Число зверя

На модерации Отложенный

«Откровение», или, как его еще называют, «Апокалипсис», - единственная пророческая книга Нового Завета, помещенная в самый его конец. Такое местоположение книги понятно: составители тем самым подчеркнули особое значение книги, завершающее всё Евангелие.

Автор «Откровения» Иоанн Богослов. За христианскую деятельность в языческом древнем Риме его приговорили к ссылке на скалистый остров Татмос, расположенный в Средиземном море вблизи берега современной Турции. Каторжные условия работы в каменоломнях вынудили автора стенографировать свои экстатические видения во время нечастых перерывов. По словам одного из переводчиков «Откровения», только этим и можно объяснить контрастность с правильным греческим языком, несвязность и обрывочность мыслей автора, частые повторы и нагромождение слов. В то же время евангелисты характеризуют «Откровение» как вдохновенную книгу с высокой концентрацией в ней поэтических образов, рассчитанных на воображение современников Иоанна Богослова. Многие странные звери, символы и апокалиптические фигуры были понятны тогдашнему читателю лучше, чем читателю современному.

Отсюда становятся понятными попытки найти собственные определения различным образам «Откровения». На протяжение свыше 2000 лет (время написания «Откровения» 81-96 гг. н.э.) предпринимались бесчисленные попытки дать разумное толкование различным образам, к которым прибегает Иоанн Богослов. Один из таких образов, до сих пор вызывающий множество толкований, – это «число зверя».

Вот как изложен этот образ у Иоанна Богослова: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число это шестьсот шестьдесят шесть» (13:18).

Никакими экстатическими видениями такую точность – шестьсот шестьдесят шесть – не объяснишь. И потому исследователи Евангелия давали и дают собственное толкование этого образа. Среди сотен толкований, которые давались этому числу, самое раннее можно найти уже у Иринея (202 г. до н.э.). Согласно этому толкованию слова «число зверя» означают «латейнос» (греческая форма от “latinus”). Это толкование долгое время представлялось единственно достойным внимания, поскольку империя языческого Рима и папство христианского Рима характеризовались одним и тем же словом «латинский» (латинский мир, латинская церковь, латинское богослужение даже в тех случаях, когда паства не понимала ни слова из того, что вещали им священнослужители с амвона.

Другие, более поздние и современные толкования числа 666, относились и относятся к конкретным лицам («Нерон кесарь», «Бонапарт», «Мартин Лютер» и т.д.). Среди множества толкований «числа зверя» наиболее близком к тому, что имел в виду Иоанн Богослов, представлялось совпадение числа 666 с ежегодным доходом израильского царя Соломона.

Близком однако не означает буквальном. Все-таки Иоанн Богослов говорит о «мудрости», заключенном в числе 666, предполагает наличие «ума» у того, кто способен счесть «число зверя», обращая наше внимание на то, что число это «человеческое».

Как видим, Иоанн Богослов прямо говорит о возможности домыслить за него  предложенный им образ лишь «умному», способному постичь «мудрость» связи числа зверя с числом человеческим. Спросим себя: а какая может быть связь между зверем и человеком? Чтобы домыслить за автора то, что он не имел в виду, нужно понять, а каким был сам Иоанн Богослов.

Кто во времена Иоанна Богослова считался мудрым и умным? Прежде всего человек образованный, человек знающий, который без лишних слов понимает, о чем идет речь. В своей массе такими людьми образованными, знающими людьми считались прежде всего люди, знающие и понимающие прежде всего Библию.

Сам Иоанн Богослов был человеком образованным, знавшим и понимавшим не только Библию, но и те жизненные реалии, которые нашли в ней отражение. Одной из таких реалий были деньги, золото, которое было синонимом богатства.

Христианство в своем изначальном виде было противником такого понимания связи денег и золота с богатством. Не случайно Иисус Христос, отправляя своих апостолов служить людям, напутствовал их словами: «Идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания» (Матф. 10:6-10).

Это напутствие Христа имело под собой веские жизненные основания. Известно, например, что победитель армии Спартака Красс, прозванный Богатым (115-53 гг. до н.э.), в период правления Суллы нажил огромное состояние, которым умело пользовался в политических целях (например, профинансировал устройство публичной трапезы на 10 тысячах столах). Видимость бескорыстия дало ему основание получить в 55 г. до н.э. право правления в течение 5 лет провинцией Сирии. Здесь его страсть к богатству приобрела форму откровенных грабежей. В сражении с парфянами Красс был пленен и 6 мая 53 г. до н.э. со словами: «Ты пришел за нашим золотом? Так получи его», - был казнен расплавленным золотом, которое влили ему в рот.

Красс был не единственным, кто видел смысл своего существования в неудержном накоплении богатства. История с его жаждой богатства, способах его получения и смерти была известна древнему миру. Наверняка знал эту историю и Иоанн Богослов, как знал он и другие подобные случаи обогащения одними людьми в ущерб остальным. В древнем мире получило широкую известность богатство царя Лидии Креза (560-547 гг. до н.э.) Благодаря этому богатству имя Креза вошло в легенды и поговорки, а лидийцы стали первыми в истории, кто начал чеканку монеты. Но вот одна особенность, которая не прошла мимо внимания автора «Откровения». Несметное богатство Креза не уберегло его царство от разорения, а в 334 г. до н.э.

Лидия вовсе исчезла, войдя частью в державу Александра Македонского.

