НЕТРАДИЦИОННЫЙ ПАТРИОТИЗМ ДМИТРИЯ ПЕСКОВА
На модерации
Отложенный
НЕТРАДИЦИОННЫЙ ПАТРИОТИЗМ ДМИТРИЯ ПЕСКОВА
На днях пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков (в эфире Эхо Москвы) дал комментарии по поводу двойного гражданства известного журналиста Сергея Брилёва
Точнее, по поводу той «шумихи, которая по этому вопросу была устроена». Пресс-секретарь президента жаловался на непонимание причин столь бурной информационной реакции на этот факт. В двойном гражданстве С. Брилёва он не нашёл «ничего предосудительного». Делая акцент на формальную (юридическую) сторону дела, Д. Песков заявил: «Брилев абсолютно ничего не нарушает, имея гражданство другой страны. Он не является госслужащим, поэтому никакие ограничения на него не распространяются»
Каков род занятий С. Брилёва? Он работает на государственном телеканале (заместитель генерального директора телеканала «Россия» по специальным информационным проектам), где посредством своих программ, репортажей, документальных фильмов реализует государственный заказ на пропаганду. Брилёв – государственный пропагандист. Любое государство осуществляет пропаганду. То есть он разъясняет обществу государственную политику как внутри страны, так и на международном уровне с нужной государству точки зрения. Пытается пробудить одобрение или даже гордость за происходящее в стране. Старается внушить населению страны уверенность в будущем, оптимизм. И так как он создаёт и транслирует этот пропагандистский контент, то он становится лицом этой пропаганды. Ему же необходимо, чтобы общество верило тому, что он говорит?
А что мы видим? Итак, государственный пропагандист, являющийся британским подданным и приобретающий дорогую и, наверняка, комфортную недвижимость на туманном Альбионе, убеждает обычного гражданина, который нередко находится в очень стеснённых жизненных условиях, что у нас в стране всё просто замечательно, а в будущем будет ещё лучше. А те трудности, которые нам создают «западные партнёры» (среди которых Британия в авангарде), мы перетерпим.
Разве обычному гражданину, не имеющего желания присягать на верность британской королеве, не будет, мягко говоря, такая ситуация казаться возмутительной? В голове как-то непросто уместить слова и картинку от Брилёва (к примеру, репортажи о коварной и лживой политике Британии) и факт его британского подданства с дорогущей недвижимостью в Лондоне. Отсюда и возмущение.
Допустим, секретарь президента делает всего лишь вид, что не понимает, почему поднялся «такой шум». Он хочет поддержать верного им журналиста, профессионала, поэтому и упирает на формальную сторону (двойное гражданство не противозаконно и всё такое). Так нельзя было бы сказать проще, что мы ценим в Брилёве профессионализм и работу, которую он делает.
А его второе гражданство нам не важно. Мы прагматики. Но, скорей всего, комментарии Пескова не просто политическая риторика. Это позиция. Он, как и многие другие представители правящего класса, и вправду не видит в этом «ничего предосудительного».
Ещё больше приводит в недоумение другое высказывание пресс-секретаря: «Вы знаете, что он неоднократно сам доказывал, что является абсолютным патриотом, и наличие другого гражданства здесь не является чем-то ущербным».
Кратко, что есть патриотизм? Чувство. В первую очередь, чувство, а не идея. Любовь к своей стране. А любовь к своей стране подразумевает преданность. Можно сказать, что абсолютный патриот – это абсолютно преданный стране человек. Человек, получивший британское подданство и давший клятву верности британской королеве, и есть абсолютный патриот России?
Вряд ли у большинства обычных граждан схожее представление с Песковым в отношении того, кто есть абсолютный патриот. Может Брилёв, конечно, и не раз доказывал свою преданность правящим группам, но такая преданность не есть абсолютный патриотизм.
Нам те же чиновники и государственные пропагандисты постоянно говорят о традиционных ценностях, которые в том числе подразумевают патриотизм, то есть любовь к Родине. Традиционный патриотизм не подразумевает двойное гражданство, офшоры, дорогую недвижимость в Западных странах, обучение и жизнь детей заграницей и т.п. А среди большинства населения страны укрепляется как раз традиционный патриотизм. Но тот патриотизм (по Пескову), который исповедуют большинство представителей правящего класса, включая пропагандистов, есть патриотизм иного толка. Скажем, нетрадиционный. Получается, есть два разных представления о патриотизме. Два разных патриотизма. И в долгосрочной перспективе они несовместимы.
Понято, что сильные чувства могут быть использованы для манипуляций. Вспомнить хотя бы, как Яго манипулировал Отелло, играя на его страстной любви и ревности к Дездемоне. Нередко ревность – обратная сторона такой любви. Она есть страх потери объекта любви. Нечто подобное происходит тогда, когда политические силы используют любовь народа к своей стране как инструмент. Первая половина двадцатого века полна примерами. Та же Первая мировая война. Разогрев патриотического чувства помог состояться этому ужасному событию, а страх за страну способствовал продлению кровавой бойни.
И сейчас к этому инструменту прибегают всё чаще и чаще. Не только в нашей стране. Манипуляции патриотическими чувствами, конечно, могут некоторое время работать, но, как и в пьесе Шекспира, правда всё равно откроется (хотя плата за неё и может быть велика), а манипулятор получит по заслугам.
Комментарии
©