Лекарство от тирании

На модерации Отложенный

 

 От крепостничества к путинизму

       В нынешнем году мы будем отмечать юбилеи очень знаковых исторических событий, связанных с попытками российского общества перестроиться на новый лад, реформировать тираническое государство и сделать Россию свободной страной. Внимательно анализируя эти события, можно сделать много интересных прогнозов на будущее.

 Алексаедр II Самый главный юбилей: в 2011 году исполняется 150 лет со дня отмены крепостного рабства. И, кстати, в этом же 2011-ом году исполняется 130 лет со дня гибели того самого человека, который дал крестьянам личную свободу (император Александр второй был убит 1 марта 1881 года). 

105 лет назад в России появился парламент (первая Государственная дума начала свою работу 27 апреля 1906 года).

100 лет назад (1 сентября 1911 года в Киеве) был смертельно ранен еще один великий реформатор – Петр Столыпин. Петр Столыпин

 90 лет назад началась короткая, но яркая эпоха НЭПа.

А еще в нынешнем году исполняется 20 лет со дня провала августовского путча и распада СССР.

Простое поверхностное осмысление этих важнейших эпизодов из жизни России навевает, мягко говоря, очень горькие мысли. В самом деле, получается какая-то безнадега: в России неизменно одна за другой проваливались все демократические реформы. Двух самых знаменитых реформаторов ухлопали революционеры. Зато преобразования, касавшиеся установления очередной тирании, очень даже получались. А сами тираны, как правило, жили подолгу. Исторические тренды очень негативные.

ПутчПосле отмены крепостного права не прошло и 60 лет как в России, вместо демократии, установилась такая чудовищная диктатура, такое рабство, о которых не мог помечать даже Иван Грозный. Нормальную, свободную страну построить не удалось.  Вот вам и итог всех «великих преобразований» царя-освободителя, Витте, Столыпина и многих других.

А с парламентаризмом у нас вообще не заладилось с самого начала: первую Думу царь распустил через два с небольшим месяца после открытия (она просуществовала 72 дня), вторую – через четыре месяца. Потом самодержец вполне в духе Суркова начал жульничать с избирательным законодательством, добился того, что в Думу получили шанс пройти преимущественно помещики, да олигархи. По избирательному законодательству, принятому в 1907 году, выходило, что один голос помещика приравнивался к 4 голосам представителей крупной буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Думаю, что Чуров такой творческий подход к выборам очень бы одобрил. Открытие думы А что? Ведь замечательная идея – приравнять голос Абрамовича к миллиону голосов простых избирателей. А голос Тимченко – к двум миллионам (всё-таки он Путина знает дольше, чем Роман Аркадьевич). Ну, а уж голос Сечина – к четырем миллионам голосов избирателей. Отличные получатся выборы!

 Естественно, что помещичья, сословная Госдума не смогла стать местом для дискуссий и, как следствие, не сыграла никакой роли в предотвращении той национальной трагедии, которая стряслась с Россией в 1917 году. Николай второй, конечно, за свои махинации получил по полной программе, но от этого корчащейся в агонии стране легче не стало.

Про историю НЭПа больно даже вспоминать. Успех Новой экономической политики здорово напугал Сталина и прочих мерзавцев из руководства ВКП(б). Хотя нормальных руководителей в нормальном государстве такие успехи должны были бы только радовать. Сталин и его душегубы смекнули, что многоукладная, рыночная, основанная на частной инициативе нэпмановская экономика не совмещается с однопартийной тоталитарной системой и в конце концов её «похоронит». ПлакатВ итоге решено было «похоронить» НЭП, чтобы сохранить у власти преступную политическую партию и её вождя. И вместо свободы наша страна (в который уже раз) обрела на троне жуткого упыря, ГУЛАГ и жесточайшую административно-хозяйственную систему, которая в исторически очень короткой перспективе доказала свою неконкурентоспособность. 

Одним из основных итогов сталинской экономической политики стало превращение Советского Союза в крупнейшего покупателя зерна на мировом рынке (а не надо было уничтожать крестьянское сословие и резать кулаков), хотя до Первой мировой войны Россия была одним из крупнейших продавцов.

Естественно, что страна, где всё поставлено с ног на голову, сгнила изнутри и развалилась. Радует, что вопреки ожиданиям многих зарубежных экспертов, СССР рассыпался сравнительно бескровно. После провала августовского путча в 1991 году были надежды, что израненная в борьбе с собственными тиранами Россия наконец-то выйдет «на столбовую дорогу демократии».

Но не тут-то было! В результате неудачных реформ 1990-х годов (Ельцину и Гайдару, увы, оказалось далеко до уровня Витте и Столыпина) к власти пришли силовики во главе с Путиным. «Подвиги» Владимира Владимировича перечислять не буду.

Вот такая вот у нашей страны история, вот такие вот в этом году мы отмечаем юбилеи.

