О демократии – для обывателя.

На модерации Отложенный

Со времен правления Ельцина, слово “демократия” звучит в России, если не бранью, то, по крайней мере, очень сомнительно.

Большая часть россиян связывает его с развалом Союза, переходом, так называемой, “общенародной” собственности в частную, падением жизненного уровня, обогащением одной части населения и обнищанием другой, развалом армии, правоохранительных структур, здравоохранения и образования, ростом преступности.

При этом, виновником и причиной этих бед и несчастий, с известным  на то основанием, считается ряд личностей, которых именуют демократами (или дерьмократами), первенство среди которых, делят покойный Ельцин и ныне здравствующий Чубайс.

Если спросить у рядовых россиян, что такое демократия, мы услышим некоторое количество слов, более или менее членораздельных и цензурных, в зависимости от образования и воспитания собеседника, а также более или менее соответствующее действительности изложение злодейств “дерьмократов”.

Таким образом, понятие демократии в сознании российского обывателя тесно и неразрывно связалось с определенными личностями.

Это объяснимо.

Россия на протяжении своей истории всегда была государством авторитарным. Всемогущий вождь наверху и бесправный народ внизу. Все успехи и неудачи всегда связывались с личностью человека на вершине пирамиды.

От петровского “окна в Европу”, через “золотой век Екатерины”, к падению в бездну при Николае II. От мирового могущества сталинской империи к горбачевскому развалу страны. Россия никогда не имела выбранной власти. Вождей давал Бог… или случай.

Когда на вершину пирамиды государственной власти первый и единственный раз в истории страны свободным народным волеизъявлением был вознесен бывший Первый секретарь Московского горкома КПСС, отношение к нему осталось таким же, каким оно было к царям и генсекам.

Народ ждал, что Всемогущий сейчас же, немедленно, “не отходя от кассы”, сделает его счастливым.

Всемогущий надежд не оправдал и, в перерывах между запоями (а иногда и без перерывов), раскурочив кассу, сделал счастливыми свое семейство и несколько особо шустрых субъектов вовремя оказавшихся поблизости.

И, сфальсифицировав следующие же выборы, положил конец российской демократии.

Именно так, потому что демократия – это не Ельцин, Путин, Чубайс или Немцов.

Демократия - это принцип государственного управления, не связанный ни с какой личностью, ни с каким, пусть даже самым славным и добрым или, наоборот, самым презренным и низким именем.

Демократия – это МЕХАНИЗМ.

Это – машина, состоящая из нескольких элементов, главный из которых – ВЫБОРЫ со свободным тайным голосованием избирателей и равными возможностями для выдвижения и агитации кандидатов. Выборы позволяют гражданам по своей воле заменять одних людей у руля власти, другими. Делают процесс передачи власти прозрачным и открытым.

Если процедура выборов по какой-то причине не работает, пусть даже формально они есть, то начинается борьба за “трон”, “преемники”, массовые беспорядки, революции, гражданские войны, голод, разруха и прочие малоприятные для обывателя вещи, в результате которых, на упомянутом “троне” утверждается обычно личность, как правило, не слишком обремененная моралью. Как известно, мораль мешает, когда нужно вгрызаться в горло сопернику. И уж во всяком случае, личность не склонная оставлять завоеванное с таким трудом теплое место, ради чего бы то ни было. Выживших же обывателей, наслаждающихся покоем, наступившим после бури, всегда можно убедить, что вот этот самый и есть тот, о котором они всю жизнь мечтали.

Выборы НЕ ГАРАНТИРУЮТ всеобщего счастья и благополучия, тем более счастья и благополучия немедленного, но гарантируют, что власть попадет в руки тех, кого народ считает способным обеспечить ему, народу, это счастье и благополучие. Кого народ посадит в кресло правителя, и как избранник будет справляться со своими обязанностями, зависит от сознательности самого народа. Если народ ошибается, то у него есть возможность исправить ошибку на следующих выборах.

