Пиночет и чилийская еврейская диаспора

Критики пиночетовской эпохи, пользуясь труднодоступностью чилийских источников и удаленностью страны, делают упор на два пункта: жесткость цензуры и запретов, а также высокий уровень антисемитизма, ненависти чилийских элит к Израилю и симпатии членов хунты к нацизму. Стандартным ходом является подчеркивание того, что ненависть к Израилю была нехарактерна для «интернационалиста» Альенде, а «ограниченные вояки» ее легитимировали.
 
Ложь о брутальности чилийской цензуры – предмет отдельного обсуждения, ниже речь пойдет лишь о «правом чилийском антисемитизме». Бытовой антисемитизм в Чили действительно существовал, особенно в первой половине XX в., когда в страну начали массово прибывать евреи из Европы и России. Правительство и бизнес-круги Чили, однако, симпатизировали еврейской общине и сионистским идеям. В стране действовали еврейские организации, в 1911  г. появились первые сионистские кружки, в 1917 г. было создано общество «Биккур-холим», в 1919 г. начали выходить две еврейские газеты, были открыты несколько сионистских организаций и молодежный центр. В 1922 г. в Сантьяго появилась еврейская поликлиника, в 1930–1960-х гг. были основаны Comité Israelita de Socorros, Sociedad Cultural Israelita B’ne Jisroel. В 1937 г. в Чили открылось отделение «Бней-Брит», а за год до него  – Сефардское сионистское общество.
 
Действовали также и ашкеназские организации. В 1940-е в Сантьяго открылись филиалы обществ «На’амат», «Маккаби», в 1950-м был основан Университетский сионистский центр, а в 1952-м – клуб Estadio Israelita. В 1945  г. в Чили возник сионистский Comité Pro-Palestina. Одним из его лидеров был выдающийся политик Габриэль Гонсалес Видела, в значительной мере оформивший чилийскую нацию, современную чилийскую государственность, военную и экономическую стратегию страны. Он поддержал путч 1973 г., и с него во многом брал пример Пиночет. В 1947 г. Гонсалес Видела, ставший к тому времени президентом страны, под давлением чилийской арабской диаспоры поначалу вел себя сдержанно в вопросе раздела Палестины, но уже год спустя Чили заняло произраильскую позицию. Начиная с 1953 г. странами был подписан большой пакет документов о сотрудничестве в военной, культурной, научно-технической и 
транспортной сферах. Израиль оказывал Чили помощь в развитии сельского хозяйства, разведке полезных ископаемых и изучении гидроресурсов. Финансовая политика Чили благоприятствовала еврейской диаспоре.
 
В 1944 г. бизнесмен и филантроп Соломон Сак Мотт, выходец из Литвы, основал крупный банк Banco Israelita de Chile (ныне Banco Internacional) и компанию Barraca De Fierro Salomon Sack, которая и поныне является мощным игроком на рынке стройматериалов. Он вел обширную благотворительную и просветительскую деятельность, развивал систему образования, активно вкладывал деньги в Чилийский университет. Во времена хунты он получал активную поддержку, в том числе рекламную, через пропиночетовские ресурсы. После того как в 1970 г. в Чили к власти пришло правительство Альенде, тысячи евреев (исследователи называют цифру 8000 из 30 тыс. проживавших в Чили) покинули страну. Их было несложно понять: еврейская диаспора была сильна в средних и верхних слоях общества, так что реформы Альенде били в первую очередь по ним. В Чили также действовали просоветские антиизраильские ультралевые террористические организации, которые с ненавистью относились к «буржуазным» евреям, не солидарным с идеями коммунистической революции.
 
Внешняя политика страны также изменилась: Чили стала голосовать в ООН за антиизраильские резолюции. Из Чили бежали евреи  – предприниматели и профессионалы. Вместе с тем в страну шел приток коммунистов, среди которых было много евреев, враждебно настроенных к Израилю и сионистским идеям. СССР вкладывал в режим Альенде большие деньги, и когда в стране произошел путч, советская пропагандистская машина включилась на полную мощность. Пиночета решили сделать «нацистом». Неважно, что после переворота начался возврат «буржуазных» евреев в Чили и произошло улучшение чилийско-израильских отношений. В ноябре 1975 г. Чили не поддержала резолюцию Генассамблеи ООН, приравнивавшую сионизм к расизму, а СССР голосовал за нее тремя голосами. Для навешивания ярлыка антисемита левые использовали элементарную 
подтасовку.
 