 Лекарство от тирании

 Я, может быть, кого-то огорошу своим выводом. Но я убеждён: опыт российских экономических и политических реформ вселяет не только надежду, но даже уверенность в том, что Россия станет свободной и демократической страной. Дело в том, что любые действительно демократические реформы неизменно и очень быстро приводили в России к потрясающе успешным результатам. А это означает, что у нас очень благоприятная для демократии «почва». Вся наша история свидетельствует: у русского (или российского – называйте как хотите) народа нет и никогда не было аллергии к свободе, нам не присуща рабская, патерналистская психология, как считает мыслитель-недоучка Сурков.

В те периоды, когда власть ослабляла свою железную хватку, давала обществу свободу, переставала сдерживать частную инициативу, в нашем народе раскрывалось достойное восхищения трудолюбие, предпринимательская «жилка», желание и способность действовать самостоятельно, без оглядки на государство. И тысячу раз прав ярчайший наш историк Александр Янов, считающий, что у России есть богатые демократические традиции, а у народа – огромная тяга к свободе.

После начала капиталистических, рыночных реформ Александра второго наша страна за считанные годы вышла на первое место в мире по темпам промышленного производства. За 1863-1879 годы количество заводов увеличилось на 78%, к 1891 году урожайность зерновых в европейской части России за счет более эффективного использования земли выросла на 26%. К 1890 году Россия заняла второе место в мире после США по производству и экспорту сельскохозяйственной продукции. Стремительно нарождался и рос класс предпринимателей: мы до сих пор помним фамилии Рябушинского, Морозова, Демидовых, Бахрушина, Мамонтова. Кстати, наши предприниматели, вместо того, чтобы вывозить деньги в Швейцарию, активно занимались благотворительностью, меценатством, способствуя развитию в России искусства, образования и культуры. (То же самое столетие спустя делал Михаил Ходорковский, финансируя образовательные проекты. Кстати, а какой благотворительностью занимается Тимченко?) Москва 1927г. Или взять тот же НЭП. Социальный кризис вынудил коммунистов проводить гибкую экономическую политику, прекратить национализацию мелкой промышленности, снять ограничения на частную предпринимательскую деятельность. И вот результаты: за 1922-1923 годы производства зерна в нашей стране увеличилось на 33%, продуктов животноводства – на 34%. К 1925 году поголовье скота увеличилось по сравнению с 1913 годом на 34,2%. Рубль снова стал конвертируемой валютой (в 1924 году один рубль обменивался на один доллар США). За 1921-1928 годы прирост промышленного производства составил почти 30%.

 Таким образом, все утверждения о том, что русские люди могут работать только из под палки – бред сивой кобылы, опровергаемый простой статистикой.

При этом наша короткая история парламентаризма и выборов свидетельствует о том, что российское общество даже в самых непростых социальных условиях не было склонно поддерживать экстремистов. А напротив, активно поддерживало демократические силы, выступавшие за свободу для своей страны. На выборах в первую Государственную думу блестящую победу одержали исторические предшественники коалиции «За Россию без произвола и коррупции»кадеты. Они получили 34% общего числа депутатских мест. Правые монархические партии не получили ни одного (!) мандата. В Санкт-Петербурге за кадетский список проголосовали 59,4% избирателей, в Москве – 63%.

Важно учитывать, что выборы 1906 года проходили в разгар революции, когда социальное напряжение в обществе накалилось до предела. Казалось бы, что в стихии кровавого гражданского конфликта у гуманистических, либеральных сил не было шансов на успех. Но вышло иначе.  Листовка кадетов

Напомню, что спустя 11 лет на выборах в Учредительное собрание радикально настроенные большевики получили лишь около 24% голосов. Полную победу одержали эсеры (собрали около 40%), выступавшие за политическую свободу и демократию. Кадеты со своими союзниками в общей сложности набрали около 10%. Не удивительно, что Ленин и его сподручные решили Учредительное собрание разогнать.  Сторонники теории «незрелости» российских избирателей, готовых якобы на первых же честных выборах проголосовать за фашистов, чаще всего ссылаются на думские выборы 1993-го года. Но и тогда в условиях растущего разочарования граждан провальными реформами, жириновцы, коммунисты и аграрии в сумме набрали 43% голосов. В то же время либеральные и центристские списки («Выбор России», «Явлинский-Болдырев-Лукин», ПРЕС, РДДР, "Женщины России") получили 42%. Не место для дискуссий

Поэтому лично я убежден, что если в России будут проведены честные выборы, то в какой бы тяжелой социально-общественной атмосфере они не проходили, радикальные экстремисты на них проиграют. И это вселяет оптимизм. Наше общество всегда двигалось вперед гораздо быстрее бюрократии. И именно эта «разнонаправленность движений» приводила нашу страну к социальным взрывам, революциям и гражданским конфликтам. Ну, а после революций всегда наступает реакция и диктатура. И сохраняется до тех пор, пока в обществе вновь не вызревает протест. Затем – опять социальный взрыв и новый узурпатор. Выход из этого замкнутого круга может быть только один – подлинное народовластие, регулярно проводимые честные выборы с периодическим полным обновлением власти, открытая конкуренция в политике. Это не только азы демократии, но еще и уроки, которые дает нам собственная история.

 

Дмитрий Владимиров, кандидат экономических наук