Обида за державу - чувство эгоистичное

«Дружба - это желание видеть другого счастливым, а любовь – это желание сделать другого счастливым». Патриотизм, по этой логике, у некоторых действительно любовь к родине, у других же - в лучшем случае «дружба»: желание видеть страну счастливой или пресловутая обида за нее…

Впервые эта крылатая фраза – «За державу обидно» - прозвучала из уст таможенника Верещагина, героя фильма «Белое солнце пустыни». До поры до времени обида за державу выражалась у него в распитии крепких спиртных напитков, но потом он оказался готовым к подвигу, к самопожертвованию.

Большинство нынешних «обиженных за державу» ограничиваются распития крепких спиртных напитков и пьяным надрывом. Если это патриотизм, то патриотизм потребительский, пользовательский, а не творческий, деятельный. Каждому приятно иметь сильного, богатого, влиятельного родственника. И сильную, цветущую, уважаемую в во всем мире Родину. Но это называется не любовь к родственникам и не любовь к Родине.

Настоящий патриот – это боец, борец или, если угодно, футболист, «отстаивающий честь и славу  Родины, проливая пот, а то и кровь.

Обиженный за державу  – это болельщик, орущий на трибуне, дабы вдохновить игроков или выразить недовольство тем, что они плохо отстаивают честь Родины.

Обиженный за державу хочет сидеть на диване и гордиться победой наших - на полях сражений или футбольных полях, в космосе или на конкурсе «Евровидения. Он охотно побуждает других к жертвам во имя Отечества, но сам жертвовать решительно не готов.

По моим наблюдениям, обида за державу имеет в основе не уязвление не столько национальной, сколько  личной гордости. Это чувство, в сущности, эгоистичное: распад великой державы Обиженный воспринимает как потерю или понижение своего собственного статуса. Был гражданином сверхдержавы, частицей чего-то мощного, несокрушимого, навеки сплоченного – стал кусочком чего-то слабого, бедного и больного. Очень жалко, да не страну – себя самого!