Кроме того выборы гарантируют (если машину демократии не испортят и не выведут из строя, как это случилось в России), удаление от власти правителя не оправдавшего надежд.

Вовсе не обязательно, что выборы дадут власть самому лучшему и благонамеренному из кандидатов. Население Германии, в свое время, вполне демократически, выбрало Гитлера, а население России – в 1991 году – склонного  к алкоголизму бывшего секретаря обкома Ельцина, а в 1996-м – секретаря  КПРФ Зюганова.

Но в момент, когда вместо выбранного гражданами в 1996 году коммуниста Зюганова Президентом был объявлен “демократ” Ельцин, демократия в России закончилась.

Она закончилась, потому что был выведен из строя главный элемент демократии  – двигатель машины – свободные выборы между кандидатами, имеющими равные возможности для борьбы за голоса избирателей.

Было продемонстрировано: это можно, это прокатывает, “пипл хавает” не поперхнувшись.

И все заинтересованные лица(и “пипл” в том числе) приняли эту истину к сведению.

Все что происходило в политической жизни России дальше: манипулирование сознанием избирателей с помощью ТВ, использование на выборах “административного ресурса”, вбросы бюллетеней, фальсификации избирательных протоколов и прочие мелкие радости – это уже частности процесса, превратившего российскую демократию в ничто.

С другими элементами (институтами) демократии, по указанной выше причине, население России ознакомиться не успело.

Другие элементы - это:

-        свободная независимая законодательная власть – парламент (в России отсутствует вовсе);

-        свободный независимый суд (отсутствует тоже);

-        свободные независимые средства массовой информации (представлены в России одной небольшой радиостанцией и парой печатных изданий).

В путинской России – все, что называется этими словами, - лишь декорации, прикрывающие произвол и беззаконие

Опыт демократических стран (Западная Европа и Америка), где эти институты работают, говорит о том, что представители власти в этих странах действительно - “слуги  народа”, за которыми строго следит хозяин.

Можно вспомнить импичмент американского президента Никсона и, чуть было не закончившего тем же, Клинтона; суды в отношении бывшего французского президента Ширака, итальянского премьера Берлускони, бывшего израильского премьера Ольмерта и президента Кацава, постоянные скандалы с американскими губернаторами, английскими парламентариями и т.п. Причины этих скандалов в России сочли бы смехотворными.

Строительство втайне от избирателей дворца за миллиард долларов для услаждения национального лидера – вещь невозможная, немыслимая ни в одной из демократических стран. Для Америки, Германии или Канады это даже не фантастика – это просто то, чего не может быть.

Никогда.

Малейшее пятно на репутации может лишить демократического лидера или назначенного им чиновника должности и поставить крест на дальнейшей политической карьере. Избежать этого постоянного контроля, закрыться от него, невозможно. Миллионами глаз соотечественники следят за своими избранниками, не давая им сойти с “пути истинного”.

Собственно это и есть основное отличие демократии от диктатуры во всех ее разновидностях.

Упрощая можно сказать, что:

Демократия – это не Ельцин, не Чубайс, не Гайдар, не Немцов, не Путин, и не Лимонов.

Демократия – это не люди.

Демократия – это когда сто миллионов следят за одним. И это возможно. Это работает. Это тот автомобиль, на котором стремительно уносятся от нас за горизонт западные страны.

В кабине автомобиля светится приборная панель. На ней датчики обратной связи - СМИ, индикаторы избыточного давления - парламент, суды.

За рулем водитель, может быть и не асс, но человек, который получил права сдав жесткий экзамен – выборы.

Объяснивший избирателям, куда он их повезет.

Диктатура – это когда один пытается уследить за ста миллионами. И это невозможно в принципе. И не работает. Потому что не может работать.

И впрягшись в эту арбу, с деревянными колесами, арбу, которая пугала своим скрипом еще врагов египетских фараонов, под вопль непонятно откуда взявшегося на ней и вчера еще никому не известного субъекта: “Россия, вперед!”,  страна тащится в будущее.  Которого у нее нет…