Знал Иоанн Богослов и другую подобную историю. Личное богатство царя Соломона не уберегло государство Израиль от дальнейшего существования и исчзновения. О богатстве Соломона говорится в Ветхом Завете: «Весу в золоте, которое приходило к Соломону в один год, было шестьсот шестьдесят шесть талантов золота» (2 Пар. 9:13). И это не считая золота и серебра, которое приносили Соломону послы и купцы, все цари аравийские и областные начальники см. там же, 9:14).

Это число – 666 – и послужило Иоанну Богослову основанием назвать его числом зверя, хотя по своей природе оно было числом человеческим.

Но вот следствие этого баснословного богатства, сосредоточенного в руках одного человека, каким бы мудрым он ни был и какой бы властью ни обладал, не уберегает его от трагического конца (смерть Краса), а государства от исчезновения (пример Лидии и Израиля, распавшегося после смерти Соломона на два самостоятельных царства – Иудею и собственно Израиль, которые в дальнейшем вовсе исчезли с географической карты – Израиль под ударами вавилонского царя Навуходоносора в 606 г. до н.э., когда все израильтяне были пленены и  переселены в Вавилон, а Иудея под ударами римских войск в 70 г. н.э.

Мы не погрешим против истины, если скажем: деньги, золото во все времена были злом, были числом зверя, с властью которого никогда не могло смириться человечество. О сущности золота, как нравственной порче, господствующей в мире, прекрасно сказано в трагедии Шекспира «Тимон Афинский»:

 

…этот желтый раб начнет немедля

И связывать, и расторгать обеты;

Благословлять, что проклято; проказу

Заставит обожать, возвысит вора,

Ему даст титул и почет всеобщий

И на скамью сенаторов посадит.

Увядшим вдовам женихов отыщет!

Разъеденная язвами блудница,

Та, от которой даже сами стены

Больничные бы отшатнулись, – станет

Цветущей, свежей и благоуханной,

Как майский день. Металл проклятый, прочь!

Ты, шлюха человечества, причина

Вражды людской и войн кровопролитных…

 

В Советском Союзе деньги занимали подчиненное место как средство осуществления меновых отношений, не более того (достаточно вспомнить романы Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Помните, как охарактеризовал себя Остап Бендер, завладев миллионом Корейко? «Сбылись мечты идиота!»).

 

После развала Советского Союза и провозглашения в России рыночной экономики деньги обрели свое прежнее качество всеобщего эквивалента с той лишь разницей, что если эту роль выполняло золото, то теперь стал выполнять доллар, который американцы приравняли к доллар. Таковым он остается поныне, сколько бы ни говорилось у нас о необходимости отказаться от доллара в пользу национальной волюты. Не меняет положения дел и то, что в нашей лексике неправедно нажитое богатство подменено словами «частная собственность». У нас, россиян, к частной собственности отношение сугубо свое, я бы сказал - национальное, сформулированное свыше ста лет назад публицистом Василием Розановым: «В России вся собственность выросла из «выпросил», или «подарил», или кого-нибудь «обобрал». Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается».

Итогом искусственного развала Советского Союза стало то, что его общенародное богатство оказалось частной собственностью ничтожно малой группы людей.

Суммарный капитал 200 самых состоятельных россиян в одном только 2017 году вырос до $485 млрд, что значительно больше золотовалютных резервов Центрального банка ($433 млрд) и денежных накоплений всего российского населения в банках (около $389 млрд).

В целом, богатые граждане России (люди с состоянием от $5 млн, не включая стоимости основного жилья) разбогатели в прошлом году на 22-27%, добившись состояния $1,2 трлн, или 73,5% ВВП страны.

Но заработанные деньги не остаются в российской экономике, а продолжают уходить за границу. В то же время доходы основного населения России падают пятый год подряд, продолжает расти и количество бедных.

Власти, с одной стороны, заявляют о дурном влиянии социального неравенства на экономику страны, но, с другой, не предпринимают сколько-нибудь действенных попыток что-либо изменить. В частности, государство продолжает поддерживать условия для дальнейшего обогащения состоятельных граждан и хочет поднять подоходный налог для всех граждан с 13% до 15%, что приведет к дальнейшему падению реальных доходов населения.

Обогащению небольшой группы граждан России имело бы хоть какое-то положительное значение, если бы заработанные ими средства оставались в экономике страны. Согласно данным NBER, богатые россияне держат на оффшорных счетах суммы, примерно равные 60% ВВП страны или более $1 трлн (свыше 60 трлн рублей).

Как следует из данных Центробанка, деньги продолжают уходить за границу. В частности, отток капитала частного сектора в 2017 году в сравнении с предыдущим вырос на 34,8% до $24,8 млрд.

Опасность такой собственности ничем не отличается от самого хищного зверя, которое вывел Иоанн Богослов. А жертвой этого ненасытного зверя может стать сама Россия, как стали в давние времена Лидия и Израиль.

Возвращаясь к тем исследователям «Откровения», которые увидели общее между числом зверя Иоанна Богослова и ежегодным доходом царя Соломона, обратим внимание на одно существенное отличие: Иоанн Богослов нигде не говорит ни о деньгах, ни о золоте, ни о весе этого золота. Мысль его глубже: ему важно подчеркнуть другое, что и стало одним из существенных признаков грядущего апокалипсиса: истинное число зверя, созданное человеком на свою погибель, состоит в богатстве, причем не в любом богатстве, а в богатстве неправедном, сосредоточенном в руках немногих в ущерб многим. Это-то обстоятельство и приводит в конце концов к гибели многих и само их государство.