Первоначально в состав хунты входил поклонник нацизма генерал ВВС Густаво Ли Гусман. Его политические и экономические концепции отличались от идей остальных членов хунты. Он выступал за уничтожение всех коммунистов в стране, фашистскую экономику, жесткую цензуру и «холодное» военное противостояние как с просоветскими соседями, так и с капиталистическим миром. В 1978 г. Густаво Ли был изгнан из состава хунты и снят с поста командующего ВВС, а политическое влияние утратил еще за несколько лет до этого. Но в подаче советской пропаганды этой персоналии было достаточно для утверждения: «Пиночет ненавидел евреев». Еще один пункт, по которому Пиночета обвиняют в антисемитизме, – юдофобия некоторых членов аргентинской военной хунты. Левым без труда удалось протолкнуть идею о том, что раз некоторые генералы в Аргентине верили в сионистско-масонский заговор, то и в Чили генералы придерживались тех же убеждений. Тот факт, что Чили и Аргентина – совершенно разные страны и относятся друг к другу довольно неприязненно, оказался забыт. Третья причина, позволяющая обвинить Пиночета в юдофобии, – публикации в Чили нацистской литературы. Критики обычно забывают, что книгоиздательство в стране было приватизировано. На сегодняшний день в Чили по-прежнему печатается «Майн кампф», однако говорить об антисемитизме чилийского правительства глупо.
 
По результатам выборов 2006 г. израильская газета Yedioth Ahronoth вообще признала его «самым еврейским правительством» за пределами Израиля. В Чили – высочайшая по меркам континента свобода слова и диктатура закона. Вследствие этого запретить какие-либо книги без длительного рассмотрения ситуации практически невозможно. Видеть в этом нацизм так же глупо, как называть Швецию, не выдающую чеченского беженца, «филиалом Ичкерии». Таковы основы мифа о пиночетовском антисемитизме. Что же происходило в действительности? Чили при военной хунте позитивно относилось к Израилю, продолжая традиционную политику сотрудничества с еврейским сообществом. Пиночет, сторонник концепции единства всех народов в едином чилийском культурном 
пространстве, ежегодно посещал главную синагогу Сантьяго в Йом-Кипур.
 
Огромное количество евреев присутствовало в чилийском истеблишменте: политики Серхио Мельник, Хосе Бердичевский, Маркос Зильбельберг, Мигель Швайцер Спейский, Родриго Хинцпетер Кирберг; одна из самых ярких чилийских звезд кино Шломит Байтельман, успешный телеведущий Дон Франсиско… Именно при хунте между двумя странами был заключен ряд важнейших договоров, таких как Договор об экономическом и коммерческом сотрудничестве (1982), Программа культурного взаимодействия (1983), Договоренность о воздушных путях и авиауслугах (1982), Соглашение о туристическом сотрудничестве (1986). Развивалось военное сотрудничество, которое сегодня достигло впечатляющих масштабов. Так, в 2002  г. ВВС Чили выбрали израильского военного производителя RADA Electronic Industries для покупки у него новых самолетов F-16 C/D, а в 2014 г. чилийская армия выбрала израильскую штурмовую винтовку Galil ACE в качестве базового пехотного вооружения.
 
Случаются в Чили и вспышки ненависти к Израилю. Исходят они либо от влиятельной палестинской общины, либо от представителей левого политического спектра, которые одинаково давили и на Габриэля Гонсалеса Виделу, и на Аугусто Пиночета, и на прошлого президента страны Себастьяна Пиньеру, который под давлением палестинцев и левацких антиизраильских режимов региона был вынужден признать «палестинское государство». Компартия Чили, продолжая политику Альенде, считает Израиль «террористическим государством». Тем не менее Израиль остается важнейшим партнером и другом Чили. Период серьезного охлаждения случился во время правления «интернационалиста» Альенде, а затем, при Пиночете, сотрудничество продолжилось и привело к впечатляющим результатам. По своему субъективному опыту могу сказать, что Чили – одна из самых произраильских стран региона. Ничего подобного аргентинскому киршнеристскому антисемитизму или венесуэльской пещерной юдофобии, скрывающейся за «антиимпериалистической» риторикой, в Чили я не встречала. Китти САНДЕРС