((Прощай реформа))
Ко второму чтению законопроект «О полиции» стал еще хуже. Боюсь, что самая большая перемена, которая ожидает милицию, — это смена названия.
Изначально была сделана концептуальная ошибка — поручение реформировать Министерство внутренних дел было дано самому министерству. Оно не оказалось бароном Мюнхгаузеном, способным вытянуть себя из болота. Есть изъяны, которые уже невозможно поправить.
Во-первых, неизвестна сама структура полиции. По определению, это всего лишь составная часть централизованной системы органов внутренних дел. Войдут ли в ее состав внутренние войска? Что делать со следствием? Все отложено «на потом», отдано на откуп либо президента, за авторитет которого сейчас прячутся силовики, либо на будущие нормативные акты правительства или самого МВД, обсуждение которых не будет публичным.
Во-вторых, полностью исключена роль регионов России в формировании полиции. Хотя по Конституции субъекты Федерации совместно с федеральной властью осуществляют охрану общественного порядка.
Смысл реформы заключался в сокращении функций МВД, сосредоточении деятельности полиции на борьбе с преступностью. Однако количество функций только увеличилось, причем в части инспектирования! Преступления будут выявляться не точечно, а методом сплошных проверок. Очевидно, что проверять будут там, где можно. Как в анекдоте: «Пьяный потерял кошелек и ищет под фонарем. Его спрашивают:
— Где потерял?
— Где-то там.
— А почему здесь ищешь?
— Потому что здесь светлее».
Виновные будут «назначены», а для отчета хулиганов всегда хватит.
При этом ведомство отказывается от всяких форм контроля над собой. Порядок отчетности должностных лиц будет определять само МВД. Аккредитация СМИ для освещения деятельности МВД будет определяться в порядке, установленном министерством. Оно же будет оценивать уровень общественного мнения в собственном мониторинге. Мы вносили поправку, которая предусматривала бы четкую процедуру отчетности руководителей. Мы предлагали снять ограничения по аккредитации СМИ. Все это было отклонено.
Было предложено формировать Общественные советы (которые сейчас формируются министерством) из представителей общественных организаций и политических партий, а право утверждать эти кандидатуры дать представителям органов власти. И эта поправка вызвала категорическую неприязнь.
Согласно первой статье закона, в числе основных направлений деятельности полиции числится охрана объектов на договорной основе.
Этого нет ни в одной полиции мира! То есть помимо полиции у нас будет еще ЗАО «Полиция». В то же время МВД, имея свое собственное коммерческое подразделение, четко прописывает регулирование рынка охранных и детективных услуг. Одной рукой МВД ведет коммерческую деятельность, а другой — контролирует рынок, на котором само работает.
Полицейские смогут вызывать граждан даже для проверки заявлений. На вас пишут заявление: вы похожи на бен Ладена. Вы получаете повестку и обязаны явиться. Более того, сразу после поступления заявления полиция имеет право запрашивать ваши персональные данные, справки по счетам.
МВД закрепляет за собой право участвовать в налоговых проверках, беспрепятственно входить в любые помещения. Сейчас есть три основания входить в помещение без согласия владельца: для поимки преступника, для пресечения преступления и в случае чрезвычайной ситуации. В первом чтении появилось четвертое основание: для изучения обстоятельств несчастного случая или преступления. Это может привести к злоупотреблению полномочиями.
Экспертизы, изъятие документации на продукцию — запрашивать проведение этих действий смогут не только судья и следователь, но и должностное лицо полиции. Так любой бизнес можно будет поставить на колени.
Из существенных поправок, предложенных нами, к принятию были рекомендованы только те, которые ограничивают основания для входа в жилище без согласия гражданина и регулируют участие МВД в проверках Федеральной миграционной службы. Остальные поправки носят технический характер. Чиновники не готовы отказаться от своих полномочий.
Главный итог подготовки ко второму чтению — большая аппаратная победа МВД. Министерство взяло реванш за все нападки на свои полномочия, которые происходили в течение последних лет. Все права, которые отняли у МВД, сейчас почти полностью восстановлены. Даже проекты конституционных и других федеральных законов, которые регулируют деятельность самого министерства, смогут разрабатывать только силовики.
Очевидно, что ведомственные интересы очень сильно повлияли на работу над законом. Однако президент берет на себя ответственность и доверяет МВД — это его право. Если по итогам реформы мы получим другое качество работы, я публично принесу извинения и посыплю голову пеплом. А пока можно смело говорить: прощай, реформа!Геннадий Гудков, заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности, заместитель руководителя фракции «Справедливой России» в Госдуме.
Комментарии