соображениям: на солнце не может быть пятен).

В других статьях речь идет о сохранении Союза ССР, о национальностях, причем автора заботит проявление «великорусского шовинизма», он рекомендует поднимать окраины за счет центральных областей. Ленин назвал русских «нацией угнетающей, нацией шовинистической, нацией великодержавной». (Т.24, С.111; Т.45, С.357-359).

(В записке «К вопросу о национальностях или автономизации», адресованной Троцкому, он писал: «Интернационализм со стороны угнетающей или так называемой великой нации (хотя великой только своими насилиями, великой только как держиморда) должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком равенстве, которое сокращает со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически». 

  Ленин обеспокоен «отвратительным положением» с госаппаратом. Призывает «не разглагольствовать о пролетарской культуре», а осваивать буржуазную и преодолевать «крепостническую, чиновничью», привлекать к управлению страной лучших рабочих. Из тех, кто «ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести», обучать их, посылать учиться за границу. В статье «О кооперации» Ленин признает необходимость коренной перемены «всей точки зрения нашей на социализм» и говорит о важности «мирной организационной культурной работы». (Т.45. С.376).

В статье «Лучше меньше, да лучше» чиновникам рекомендует соединить партийные и советские учреждения, а учёбу с должностной деятельностью. Прекрасные пожелания! Вспомним и его призывы к молодежи «учиться коммунизму, а значит осваивать достижения всей предшествующей цивилизации». Прекрасно, но поздно! В развязанной им и Троцким ради «мировой революции» гражданской войне погублены миллионы, страна разграблена, интеллигенция практически уничтожена, а мировая революция так и не состоялась. Изолированный в Горках, осознав свое полное поражение, Ленин мучительно умирал. Итог печален. Руководство партии не реализовало ни одного предсмертного ленинского пожелания. 

Развил ли Ленин учение Маркса? Судите сами:

1.   Маркс обосновывал примат экономики над политикой. Ленин, на словах с этим соглашаясь, в первые же годы поставил политику над экономикой, поскольку решающую роль он отводил «партии нового типа», дисциплинированной, немногочисленной, жестко централизованной. Заменив историко-экономический подход волевым, большевизм утратил концептуальную последовательность, но обрёл свободу действий: Ленин ввёл НЭП, Сталин свернул НЭП, политика управляла экономикой.  

 2.   Маркс полагал, что каждая страна должна созреть для социалистических преобразований. Революции возможны примерно одновременно и только в развитых странах. Ленин же решил найти «слабое звено», воспользовавшись войной захватить власть, разжечь мировую революцию, а уже после её победы с помощью развитых стран строить социализм в России. Согласитесь - это совершенно другой геополитический сценарий. 

Ленин при образовании СССР был НЕ за вхождение республик в качестве автономий, в единое государство, как предлагал Нарком по делам национальностей Сталин, а за объединение национальных республик в Союз ССР.  С правом на выход. Помните Герб СССР с ленточками стран-республик на колосках? Это же воплощение мечты Ленина о будущей земшарной республике Советов! Кто же мог предвидеть, что в 2016 году Путину пришлось признать, что этим была заложена "мина замедленного действия под здание нашей государственности!". 

3.   Маркс и Ленин верили в неизбежность коммунизма, но если Маркс полагался на социально-экономические процессы, подготавливающие внутри этих стран революционные преобразования, то Ленин считал, что Россия должна стать центром, инспирирующим революции в других странах.

«Как только мы будем сильны настолько, чтобы сразить весь капитализм, мы немедленно схватим его за шиворот» - писал он. Купим у капиталистов верёвку, на которой их же и повесим! Трудно было ожидать, что другим странам такая перспектива понравится и они не объединятся в «политике сдерживания», в стремлении «отбросить коммунистическую угрозу».  

4.  Маркс и Ленин по-разному понимали диктатуру пролетариата. Маркс как временную экономическую диктатуру над буржуазией, при наличии различных партий, при сохранении гражданских свобод, принципа разделения властей, свободы печати, гражданских ассоциаций и т.п. Ленин тоже говорил о демократии, о необходимости самоуправления, о роли профсоюзов как школы коммунизма, а не «приводного ремня от партии к массам», как считал Троцкий… Но при жизни реализовалась лишь идея Ленина о том, что «Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими (!) законами». (ПСС., Т. 37, С. 245). Не надо забывать, что в связи с болезнью Ленин фактически прекратил политическую деятельность уже в декабре 1922 года, а гражданская война в октябре того же года только заканчивалась…

5.   Маркс и Ленин по-разному видели перспективы революции. Маркс акцентировал внимание на Европе, Ленин придавал большое значение развивающимся странам, Азии, Африке. Обсуждалась мысль и о походе в Индию, чтобы поднять многомиллионные массы «на борьбу за светлое будущее». Жириновского не вспомнили?

6.    Марксизм и религия. Маркс и Ленин критиковали религию, но реальность заставляла Ленина действовать, а не только теоретизировать. Маркс подчеркивал, что «христианство оправдывало античное рабство, средневековое крепостничество и умеет защищать угнетение пролетариата», что «вся ложь и безнравственность проистекает из религии», но с развитием и взрослением общества она отомрёт сама собой. Ленин в статье «Социализм и религия» тоже писал, что «Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ», но при этом он подчеркивал и практическую необходимость отделения церкви от государства, а школы от церкви: «религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью».

Ленин считал, что религия – частное дело, человек свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой, но она не есть частное дело по отношению к члену партии, коммунист должен бороться против всякого религиозного одурачивания идейным оружием.

Церковь в первое время после октябрьского переворота сопротивлялась новой власти, к тому же в народе она себя давно дискредитировала. Ленин решил воспользоваться ситуацией разрухи и голода в стране и в письме Молотову от 19 марта 1922 года предлагает изъять церковные ценности для борьбы с голодом «с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».  Впрочем изъятые ценности в основном были направлены на дело «мировой пролетарской революции», а вовсе не на помощь голодающим и оказались за рубежом, обогатив немало проходимцев увозивших драгоценности чемоданами, а немало было продано и официально в крупные зарубежные музеи, где они находятся и поныне.

Если Маркс был экономистом и теоретиком, то Ленин – "профессиональным революционером". Партия Ленина была единственной в мире политической организацией, выступившей во имя мировой революции за поражение своей же страны в Первой мировой войне. Разумеется это по разному использовали иные державы в своих целях.

Идеи Маркса не были реализованы нигде, а попытки это сделать на русской почве приводили к неожиданным результатам и заставляли Ленина пересматривать взгляды не только основоположника, но и свои собственные.

Н.А. Бердяев высказываясь о Ленине весьма критически: «невысокий тип культуры», «вождизм», «наивность в философии», тем не менее, склонялся к выводу, что «большевистская система могла возникнуть только потому, что она в извращенной форме выражала объективные процессы, происходящие в российском обществе, и падение этой власти будет не меньшей трагедией, чем её существование».

=================================================

 

О "марксистско-ленинской философии" в СССР - разговор отдельный  По сути до 1955 года философии в СССР не было. Была сталинская 5 глава "Краткого курса истории ВКП(б)".  

 

О Разумеется о Ленине много материалов в Интернете – например, в портале «Хронос»: