ДИСПУТЫ ( Продолжение о Святителе Луки)

ВОЙНО  - ЯСЕНЕЦКИЙ был превосходным  и бесстрашным оратором - оппоненты побаивались  его. Однажды, вскоре после  рукоположения, он выступал в ташкентском суде  по "делу врачей", которых обвиняли во вредительстве.

Руководитель ЧК Петерс ( латыш), известный своей жестокостью и беспринципностью, решив устроить из этого сфабрикованного дела показательный процесс.

Войно - Ясенецкий был вызван в качестве эксперта - хирурга, и, защищая осужденных на расстрел коллег, разбил доводы Петерса в пух и прах. Видя, что триумф ускользает из его рук, выведенный из себя чекист набросился на самого отца Валентина.

- Скажите, поп, профессор Ясенецкий - Войно, как это  вы  ночью молитесь, а днем людей режете ?

_ Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель ? - парировал он.

Зал разразился хохотом и аплодисментами !

Петерс не сдавался :

 - Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий -Войно. Разве  вы видели  своего Бога ?

- Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но  много оперировал на мозге и, открывая черепную  коробку, никогда не видел там даже ума. И совести там тоже не находил.

Колокольчик председателя потонул в хохоте всего зала.

"Дело врачей" с треском провалилось...

 

11 ЛЕТ ТЮРЕМ И ССЫЛОК

 

В 1923 году Луку (Войно - Ясенецкого ) арестовали по нелепому стандартному подозрению в "контрреволюционной деятельности" - неделю  спустя  после того, как он был тайно  рукоположен  в епископы.

Это стало началом 11 лет  тюрем и ссылок. Владыке Луке дали проститься с детьми, посадили  в поезд... тот минут двадцать не трогался с  места. оказывается , поезд не мог двинуться  потому, что толпа народа легла на рельсы, желая удержать  епископа в Ташкенте...

В тюрьмах епископ Лука делился теплой одеждой со "шпаной" и получал в ответ  доброе  отношение даже  воров и бандитов. Хотя иной раз уголовники его грабили и оскорбляли...

А однажды во время следования по этапу, на ночлеге профессору пришлось произвести  операцию  молодому крестьянину. "После  тяжелого  остеомиелита, никем не леченного, у него  торчала  из зияющей раны в  дельтовидной области вся верхняя треть и головка  плечевой кости.

Нечем было перевязать его, и рубаха , и постель его всегда были  залиты  гноем.  Я попросил  найти  слесарные щипцы и ими без всякого затруднения  вытащил огромный  секвестр ( омертвевший участок кости)